Использование информационных технологий при обучении химии (из опыта работы)

       Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация образования. Современное общество ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую культуру деятельности, в которой будут жить и работать выпускники всех без исключения типов школ.

       Термин «информационные технологии» применяется в образовательном процессе совсем недавно и подразумевает использование компьютеров как новых средств подготовки, диагностики, контроля и обучения предметам. Компьютерные технологии призваны помочь учителю в школе делать то, что без компьютера делать очень сложно; делать то, что не делали раньше; делать по-новому то, что делали всегда.

      Применение компьютера на уроках химии целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа-уроки. Так, мною проводились уроки-лекции с использованием компьютерных дисков по темам: «Природные источники углеводородов» (10 класс), «Белки» (10 класс), «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений» (11 класс). На этих уроках учащиеся не только получили исчерпывающую информацию по темам, но и наглядно увидели строение полимеров, устройства колон синтеза веществ и качественные реакции на белки. Затем были проведены семинары, где рассматривались те вопросы, которые освещались на предыдущих уроках. Система уроков медиа-лекция и семинар показала, что учащиеся лучше усваивают материал и реальнее представляют себе процессы, происходящие между веществами. 

       Применение компьютерного диска можно использовать и на уроках объяснения нового материала. Такой урок был проведён в 9 классе по теме «Общая характеристика элементов 4А группы. Углерод». В отличие от лекции, на этом уроке ребята не только получали информацию, но и обсуждали просмотренный материал, закрепляли изученное и проводили химический эксперимент. Достоинством этого урока является то, что учащиеся смогли увидеть не представленные в учебнике аллотропные модификации углерода, причём в пространственной форме и в движении.

       Закрепление изученного материала также можно проводить с применением дисков. С этой целью был проведён медиа-урок в 10 классе по теме «Многоатомные спирты». Зная свойства одноатомных спиртов, ребята предсказывали строение и свойства многоатомных спиртов, а затем проверяли свои предположения с помощью компьютерного диска. Таким образом, учащиеся учились анализировать и сравнивать.

        Хочется отметить, что в школьной лаборатории  не всегда можно провести химический эксперимент в должном виде. А так как химия - наука экспериментальная, то помощь компьютера в данном случае просто необходима. Поэтому при обобщении знаний в 10 классе был проведён медиа-урок на тему «Качественные реакции в органической химии». Часть урока была посвящена просмотру и записи качественных реакций на органические вещества, а вторая половина - решению экспериментальных задач. Такое комплексное повторение даёт возможность лучше запомнить и воспроизвести ранее изученное.

        И, конечно же, очень большую роль играют компьютерные диски в подготовке к единому государственному экзамену. Они помогают проверить знания учащихся и устранить пробелы. Действенность их впервые была проверена выпускниками 2004 года. Из восьми сдававших ЕГЭ по химии, двое получили оценку «5», остальные - «4».

       Таким образом, эффект применения компьютерных технологий зависит в наибольшей мере от умения использовать новые возможности. Важно включить эти технологии в систему обучения каждого ребёнка, предоставить ему свободу выбора форм и средств деятельности при решении учебных задач, в тоже время, обеспечивая его системой помощи в случае затруднений.

        Очевидно, что в самом ближайшем будущем умение учителя-практика пользоваться компьютером в учебном процессе станет обязательным элементом его профессиональной компетенции.

 

 

Нестандартные уроки химии (из опыта работы).

Медиа-урок «Белки, их строение и свойства». (10 класс)

Цели урока: познакомить со структурой, физическими и химическими             свойствами белков, многообразием их биологических функций.

  Оборудование и реактивы: диск CD раздел «Белки», шерстяная нить, спички, спиртовка, держатель.

Тип урока: урок-лекция.

  Вопросы лекции:

1. Белки - высшая ступень развития вещества в природе (функции и классификация белков).

2. Аминокислоты - мономеры белков.

3. Теории строения белков и история их открытия.

4. Структуры белка.

5. Свойства белков.

 

Ход урока:

Учитель: Белки - высшая ступень развития вещества в природе, обусловившая появление жизни. Как наиболее сложные вещества, они совмещают в себе многие элементы структур органических соединений. Знание этих структур даёт ключ к пониманию своеобразных свойств и биологического значения белков. Познакомиться со строением, функциями и свойствами белков нам поможет компьютерный диск. (Учащиеся записывают в тетради конспект лекции).

Белки - высшая ступень развития вещества в природе.

Слайд 1. Записать определение и функции белков.

           Белки - природные полимеры, мономерами которых являются         аминокислоты.

          Функции белков: строительная, транспортная, защитная, каталитическая, защитная, гормоны.

  Слайд 2. Классификация белков (протеины и протеиды).

 

Аминокислоты - мономеры белков.

Слайд 3. Таблица зависимости относительной молекулярной массы белков от числа аминокислот, образующих белки.

Слайд 4. Таблица 20 основных аминокислот, входящих в состав белка (таблицы учениками не записываются).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: