Перспективные пути оптимизации расходов на примере города Омска

          В предыдущем параграфе мы выделили три проблемные сферы расходов в бюджете города Омска, а именно ЖКХ, Общегосударственные вопросы и Образование. По определённым критериям сюда можно отнести раздел «Здравоохранение, физическая культура и спорт», но в силу нисходящей тенденции, которая наметилась за рассмотренный период, мы имеем основания исключить рассмотрение данного раздела.

     Одними из приоритетных направлений снижения расходов раздела ЖКХ являются меры по энергосбережению и повышения эффективности использования энергии.

     23 ноября 2009 года принят федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Этот закон регламентирует деятельность по энергосбережению и повышению энергоэффективности практически во всех сферах, определяет сроки и условия исполнения, административную ответственность за ненадлежащее исполнение и многое другое.

     В целях реализации мер по энергосбережению и повышению эффективности использования топливно-энергетических ресурсов принято распоряжение Мэра города Омска «О мерах по энергосбережению и повышению энергетической эффективности».

     Однако предложенные в распоряжении варианты энергосбережения являются не до конца продуманными и включают следующие меры:

- установка приборов учёта услуг тепла и энергии

- закупка энергосберегающих ламп

     Но тяжело поверить, что мы можем ожидать от этих мер хороших результатов. Они являются не более чем косметическими. Безусловно, что определённые средства нам удастся сэкономить, но они едва окупят затраты на реализацию мероприятий.

     Причиной этому является отсутствие должной культуры энерго- и теплопотребления в Российской Федерации в общем, и в нашем городе в частности.

     В этой связи, необходимо проведение мероприятий по повышению культуры энергопотребления. Для этого можно активизировать работу средств массовой информации, средств наружной агитации, семинары и лекции на энергоёмких предприятия и учреждениях, в школах, университетах и профессиональных образовательных учреждениях.

     Определённый успех могут принести, на мой взгляд, оптимизация рабочего и учебного дня в муниципальных учреждениях.

     Так, например, в органах муниципальной власти используется компьютерная техника. Однако после окончания рабочего дня сотрудники часто забывают выключать питание монитора, в результате чего непроизводительно расходуются энергоресурсы. Это лишь один из многих примеров траты энергии, в результате которых особо ценные средства неэффективно сгорают в котлах электростанций.

     Поэтому лишь в случае повышения культуры тепло и энергопотребления в купе с мерами указанными в распоряжении мы можем ожидать реального эффекта, что и составляет качественный подход к оптимизации бюджета.

    На примере раздела «Общегосударственные вопросы» города Омска, чей удельный вес достиг критического уровня, можно провести следующие мероприятия:

1. Научно-обоснованное сокращение численности муниципальных служащих. В процессе прохождения практики, а именно изучения структуры департамента финансов администрации города Омска, мы побывали в нескольких отделах, состоящих из 3-4 человек. С помощью фотографии рабочего времени мы установили, что 40% рабочего времени уходит на занятия абсолютно не связанные с основной деятельностью (чаепития, разговоры, перекуры). Руководство департамента не только осведомлено о столь не производительном использовании труда, но и само участвует в подобных моментах. Следовательно, существует возможность сокращения численности персонала как минимум на 20-30% на основе проведения внеочередной аттестации. Если взять в расчёт, что средняя заработная плата составляет 20 – 25 т.р., то один работник в год получает порядка 240 – 300 т.р. По данным социально-экономического развития города Омска численность муниципальных служащих составляет 1456 тысяч человек, из них 30% - 467 человек. Следовательно, порядка 100 млн. руб. в год может быть сэкономлено на таких не производительных работниках.

     2. Сокращение затрат на функционирование высшего должностного лица муниципального образования. Сейчас они составляют примерно 3,5 млн. руб. в год, а это примерно 10 000 т.р. в день, а рабочий день главы города Омска 8 часов, следовательно, порядка 1500 рублей в час. А ведь это средства именно на функционирование, без учёта заработной платы. Целесообразно сократить эти расходы на 25-35%.

     Если говорить об оптимизационных мероприятиях без привязки к отдельным разделам расходов, то целесообразно выделить следующие перспективные направления:

1. Эффективное внедрение принципа бюджетирования, ориентированного на результат. Мы не будем останавливать на описании самого принципа, тем более что он введён во всех муниципальных образования Российской Федерации. Однако об эффективном введении мы говорить не можем. На вопрос о внедрении БОР, глава департамента бюджетного планирования и контроля ответила: «Как-то внедряется, но правильно или не правильно никто сказать не может». В связи с этим необходима подготовка специалистов на уровне государственной власти, которые бы руководили и контролировали процесс, давали рекомендации и обучали работников на местном уровне.

2. Аутсорсинг части функции органов МСУ сторонним организациям на контрактной основе. В результате создаются благоприятные предпосылки для экономии бюджетных средств благодаря снижению суммарных затрат, в том числе за счёт сокращения необходимой численности сотрудников администрации, снижения затрат на подбор и обучение персонала, а также на закупку компьютеров, оргтехники, расходных материалов. Кроме того, снижаются риски, связанные с текучестью кадров [22].

3. Оптимизация бюджетных расходов путем проведения конкурсов по муниципальным закупкам в рамках муниципального заказа

Целью муниципального заказа является приобретение требуемого количества материальных ресурсов установленного качества с наименьшими затратами.

В этой связи органам местного самоуправления необходимо осуществить ряд мероприятий по применению формализованных процедур планирования и реализации муниципальных закупок. В их числе:

принятие нормативно-правовой базы, регулирующей процесс муниципальных закупок;

установление обязательности требований и ответственности к участникам процесса муниципальных закупок;

развитие информационной инфраструктуры муниципальных закупок;

установление контроля за целевым использованием бюджетных средств, выделенных на осуществление муниципального заказа.        

Немаловажным является стимулирование конкуренции путем максимального привлечения потенциальных претендентов к получению заказа на поставку товаров или выполнение работ. При этом заданные условия должны позволять всем желающим равноправно участвовать в этом состязании.



Заключение

         В ходе работы мы рассмотрели понятия бюджета, принципы его формирования, в особенности расходной части, на основе изучения мнений различных авторов была сделана авторская попытка составления классификации оптимизационных мероприятий по различным основаниям. Также была проделана работа по анализу динамики бюджета города Омска за период 2007 – 2009, исходя из которой была выявлена тенденция к росту расходов за данный временной интервал, что позволяет сделать вывод о необходимости оптимизации бюджетных расходов города на основе разработанного алгоритма представленного в параграфе 2.2 настоящей работы.

    В соответствии с полученными данными, было выделено три проблемных раздела расходов, а именно ЖКХ, Общегосударственные вопросы и Образование, для которых в последнем параграфе были изложены перспективные, по мнению автора, пути оптимизации этих разделов.

    Таким образом, можно сделать следующие рекомендации:

1. Необходимость в оптимизации должна выявляться на основе анализа динамики бюджета за определённый период.

2. Для достижения наилучшего результата необходимо создание специального органа (подразделения), на которое будут возложены соответствующие полномочия

3. Необходим постепенный переход от количественной оптимизации к качественной, научно обоснованной оптимизации.

4. Меры по сокращению расходов должны разрабатываться в соответствии с особенностями менталитета жителей данного муниципального образования (показано на примере с энергосбережением)

5. Необходимо рассмотреть возможность применения рыночных инструментов снижения расходов, например: аутсорсинг, лизинг, факторинг.

Список использованной литературы

    Законодательные и нормативные документы

1. Конституция Российской Федерации. – Консультант Плюс: Высшая школа – Выпуск 13. Весна 2010

2. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – Консультант Плюс: Высшая школа – Выпуск 13. Весна 2010

3. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 16.09.2003). – Консультант Плюс: Высшая школа – Выпуск 13. Весна 2010

4. Решение Омского городского Совета от 20 декабря 2006 года № 417 «О бюджете города Омска на 2007 год»

5. Решение Омского городского Совета от 26 декабря 2007 года № 85 «О бюджете города Омска на 2008 год»

6. Решение Омского городского Совета от 24 декабря 2008 года № 202 «О бюджете города Омска на 2009 год»

7. Решение Омского городского Совета от 23 декабря 2009 года № 300 «О бюджете города Омска на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов»

8. Решение Омского городского Совета от 18 июня 2008 года № 155 «Об исполнении бюджета города Омска за 2007 год»

9. Решение Омского городского Совета от 17 июня 2009 года № 248 «Об исполнении бюджета города Омска за 2008 год»

10. Неизданный отчёт об исполнении бюджета за 2009 год (данный отчет будет рассматриваться на публичном слушании в середине июня)

11. Распоряжение Администрации города Омска от 30.12.2009 № 493-р «О мерах по энергосбережению и повышению энергетической эффективности»

 

 

Книги и монографии

12. Пикулькин А.В., Экономика муниципального сектора. – М.: Изд-во «Юнити», 2008

13. Рой О.М., Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во «Питер», 2004

14. Система муниципального управления: Учебник для вузов. / Под редакцией В. Б. Зотова. / — СПб.: Лидер, 2005. — 493 с: ил. — (Серия «Учебник для вузов»)

15. Мысляева Е.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М.: Изд-во «ИНФРА-М», 2003.

16. Муниципальный менеджмент: Учебное пособие. – М., 2004

17. Бабун Р.В., Муллагалеева З.З. Вопросы муниципальной экономики: Учебное пособие - М., 2001.

18. Василенко Е.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник 2-е издание – М.: Изд-во «Гардарики», 2007

19. Чиркин В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник - М.: Изд-во «Юристъ», 2003.

Статьи

20. Немиров А.П., Мамон Н.В. Рискологическая концепция управления муниципальным образованием //Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №3 (май-июнь)

21. Белоусова С.В. Проблемы оценки результативности бюджетных расходов // Менеджмент в России и за рубежом. 2009. №6 (ноябрь-декабрь)

22. Дороговцев А.П., Амелин Д.Е. Аутсорсинг в муниципальном управлении // Менеджмент в России и за рубежом. 2008. №1 (январь-февраль)

Материалы интернет

23. Официальный сайт администрации города Омска // www.admomsk.ru

24. Материалы свободной энциклопедии – Википедия // http://ru.wikipedia.org

25. Портал правительства Омской области «Омская Губерния» // http://www.omskportal.ru/ru/government.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: