Ключевые понятия мотивации труда

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ» В Г. ЛИПЕЦКЕ

 

 

 


Кафедра Государственной, муниципальной службы и менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине


ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ

 

на тему «СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ»

 

 
Выполнил студент УЗС-09-1 Филатов В.А. Преподаватель: к.э.н., доцент Гурина М.А.

 

 


           

 

Работа принята

«____» _________ 2011 г.

Специалист ____________ _______________

                                                                           (Ф.И.О.)

Оценка ___________ ____________

                                (подпись преподавателя)

 

«____» _________ 2011 г.

 

 

Липецк – 2011


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 3

1. Ключевые понятия мотивации труда 5

2. Структура мотивационного механизма в управлении предприятием. 11

3. Системный подход к управлению мотивацией труда 16

4. Совершенствование системы мотивации персонала организации. 25

4.1. Оптимизация оплаты труда 25

4.2. Реализация карьерной стратегии и разработка системы        комплексного стимулирования труда персонала 27

Заключение 31

Библиографический список. 33


ВВЕДЕНИЕ

 

Современные тенденции и закономерности трудовой деятельности обуславливают необходимость формирования качественно новой модели трудовой мотивации, предназначенной для решения задач инновационного развития национальной экономики и отвечающей международным стандартам в социально-трудовой сфере. Особую значимость поставленная проблема приобретает на корпоративном уровне управления в контексте анализа взаимосвязей между краткосрочными и долгосрочными эффектами в экономической политике. Разработка стратегии и ее реализация невозможны без создания условий в сфере труда, обеспечивающих более полное раскрытие мотивационного потенциала. В условиях глобальной конкуренции именно стратегия предприятия, квалификация работников, система их вознаграждения наряду с программным обеспечением, патентами и брендами, выступающими как нематериальные активы, определяют конкурентоспособность компании.

Для работодателя, принимающего управленческие решения в сфере оплаты труда, центральным вопросом становится оптимизация затрат на рабочую силу, которые выступают основой мотивации наемного персонала. Уровень и динамика затрат на рабочую силу становятся центральным вопросом на переговорах между основными социальными партнерами рынка труда - организациями предпринимателей и трудящихся.

Значимость данного аспекта проблемы многократно усиливается в периоды экономических спадов, вызванных сменой формы общественного развития, финансовым кризисом, дисбалансом в структуре экономики и т.д. Поэтому исследование и совершенствование мотивации в современных условиях приобретает особенно актуальное значение.

Актуальность и важность проблем мотивации персонала заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, руководители смогут более эффективно управлять персоналом, повышая тем самым производительность труда и конкурентоспособность предприятия.

Целью работы является исследование современной системы мотивации персонала организации. В соответствии с поставленной целью сформулируем задачи исследования:

- изучить ключевые понятия мотивации труда;

- определить структуру мотивационного механизма в управлении предприятием;

- исследовать системный подход к управлению мотивацией труда;

- изучить пути совершенствования системы мотивации персонала организации.

Теоретическую основу выпускной работы составляют научные труды в области мотивационной функции управления ведущих российских и зарубежных ученых, внесших значительный вклад в теорию и практику менеджмента.

Методологическая основа исследования состоит в использовании комплексного, системного подхода к анализу проблем мотивации деятельности персонала современного предприятия.   






КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИИ ТРУДА

 

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью до­биться от него определенных действий путем пробуждения в нем опре­деленных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивиро­вания.

В зависимости от того, какие цели преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования [14, c. 112].

Важнейшей составляющей менеджмента является мотивация, под которой понимается процесс побужде­ния менеджером себя и других к деятельности, направ­ленной на достижение личных целей и основных целей организации. Мотивом к деятель­ности человека служат его потребности. Потребность же возникает тогда, когда он ощущает физиологичес­ки или психологически недостаток чего-либо. Однако потребности невозможно наблюдать непосредственно или измерять. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Когда потребность ощущается человеком, она побуждает его к действиям, определен­ной направленности.

Но мотивов к действиям может быть несколько. При этом сила мотивов может нарастать или ослабе­вать. Мотив усиливается, если достижение цели стано­вится очевидным. И наоборот, если потребность уже удовлетворена, она перестает быть мотивом.

Выявлена следующая зависимость между силой мотивации и вероятностью успеха в достижении цели (рисунок 1).

Как видим, максимальная сила мотивации имеет место тогда, когда вероятность успеха составляет 0,5. При вероятности успеха равной 1, сила мотивации ста­новится равной 0.

 

Рисунок 1 – Взаимосвязь между силой мотивации и вероятностью успеха

 

Один из основоположников теории мотивации А. Маслоу выделял среди потребностей человека 5 ос­новных категорий:

- физиологические потребности. Они необходимы человеку для выживания. Это потребности в пище, воде, убежище, отдыхе и т.д.;

- потребности в безопасности и уверенности в бу­дущем. Они включают в себя потребности в защи­те от внешних опасностей;

- социальные потребности, то есть потребности в соци­альном взаимодействии, в поддержке и т.д.;

- потребности в уважении (самоуважение, уваже­ние со стороны окружающих и др.);

- потребности самовыражения, т.е. потребности в реализации своих потенциальных возможностей. В свою очередь все потребности человека делятся на первичные и вторичные. Первичные потребности являются по своей природе врожденными. Это потреб­ности в пище, воде, воздухе, одежде, защите и т.д. Вто­ричные потребности - это потребности психологичес­кого характера, к которым относятся потребности в уважении, успехе, власти, привязанности и т.д. [17, c. 58]

Сила мотива определяется степенью актуально­сти той или иной потребности для человека, и чем силь­нее потребность, тем активнее он действует. Так, вы­сокая интенсивность, неблагоприятные условия труда, неразвитость социальной сферы даже при хорошей оплате труда могут отпугивать человека от предлагае­мой ему работы.

В каждый конкретный отрезок времени человек стремится к удовлетворению той потребности, кото­рая для него является более важной. И прежде чем по­требность следующего уровня станет главным опреде­ляющим фактором в поведении человека, должна быть хотя бы частично удовлетворена потребность более низкого уровня. Поскольку с развитием человека как личности его потребности расширяются, то и процесс мотивации через потребности не имеет своих ограни­чений. Однако если ситуация у человека радикально изменяется, то и важнейшие потребности его могут существенно измениться. И человек меняет свое пове­дение. Но поведение человека является не только функ­цией потребностей, оно является и функцией его ожи­даний, а также возможных результатов от выбранно­го им поведения [15, c. 138].

Таким образом, мотивы, цели, ожидание и пове­дение человека тесно связаны между собой, что можно представить следующим образом (рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 – Взаимосвязи между мотивами, целями, ожиданием и поведением человека

 

Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качест­ве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других лю­дей, обещания, предоставляемые возможности и многое другое, что мо­жет быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. На многие стимулы человек реагирует не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному конт­ролю.

Мотивирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что мотивирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется мотивирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в ее делах, осуществляя необходи­мые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующе­го стимулирующего воздействия.

Осуществляя мотивацию, менеджер должен обес­печивать четкое соответствие между достигнутыми результатами и размером вознаграждения. В этом про­является его справедливость. Люди субъективно опре­деляют соотношение полученного вознаграждения с затраченными усилиями и затем сравнивают его с воз­награждением других людей, выполняющих аналогич­ную работу. Если сравнение показывает несправедли­вость, то человек начинает бороться за ее восстанов­ление, в том числе путем снижения интенсивности своей работы и даже ее прекращением.

 Говоря об особенностях мотивирования сотрудников нельзя не упомянуть о внутренней мотивации [16, c. 111].

Внутренняя мотивация - это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой деятельности.
Таким образом предполагается, что каждый человек стремится к достижениям и автономии в интересующей его сфере деятельности. В таком случае ограничивающие факторы (например, ограничения в принятии решений, контролирующее влияние системы материального мотивирования и т.п.) воспринимаются сотрудником как противоречащие автономности, и поэтому активность и интерес в таких видах деятельности снижается.
В связи с теорией внутренней мотивации стоит упомянуть о теориях Х и У, выдвинутых Д.Мак-Грегором. Предположения менеджеров о особенностях своих сотрудников можно разделить на две основные группы:

- сторонники теории Х считают своих подчиненных пассивными и ленивыми, предпочитающими быть ведомыми и сопротивляющимися изменениям;

- сторонники теории У считают существенной задачей менеджмента создание таких организационных условий, в которых люди могли бы добиваться своих собственных целей, направляя свои усилия на благо организации.

Оба вида представлений приводят к самореализующимся пророчествам: как менеджер представляет себе своих подчиненных, так он к ним и относится, и, в конечном итоге, сотрудники начинают соответствовать этим ожиданиям. Таким образом, если исходить из представления о том, что мотивация к деятельности исходит от самого человека, задачи мотивационного менеджмента сводятся к организации условий, в которых сотрудники могли бы наиболее полно реализовать свой потенциал, а также к проведению мероприятий по исключению из их деятельности демотивирующих факторов.

В заключение хотелось бы отметить, что именно во внутренней мотивации сотрудников кроется огромный потенциал. Если компания уделяет достаточно внимания личности своих сотрудников и по возможности не демотивирует их, то компания станет для сотрудников «вторым домом». В таких компаниях сотрудники очень лояльны и готовы переживать все трудности вместе с компанией и трудиться на ее благо, даже если какие-то моменты их не устраивают.

Люди работают для удовлетворения своих потребностей и ради вознаграждения за свой труд. Вознаграждение может дать как сам процесс труда (удовлетворение от работы), так и субъект управления (руководство того предприятия (фирмы) на котором работает человек, если оно обладает достаточными для этого полномочиями). Вознаграждение за труд часто называют мотивированием.

Мотивирование выполняет экономическую, социальную и нравственную функции.

Экономическая функция выражается в том, что мотивирование труда содействует повышению эффективности производства, которое выражается в росте производительности труда и качества продукции.

Нравственная функция определяется тем, что стимулы к труду формируют активную жизненную позицию, высоконравственный климат в обществе. При этом важно сформировать правильную и обоснованную систему стимулов с учетом традиции и исторического опыта.

Социальная функция обеспечивается формированием социальной структуры общества через различные уровни доходов, которые в значительной степени зависят от воздействия стимулов на различных людей. Кроме этого формирование потребностей, а в итоге и развитие личности определяется формированием и мотивированием труда в обществе.

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: