Анализ результатов исследования

имя

Набранные баллы

Уровень

враждебность Агрессивность
1 Лилия 12 32 Средний
2 Владимир 4 23 Низкий
3 Марат 5 17 Низкий
4 Римма 15 36 Средний
5 Люция 10 31 Средний
6 Лилия М. 6 18 Низкий
7 Альмира 7 20 Низкий
8 Динара 18 28 Средний
9 Насим 8 25 Низкий
10 Тамара 3 23 Низкий

Владимир, Марат, Лилия М., Альмира, Насим и Тамара показали уровень враждебности и агрессивности не выходящий за пределы нормы, это говорит о том, что эти люди могут проявлять агрессию и враждебность, но для этого нужны условия выводящие из душевного равновесия или независящая от них негативная ситуация. В целом же они предпочитают напрасно не проявлять негативизма и стараются найти подходящее решение для обоих конфликтующих сторон.

Лилия, Римма, Люция и Динара набрали количество баллов говорящее о том, что у них средний уровень агрессии и враждебности. Они легко могут выходить из себя и проявлять враждебность даже по небольшим поводам, возможно это говорит о стрессе либо психологической усталости, им необходима помощь психолога.

Так же мы составили таблицу процентного соотношения людей показавших повышенный уровень реакции:

Таблица 3

Процентное и количественное соотношение

уровень количество %
1 Низкий 6 60
2 Средний 4 40
3 Высокий 0 0

 

По таблице 2, мы составили диаграмму:

Рис. 1 Процентное соотношение

Кроме того мы составили таблицу шкал:

Таблица 2

имя Физическая агрессия Косвенная агрессия Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Вербальная агрессия Чувство вины
1 Лилия 3 9 8 1 3 4 5 3
2 Владимир 9 1 11 3 4 6 2 1
3 Марат 2 3 10 2 1 4 1 1
4 Римма 10 5 4 1 2 3 1 4
5 Люция 9 3 5 1 3 3 6 5
6 Лилия М. 1 8 2 4 4 11 3 1
7 Альмира 4 5 11 3 1 5 8 6
8 Динара 7 1 3 2 4 12 5 4
9 Насим 5 3 5 1 3 7 12 7
10 Тамара 2 3 7 1 2 4 11 4

 

Римма и Люция показали повышенный уровень физической агрессии, это говорит о том, что, в случае выражения негативных эмоций они стремятся причинить физическую боль оппоненту.

Лилия показала повышенный уровень косвенной агрессии. Это говорит о том, что данный человек, возможно сам не осознаёт, что ведёт себя агрессивно.

Владимир, Марат и Альмира показали повышенный уровень раздражения, они легко теряют душевное равновесие и могут показывать негативное отношение к окружающим.

Лилия М. и Динара показали повышенный уровень подозрительности, они не доверяют людям. Они не могут открыто общаться с пациентами и коллегами и с опаской относятся к новым людям.

Насим и Тамара показали вербальную агрессию. Это говорит о том, что в случае выражения негативных чувств они больше опираются на словесные перебранки, они устно выражают свою агрессию. 

Так же мы составили диаграмму соотношения шкал:

Рис.1 Количественное соотношение
Выводы по второй главе

 

Проведя эмпирическое исследование, мы можем видеть, что у 60% опрошенных низкий уровень проявления агрессии и у 40% средний уровень, это говорит о стрессе либо усталости от работы, им можно было бы рекомендовать помощь психолога. В целом же психологическая картина в группе исследуемых является благоприятной и не требует специальной коррекции.

В повседневности проявления агрессии выражают различными терминами. Агрессия может быть как доброкачественной, подразумевающей такие свойства личности, как настойчивость, мужество, храбрость, амбиции, отвагу, так и злокачественной, характеризующей такие черты, как хамство, жестокость, насилие. Особой разновидностью агрессии является деструктивная агрессия или, попросту говоря, зло. Еще китайские философы дискутировали на тему подобного проявления агрессии. Некоторые склонялись к тому, что человек изначально имеет злую природу. Другие же считали, что человек рождается нейтральным по своей сути, а уже потом, под влиянием определенных способствующих факторов становится злым. Такими факторами могут быть: физические наказания, моральные унижения, запрет на эмоции.

Согласно исследователю Фромму, существует два вида проявления агрессии. Первый вид присущ как человеку, так и животным. Подразумевает заложенный генетически импульс к бегству или атаке в прямой зависимости от сложившейся ситуации, при угрозе жизни. Такая оборонительная агрессия необходима для выживания того или иного вида. Ей свойственно затухание при отсутствии видимой опасности. Второй вид представляет собой деструктивную агрессию, которая практически отсутствует у животных и встречается лишь у человека. Она не несет в себе никаких генетических установок, никак не связана с биологическими основами выживания и не подразумевает под собой никакой определенной цели. Деструктивная агрессия связана с чувствами, эмоциями и страстями, которые находят отражение в человеческом характере.

