Иностранный банковский капитал и проблемы вхождения России в ВТО

Вступление России в ВТО является одним из центральных вопросов экономической политики. Оно приведет к гораздо более глубоким изменениям в экономике, чем открытие конкретных рынков, поэтому необходим более широкий взгляд на необходимость и последствия вступления. Например, решение вопросов, связанных со вступлением в эту организацию, поможет получить значительный выигрыш в виде более эффективного встраивания в глобальную экономику; при этом потребуется существенное перераспределение труда, капитала и человеческого капитала между секторами и регионами, а также изменение предприятиями своих организационных структур и стимулов для сотрудников.[21]

При решении вопроса вхождения России в ВТО главным и насущным вопросом до сих пор является вопрос о режиме доступа иностранного, в частности, банковского капитала на российский финансовый рынок.

В настоящий момент какие-то ограничения на внедрение в России иностранного банковского капитала отсутствуют. В середине 90-х гг. была введена квота в 15% на суммарный объем иностранного капитала от общего уровня капитализации всей банковской системы. Но эта норма давно отменена. Последним редутом, охраняющим наш банковский сектор от бесконтрольной экспансии зарубежных банков, остается запрет на создание ими своих филиалов, им разрешается организовывать здесь только свои «дочки». Но именно это ограничение и вызывает недовольство наших партнеров по переговорам.[22]

Почему же банкиры так решительно настроены не пускать филиалы иностранных банков на свою территорию? Дело в том, что на «дочерние банки», которые создает в России иностранный банковский капитал, в полном объеме распространяются положения российского законодательства и инструкции ЦБ. А законодательная база банковское регулирование в России таковы, что создают далеко не самые благоприятные условия ведения банковского бизнеса. В результате отечественные банки и «дочки» иностранных банков находятся по крайней мере по этим параметрам в равном положении и вынуждены в одинаковой степени преодолевать российское банковское бездорожье, нести те высокие затраты, которыми обременен наш банковский бизнес. Филиалы же окажутся вне российской юрисдикции, а значит, получат очевидные конкурентные преимущества. И само собой разумеется, что наши банкиры этого никак не хотят допустить.

Однако вопрос этот не так-то прост. Сегодня в России функционируют 34 банка со 100%-ым иностранным капиталом и почти в 100 банках иностранный капитал присутствует в разных долях. В целом же в настоящий момент иностранный банковский капитал ведет себя довольно пассивно. Более того, его доля по итогам 2004г. даже чуть-чуть сократился с 7% до немногим более 6% в силу того, что прирост российского капитала происходил более быстрыми темпами. Однако на Западе смотрят вперед и потому ищут способы добиться поставленных целей.

И, как ни странно, их союзником выступает наш крупный бизнес, который заинтересован в обслуживании иностранных банков. Тем самым он выполняет роль троянского коня. И именно этот аргумент и является решающим для обоснования позиции о разрешении открытия филиалов на российской земле наших партнеров по переговорам. Они настаивают на том, что это нужно не только им, но и выгодно многим российским компаниям.[23]

Само по себе вхождение в ВТО не станет для банковской системы России каким-то серьезным ударом, наоборот, эта мера будет способствовать улучшению банковского обслуживания в стране благодаря усилению конкуренции. Однако это совсем не означает, что вступление в ВТО не создает для нашей банковской системы никаких проблем. У нас слабое и далеко не самое современное банковское и финансовое право. А его улучшение зачастую натыкается на позицию правоведов, которые считают, что многие выдвигаемые законодательные инициативы противоречат ГК и другим законодательным актам.

Вхождение России в ВТО вызывает насущную необходимость либерализовать внутренний банковский сектор, сделать его более конкурентоспособным по затратам, более доступным для потребителя.

Но при этом не стоит забывать, что членство в ВТО облегчит доступ российского банковского капитала на финансовые рынки других стран. Крупные отечественные банки проявляют все больше интереса к открытию своих дочерних структур в других странах. Не секрет, что в Европе к этому относятся не слишком благожелательно и препятствуют русскому финансовому проникновению. Если мы окажемся в ВТО, этот режим для нас будет облегчен.[24]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Одним из следствий развития процессов глобализации мирового хозяйства стало расширение масштабов участия иностранного капитала в банковских системах большинства стран мира. Наиболее заметно эта тенденция проявляется в развивающихся и постсоциалистических странах, испытывающих потребность в реструктуризации и модернизации банковской системы и экономики в целом. Как результат, – в настоящее время более половины совокупного банковского капитала и активов государств Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы находятся под эффективным контролем нерезидентов. Именно банки с иностранным участием начинают оказывать решающее воздействие на характер и приоритеты их экономического развития, контролировать наиболее эффективные сферы деятельности.

Вместе с тем, накопленный мировой опыт свидетельствует о достаточно противоречивом влиянии иностранного капитала на банковский сектор и экономику принимающих стран.

С одной стороны, присутствие иностранных банков способно усилить конкуренцию на национальном рынке, прежде всего на рынке оптовых кредитов; повысить его эффективность за счет привнесения новых и совершенствования уже имеющихся финансовых инструментов и кредитно-финансовых услуг; поднять уровень банковского обслуживания; привести к значительному притоку в страну кредитных ресурсов из-за рубежа.

С другой, – стратегические приоритеты дочерних структур зарубежных банков зачастую не совпадают с национальными интересами. Например, решения об условиях предоставления кредитов могут приниматься с учетом интересов глобальных клиентов или акционеров материнского банка, не всегда заинтересованных в развитии конкурирующих производств. А доминирование иностранных банков на рынке способно обратить преимущества международной конкуренции в из противоположность: «вырождение» национальных банков и снижение капитализации банковской системы, ослабление конкуренции, увод внутренних инвестиционных ресурсов на международные фондовые рынки, падение эффективности банковского надзора, усиление зависимости экономики от колебаний мирового финансового рынка и международных спекуляций.

Ключевая роль банковского сектора в развитии национальной экономики обуславливает необходимость осуществления комплекса мер для предотвращения возможных негативных последствий, связанных с присутствием на внутреннем рынке иностранных поставщиков банковских услуг. Исходя из этого, либерализация допуска нерезидентов в банковский сектор, ставшая в последние годы общемировой тенденцией, отнюдь не тождественна бесконтрольности.

Изучение широкого круга проблем, связанных с инкорпорированием иностранного капитала в банковский сектор, приобретает особую актуальность в свете реальных перспектив существенного возрастания масштабов иностранного присутствия в банковском секторе РФ. Предпосылки для этого уже имеются:

· расширение процессов интеграции России в мировую экономику, прежде всего, – предстоящее вступление страны, в ВТО;

· повышение ее инвестиционной привлекательности на фоне слабости отечественных кредитных институтов и больших возможностей для приобретения новых долей рынка;

· отказ страны от практики административных ограничений доступа иностранного банковского капитала.

Последнее обстоятельство еще более повышает актуальность проблематики в связи с необходимостью разработки внедрения принципиально новых механизмов защиты от нежелательного проникновения иностранного капитала.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Астапов К.Л. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Законодательство и экономика. – 2004. - №5.

2. Банковское дело № 02, 2008, кандидат экономических наук Швандар К.В., «Прямые иностранные инвестиции в странах BRIC»

3. Банковское дело №5, 2007, Сергей Хорошев, «Для иностранных банков работа в России легкой не будет»

4. Банковское дело №3, 2008 кандидат экономических наук В. Исмаилов, «Инвестиционные перспективы иностранного бизнеса в России»

5. Ершов Ю. Подходы к реформированию инвестиционного климата в России: законодательная база // Внешнеэкономический бюллетень. – 2003. - №6. - с.43.

6. Закон РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 14 января 1993 г. - №2. - Ст. 56.

7. Инвестиции: курс лекций/ Е. Р. Орлова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2006. – 207 с.

8. Иностранные инвестиции. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование деятельности предприятия с иностранными инвестициями. Великомыслов Ю.Я. // Allpravo.Ru – 2005.

9. «Мировая экономика и международные отношения», 2006, № 9, с. 25-31, «Инвестиционный имидж России» - А. Шастико, Е. Яковлева

10. Международные экономические отношения: учебник/ Под ред. И. П. Фаминского. – М.: Юристъ, 2001.

11. «Мировая экономика и международные отношения», 2006, № 3, с. 87-94, «Факторы инвестиционной привлекательности регионов России» - Ю. Лукашин, Л. Рахлина

12. Трапезников В.А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве. - М.: Волтерс Клувер, 2004. – с.74.

13. Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 января 1996г. - №3. - Ст.145.

 

14. Федеральный закон от 8 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001г. - №33. - Ст.3431.

15. Финансы и кредит № 28(268), 2007, кандидат экономических наук Э.Б. Алиева «Проблемы вступления России в ВТО с точки зрения влияния на устойчивое экономическое развитие в стране».

 

 


[1] «Мировая экономика и международные отношения», 2006, № 9, с. 25-31, «Инвестиционный имидж России» - А. Шастико, Е. Яковлева.

[2] Инвестиции: курс лекций/ Е. Р. Орлова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2006. – 207 с.

[3] Инвестиции: курс лекций/ Е. Р. Орлова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2006. – 207 с

[4] Международные экономические отношения: учебник/ Под ред. И. П. Фаминского. – М.: Юристъ, 2001. – 847 с.

[5] Инвестиции: курс лекций/ Е. Р. Орлова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2006. – с.533

 

[6] Международные экономические отношения: учебник/ Под ред. И.П.Фаминского.–М.: Юристъ, 2001.–с. 850

[7] «Мировая экономика и международные отношения», 2006, № 3, с. 87-94, «Факторы инвестиционной привлекательности регионов России» - Ю. Лукашин, Л. Рахлина

[8] Закон РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 14 января 1993 г. - №2. - Ст. 56.

[9] Федеральный закон от 12 января 1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 15 января 1996г. - №3. - Ст.145.

 

[10] Федеральный закон от 8 августа 2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 августа 2001г. - №33. - Ст.3431.4

[11]  Трапезников В.А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве. - М.: Волтерс Клувер, 2004. – с.74.

 

[12]  Ершов Ю. Подходы к реформированию инвестиционного климата в России: законодательная база // Внешнеэкономический бюллетень. – 2003. - №6. - с.43.

[13] Астапов К.Л. Законодательное регулирование инвестиций в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Законодательство и экономика. – 2004. - №5.

 

[14] Иностранные инвестиции. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование деятельности предприятия с иностранными инвестициями. Великомыслов Ю.Я. // Allpravo.Ru – 2005.

[15] Банковское дело № 02, 2008, кандидат экономических наук Швандар К.В., «Прямые иностранные инвестиции в странах BRIC»

[16] Иностранные инвестиции. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование деятельности предприятия с иностранными инвестициями. Великомыслов Ю.Я. // Allpravo.Ru – 2005.

[17] Банковское дело № 02, 2008, кандидат экономических наук Швандар К.В., «Прямые иностранные инвестиции в странах BRIC»

 

[18] Банковское дело № 02, 2008, кандидат экономических наук Швандар К.В., «Прямые иностранные инвестиции в странах BRIC»

 

 

[19] Банковское дело №3, 2008 кандидат экономических наук В. Исмаилов, «Инвестиционные перспективы иностранного бизнеса в России»

[20] Иностранные инвестиции. Международно-правовое и внутригосударственное регулирование деятельности предприятия с иностранными инвестициями. Великомыслов Ю.Я. // Allpravo.Ru – 2005.

[21] Финансы и кредит № 28(268), 2007, кандидат экономических наук Э.Б. Алиева «Проблемы вступления России в ВТО с точки зрения влияния на устойчивое экономическое развитие в стране».

[22] Банковское дело №5, 2007, Сергей Хорошев, «Для иностранных банков работа в России легкой не будет»

 

[23] Финансы и кредит № 28(268), 2007, к.э.н. Э.Б. Алиева, «Проблемы вступления России в ВТО с точки зрения на устойчивое экономическое развитие в стране»

[24] Банковское дело №5, 2007, Сергей Хорошев, «Для иностранных банков работа в России легкой не будет»



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: