Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация образования. Современное общество ответило на этот вопрос, начав активно создавать новую информационную культуру, новую культуру деятельности, в которой будут жить и работать выпускники всех без исключения типов школ.
Термин «информационные технологии» применяется в образовательном процессе совсем недавно и подразумевает использование компьютеров как новых средств подготовки, диагностики, контроля и обучения предметам. Компьютерные технологии призваны помочь учителю в школе делать то, что без компьютера делать очень сложно; делать то, что не делали раньше; делать по-новому то, что делали всегда.
Применение компьютера на уроках химии целесообразно в тех случаях, когда обычных средств обучения уже недостаточно. Очень эффективными, наглядными и содержательными являются медиа-уроки. Так, мною проводились уроки-лекции с использованием компьютерных дисков по темам: «Природные источники углеводородов» (10 класс), «Белки» (10 класс), «Основные понятия химии высокомолекулярных соединений» (11 класс). На этих уроках учащиеся не только получили исчерпывающую информацию по темам, но и наглядно увидели строение полимеров, устройства колон синтеза веществ и качественные реакции на белки. Затем были проведены семинары, где рассматривались те вопросы, которые освещались на предыдущих уроках. Система уроков медиа-лекция и семинар показала, что учащиеся лучше усваивают материал и реальнее представляют себе процессы, происходящие между веществами.
Применение компьютерного диска можно использовать и на уроках объяснения нового материала. Такой урок был проведён в 9 классе по теме «Общая характеристика элементов 4А группы. Углерод». В отличие от лекции, на этом уроке ребята не только получали информацию, но и обсуждали просмотренный материал, закрепляли изученное и проводили химический эксперимент. Достоинством этого урока является то, что учащиеся смогли увидеть не представленные в учебнике аллотропные модификации углерода, причём в пространственной форме и в движении.
Закрепление изученного материала также можно проводить с применением дисков. С этой целью был проведён медиа-урок в 10 классе по теме «Многоатомные спирты». Зная свойства одноатомных спиртов, ребята предсказывали строение и свойства многоатомных спиртов, а затем проверяли свои предположения с помощью компьютерного диска. Таким образом, учащиеся учились анализировать и сравнивать.
Хочется отметить, что в школьной лаборатории не всегда можно провести химический эксперимент в должном виде. А так как химия - наука экспериментальная, то помощь компьютера в данном случае просто необходима. Поэтому при обобщении знаний в 10 классе был проведён медиа-урок на тему «Качественные реакции в органической химии». Часть урока была посвящена просмотру и записи качественных реакций на органические вещества, а вторая половина - решению экспериментальных задач. Такое комплексное повторение даёт возможность лучше запомнить и воспроизвести ранее изученное.
И, конечно же, очень большую роль играют компьютерные диски в подготовке к единому государственному экзамену. Они помогают проверить знания учащихся и устранить пробелы. Действенность их впервые была проверена выпускниками 2004 года. Из восьми сдававших ЕГЭ по химии, двое получили оценку «5», остальные - «4».
Таким образом, эффект применения компьютерных технологий зависит в наибольшей мере от умения использовать новые возможности. Важно включить эти технологии в систему обучения каждого ребёнка, предоставить ему свободу выбора форм и средств деятельности при решении учебных задач, в тоже время, обеспечивая его системой помощи в случае затруднений.
Очевидно, что в самом ближайшем будущем умение учителя-практика пользоваться компьютером в учебном процессе станет обязательным элементом его профессиональной компетенции.
Нестандартные уроки химии (из опыта работы).
Медиа-урок «Белки, их строение и свойства». (10 класс)
Цели урока: познакомить со структурой, физическими и химическими свойствами белков, многообразием их биологических функций.
Оборудование и реактивы: диск CD раздел «Белки», шерстяная нить, спички, спиртовка, держатель.
Тип урока: урок-лекция.
Вопросы лекции:
1. Белки - высшая ступень развития вещества в природе (функции и классификация белков).
2. Аминокислоты - мономеры белков.
3. Теории строения белков и история их открытия.
4. Структуры белка.
5. Свойства белков.
Ход урока:
Учитель: Белки - высшая ступень развития вещества в природе, обусловившая появление жизни. Как наиболее сложные вещества, они совмещают в себе многие элементы структур органических соединений. Знание этих структур даёт ключ к пониманию своеобразных свойств и биологического значения белков. Познакомиться со строением, функциями и свойствами белков нам поможет компьютерный диск. (Учащиеся записывают в тетради конспект лекции).
Белки - высшая ступень развития вещества в природе.
Слайд 1. Записать определение и функции белков.
Белки - природные полимеры, мономерами которых являются аминокислоты.
Функции белков: строительная, транспортная, защитная, каталитическая, защитная, гормоны.
Слайд 2. Классификация белков (протеины и протеиды).
Аминокислоты - мономеры белков.
Слайд 3. Таблица зависимости относительной молекулярной массы белков от числа аминокислот, образующих белки.
Слайд 4. Таблица 20 основных аминокислот, входящих в состав белка (таблицы учениками не записываются).