Также особняком стоят проявления агрессии, называемые псевдоагрессией. Это и непреднамеренная агрессия, в частности, случайное ранение человека, и игровая, которая проявляется во всевозможных тренировках ловкости и быстроты реакции. Изначально разнообразные виды борьбы, а также стрельба и фехтование образовались из желания нанести физический ущерб противнику, однако в последнее время утратили свое истинное предназначение, превратившись в виды спортивных состязаний.

Порой случается так, что проявление агрессии возникает по отношению к незнакомому человеку. Следует разобраться в причинах подобной агрессии, что и поможет выявить истинную подоплеку вспышек агрессии (например, человек со схожими личностными качествами когда-то причинил определенные неприятности). Агрессия откладывается в самом человеке и ждет вступления в некий резонанс с внешним фактором, обращая всю силу на него. Поэтому нет смысла избегать агрессии, ведь все равно рано или поздно она выплеснется на того или иного человека.

Мужская и женская агрессия также проявляются по-разному. Проявление агрессии у мужчин выглядит в совокупности как удар кулаком об стол, включая все вытекающие отсюда последствия. Женская же агрессия проявляется в виде бесконечных жалоб, пилений, недовольств, а также сплетен и умозаключений, не поддающихся никакой логике. Это тоже своеобразная агрессия, которая служит одной цели – перебросу на другого человека, в частности, на мужчину.




Заключение

 

Проведя эмпирическое исследование, мы можем сказать следующее – у 60% респондентов низкий уровень агрессивности эти люди если и выражают агрессию то делают это действительно по “поводу”. У 40% уровень агрессивности и враждебности средний, они могут выражать негативизм даже по несущественным поводам, в целом же общий уровень агрессивности у них в норме. При анализе же шкал выражения негативных эимоций мы получили следующие результаты 2 человека показали повышенный уровень физической агрессии, один человек косвенной агрессии, 3 человека повышенный уровень раздражения, 2 показали повышенный уровень подозрительность и 2 выраженность вербальной агрессии.

Фактически, считал К. Лоренц, агрессивное поведение может проявлять себя даже при отсутствии высвобождающего стимула, т.е. спонтанно. Именно поэтому, по мнению К. Лоренца, так широко распространено у людей насилие в отношении представителей своего собственного вида, в отличие от большинства других живых существ. Согласно К. Лоренцу, все живые существа с рождения наделены возможностью подавлять все свои стремления, кроме природного инстинкта борьбы. Способность подавлять "инстинкт насилия" находится в прямой зависимости от их природной способности наносить серьезные повреждения своим жертвам. В этом случае, чем щедрее природа наделила опасных животных всем необходимым для успешного умерщвления других живых существ (проворством, огромными когтями и зубами), тем более им присуще сильное сдерживающее начало, препятствующее нападению на представителей собственного вида, в то время как менее опасные существа - люди, обладают гораздо более слабым сдерживающим началом. На заре истории человечества, рассуждал К. Лоренц, агрессивные действия против своих соплеменников, в ходе которых применялись кулаки и зубы, выглядели не столь уж страшными, так как вероятность нанесения друг другу серьезного увечья была незначительна. Однако технический прогресс сделал возможным появление оружия массового поражения, тогда как контроль над "инстинктом насилия" остался у людей на прежнем уровне. В результате, человечество само оказалось под угрозой выживания и постоянного насилия со стороны других людей. Несмотря на то, что К. Лоренц, как и З. Фрейд, считал агрессию в жизни людей "неизбежным злом", он более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля насильственного поведения. К. Лоренц полагал, что участие человека в замещающих насилие действиях, не связанных напрямую с причинением ущерба, таких как спортивные состязания, тяжелая физическая работа и т.д., может существенно предотвратить накопление агрессивной энергии до опасного уровня и снизить вероятность вспышек насилия.

Согласно следующей концепции, которая носит название "фрустрационная теория", агрессия - это не автоматически появляющееся в недрах организма влечение, а следствие фрустрации, т.е. препятствий, возникающих на пути целенаправленных действий субъекта, или же крушения ожиданий и целей, к которым он стремился.

В этом случае пусковым механизмом агрессии будет выступать определенное психологическое состояние субъекта - фрустрация, которое возникает из-за расстройства планов или крушения надежд. Рассматриваемая теория утверждает, что, во-первых, агрессия всегда есть следствие фрустрации и, во-вторых, фрустрация всегда влечет за собой агрессию.
Список использованной литературы

 

1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000.

2.  Бандура А. Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М., 1999.

3. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001.

4. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1997.

5. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. – 1993.

6. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности. - М., 1998.

7. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб., 1996.

8. Крысько В.Г. Социальная психология. М., 2001.

9. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995.

10. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло») М., 1994.

11. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999.

12.  Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997.

13. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996.

14.  Реан А.А., Трофимова Н.Б. Гендерные различия структуры агрессивности у подростков // Актуальные проблемы деятельности практических психологов. - 1999.

15.  Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992.


 

 

Приложение




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: