Характеристика отдельных нестандартных уроков

В настоящее время учителя обращают внимание на такие методы и организационные формы обучения, как лекции и семинарские занятия. Это, конечно, не значит, что другие традиционные методы и формы обучения отходят на второй план.

В школьной практике учителя прибегают к двум типам лекций в зависимости от дидактических целей: лекции по изучению нового материала и лекции по систематизации и обобщению знаний. Первый тип лекций проводится при освещении сложного теоретического материала, раскрытии начальных тем курса (как бы вводные лекции). К лекциям второго типа учителя прибегают в конце изучения большого раздела или в конце курса органической химии.

Особенности лекции проявляются в том, что в процессе изложения учитель может обратиться к ученику и попросить его высказать свое суждение по тому или иному вопросу. Попросит повторить какое-то положение (проверка на внимательность), или остановить изложение и дать время на запись чего-то важного (закономерности, правила и др.). Иначе говоря, в процессе лекции не нарушается контакт учитель – ученик. Лекции, как правило, сопровождаются демонстрациями.

 

В учебном процессе большое значение для активизации деятельности учащихся имеют беседы, особенно эвристические (часто проблемные). Если лекции преимущественно относятся к монологическому методу обучения, то беседы – к диалогическому. Диалогический метод позволяет в большой степени, чем лекции, развивать мышление учащихся, дает возможность научить школьников участвовать в дискуссии, отстаивать свое мнение.

 

Диалогический метод используется при проведении семинаров. Эта форма организации уроков прочно вошла в практику преподавания химии. Семинарские занятия проводят с целью отработки, закрепления учебного материала, обобщения знаний по теме, разделу и реже – при изучении нового учебного материала. Они могут следовать за лекцией. Например, после лекции о спиртах могут быть проведены семинары по изучению свойств одно- и многоатомных спиртов, их применению.

Важная особенность семинарских занятий – это проявление самостоятельности учащихся, их активной мыслительной деятельности при решении поставленных или возникающих в процессе обсуждения вопросов, широкое применение приемов логического мышления, особенно сравнений, аналогий, систематизации и обобщения.

Следует учитывать то организация семинарских занятий по химии проходит не на пустом месте; учащиеся уже приобрели небольшой опыт участия в занятиях как по химии, так и по другим учебным предметам, а учителя имею опыт проведения подобных занятий.

Практика показывает, что для проведения семинарского занятия по обобщению знаний целесообразно заранее дать учащимся план урока и небольшой список литературы. Вопросы, включаемые в план семинара, должны отражать основное содержание темы или раздела. Желательно, чтобы отдельные вопросы были сформулированы в виде проблемы (где это возможно), например: каковы причины многообразия углеродов? Постановка такого вопроса позволит учителю проводить эвристическую беседу, даст возможность учащимся выражать свою точку зрения, завязывать дискуссию.

 

Некоторые учителя проводят уроки-конференции. Особенности этих уроков заключается в том, что учащиеся готовят небольшие доклады о посещении местного производства, о развитии местной отрасли промышленности (например, производство определенных видов полимерных материалов, многотоннажных органических веществ). Содержание докладов может быть связано с изучаемым материалом, но оно может несколько выходить за рамки программы, так как учащиеся получают сведения о производствах, на которые они, возможно, в будущем пойдут работать. Часто к докладам учащиеся готовят таблицы, схемы.

Конференция должна быть посвящена определенной теме, например «развитие химической промышленности области», «Природные источники углеводородов», «Химическая промышленности охрана природы».

Целесообразно участие в школьных конференциях представителей химических производств, санэпидемстанций, научных учреждений, что важно для воспитания учащихся. Обычно на конференции с докладами выступает небольшое число учащихся, и происходит она, как правило «бесконфликтно», без дискуссий, хотя желательно, чтобы они были.

О теме и плане конференции учащиеся узнают заранее. Учитель при необходимости дает консультации отдельным докладчикам. Конференцию обычно открывает вступительным словом учитель и заканчивает ее подведением итогов. Иногда к конференции учащиеся готовят специальную газету.

Разумеется, конференции в классе учитель проводит редко – одну-две в год.

В последнее время в школьной практике появилась новая форма организации урока – ролевые игры. На них остановимся подробнее. Характер ролевой игры определяется содержанием программного материала, производственным окружением, интересами и подготовленностью учителя и учащихся. При этом следует учитывать, что не всякий программный материал может быть базой для организации урока в форме ролевой игры. При его отборе следует исходить из следующих положений: отобранный материал должен обеспечить постановку и разрешение конкретной проблемы, возможность творческого поиска; способствовать организации самостоятельной практической работы учащихся на основе имеющихся у них знаний, раскрытию роли знаний, науки в развитии общества. 

Проведение уроков ролевых игр целесообразно, связь предмета с производственным окружением. При этом освещаются проблемы, которые разрешаются на производстве, в исследовательском институте.

Их проведение требует от учителя творческого подхода. Нужно выбрать тему, подготовить сценарий, определить меры участия производственников или учёных и главное – подготовить учащихся к такому уроку.

Организация работы с учащимися слагается примерно из следующих этапов:

1. Предварительное обсуждение темы и её основных вопросов, определение производственного или научного объекта (конкретное производство, лаборатории научно-исследовательского института).

2. Проект сценария, в создании которого принимают участие как учитель, так и учащиеся. Распределение ролей (например, заведующие различными лабораториями или должностные лица). Работа с литературой.

3. Знакомство с производством, лабораториями и другими учреждениями, имеющими отношение к теме ролевой игры, а также с их проблемами, задачами. Установление связей с производством, лабораториями, выполнение химических опытов, составление схем, таблиц, связанных с темой ролевой игры.

4. Уточнение содержания сценария, участие в нём работников производства, учёных.

5. Индивидуальная и групповая подготовка учащихся к игре.

6. Проверка готовности каждого ученика к участию в ролевой игре.

В ролевых играх, как правило, активно участвуют все учащиеся класса. Поэтому при подготовке к уроку необходимо разделить Учащихся класса на группы, определить обязанности (роль) каждого из них, разработать программу урока, задания для каждой группы учащихся, определить время выполнения заданий, выбрать оборудование, наглядные пособия, подобрать химический эксперимент, выполняемый учащимися, продумать формы учёта и контроля знаний.  

Подготовительную работу учитель проводит задолго до урока ролевой игры. В кабинете химии учащиеся знакомятся с нужной литературой и изучают её, получают задания, консультации к их выполнению.  Если урок проводится по материалу с производственным содержанием, в задании приводятся перечень должностных обязанностей, основные знания, какими должен владеть ученик, выполняя эти обязанности, и перечень необходимых для работы умений.

Ролевые игры при хорошей их организации имеют большое воспитательное значение: они позволяют показать роль химии в решении важных практических задач, приучают школьников работать в коллективе, ответственно относиться к учёбе. В учебную работу вовлекаются самые застенчивые, робкие ребята, что способствует самоутверждению каждого ученика в классе, сплочению коллектива. При этом воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, самостоятельность, постоянная готовность учащихся включиться в различные виды деятельности.

Как и конференции, ролевые игры следует проводить 1-2 раза в год. Опыт показывает, что увлечение только одной какой-либо организационной формой обучения приводит к нежелательным явлениям: учащимся становится скучно, неинтересно, они перестают творчески работать.

Некоторые учителя для проверки знаний проводят зачёты по отдельным или нескольким темам. Для зачёта отбираются как теоретические вопросы, так и вопросы практического характера (решение экспериментальных и расчётных задач).

  В настоящее время любой метод и любую организационную форму обучения следует рассматривать с точки зрения их эффективности, реализации возможностей познавательной деятельности учащихся. Иначе говоря, все методы и организационные формы обучения должны быть активными по своей сути. /8/

    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: