Пути и формы совершенствования правового обеспечения деятельности иностранных кредитных организаций на территории РФ

Совершенствование правового регулирования банковской деятельности в России находится в прямой зависимости от сохранения положительной динамики развития российской экономики, которая в свою очередь зависит от инвестиционного климата, условий деятельности на финансовом рынке Российской Федерации, а также результатов реструктуризации банковской системы. Главный путь в решении экономических проблем и повышении эффективности проводимых реформ многие исследователи видят в консолидации банковского капитала за счет поглощения крупными надежными банкам более мелких и неустойчивых, что соответствует общемировой тенденции. Правительство страны и Банк России неоднократно высказывали свою заинтересованность в укрупнении кредитных организаций с целью обеспечения большей надежности расчетной системы, поддержания порядка и стабильности на финансовых рынках, а также повышения конкурентоспособности с аналогичными зарубежными структурами в условиях либерализации банковской деятельности. Последняя задача особенно актуальна в условиях, когда Россия после вступления в ВТО, по мнению некоторых экспертов, увеличиться доля иностранного капитала в совокупном банковском капитале страны и деятельность иностранных кредитов организаций на ее территории примет иные формы и более широкие масштабы.

Консолидация банковского капитала в России – процесс объективный и в целом позитивный. Вместе с тем, несмотря на сходство с аналогичными тенденциями в развитых странах, этот процесс, по всей видимости, будет характеризоваться рядом специфических черт, среди которых можно выделить следующие:

· неразвитость фондового рынка и традиции двойной бухгалтерии обусловят по преимуществу скрытый характер преобразования собственности, что значительно затруднит реформирование соответствующей законодательной базы;

· в случае дальнейшего обострения проблем банковского сектора Банк России, вероятно, будет вынужден установить преференциальный режим для банков, поглощающих неплатежеспособные кредитные организации, что противоречит сложившейся международно-правовой практике;

· открытие доступа иностранным банкам на российский рынок предполагает аналогичный доступ российских банков в банковские системы других государств, но можно сказать, что ни один российский банк в действительности не способен конкурировать с аналогичными иностранными структурами не только за границей, но и в самой России;

· сложность правового регулирования заключается в том, что степень регулирования отдельных сегментов финансового рынка в России неодинакова.

Направления и методы совершенствования законодательной базы регулирования банковской деятельности в России должны учитывать опыт других стран, в частности Польши, Венгрии и Чехии. Анализ показывает, что степень участия иностранного капитала в банковском секторе напрямую зависит от его доли во всей экономике страны. Интерес банковского капитала развитых стран к увеличению своего присутствия в странах с переходной экономикой обусловлен в немалой степени и высокой доходностью (до 20% и выше).

Таким образом, вывод, который можно сделать на основании данных фактов, состоит в том, что привлечение иностранного капитала и расширение деятельности иностранных кредитных организаций на территории Российской Федерации должно соответствовать целям экономической и правовой политики страны, направленной на усиление ее положения в мировом сообществе. Например, на сегодняшний момент в экономике России существует проблема «недофинансирования» отечественными кредитными организациями реального сектора экономики. Таким образом, важно законодательно стимулировать долгосрочные вложения кредитными организациями в промышленность и сельское хозяйство, для чего необходимо привлечь и иностранный капитал. Можно, постепенно открывая национальный рынок банковских услуг, направить иностранные инвестиции прежде всего на финансирование реального сектора экономики России и, в свою очередь, принять законы, регулирующие в этом направлении деятельность иностранных кредитных организаций на территории Российской Федерации. По такому пути шло реформирование банковского сектора в новых индустриальных странах (Тайвань, Сингапур, Южная Корея и др.), а в последнее время в Китае.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: