Национальный проект “образование”

 

Зачем нужен масштабный национальный проект в образовании?

Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».

Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода. Во-первых, предстоит выявить возможные «точки роста». Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым – то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики – чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.

Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.

Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.

основные направления национального проекта «Образование»

– Стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы. В рамках этого направления в 2006 году на конкурсной основе не менее 10 вузов получат гранты в размере от 200 до 500 млн рублей и три тысячи школ получат дополнительное финансирование в размере 1 млн рублей каждая.

– Информатизация образования. За два года школы, не имеющие доступа к Интернету, получат качественное подключение к Глобальной сети.

– Поддержка инициативной и талантливой молодежи. Ежегодно 2,5 тыс. молодых людей – победителей всероссийских олимпиад и конкурсов – будут выделяться именные гранты по 60 тыс. рублей.

– Организация начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту.

– Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. Цель создания национальных университетов – комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов. Сверхзадача новых бизнес-школ – подготовка управленческих кадров мирового уровня.

– Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления доплат классным руководителям из федерального бюджета в бюджеты субъектов федерации предусмотрены ежеквартальные перечисления средств из расчета 1 тыс. рублей в месяц в классе наполняемостью 25 и более человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью - с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.

– Поощрение лучших учителей. Ежегодно 10 тыс. учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы, будут выбираться путем открытого конкурса и общественной экспертизы. Победители региональных конкурсов получат поощрения размером 100 тыс. рублей.

– Поставка школьных автобусов в сельские территории. До конца 2006 года планируется закупка автобусов на общую сумму 1,0 млрд рублей. Количество автобусов в настоящее время уточняется.

– Оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием. В 2006 году будут закуплены комплекты оборудования на общую сумму не менее 2,3 млрд рублей.

  К концу 2006 года прогнозируется достижение следующих основных показателей:

· 3 тыс. инновационных общеобразовательных учреждений и не менее 10 вузов реализуют собственные годовые программы развития.

· 10 тыс. лучших учителей получат поощрения в размере 100 тыс. рублей.

· С учетом наполняемости классов в сельской местности и в городе классные руководители будут получать ежемесячные доплаты.

· Школы должны быть подключены к системе Интернет. При этом планируется обеспечить эффективный двусторонний доступ к образовательным ресурсам.

· Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, под руководством Министерства обороны России в 2006 году в Вооруженных Силах планируется открыть 25 современных учебных центров.

· В рамках реализации проектов создания бизнес-школ и национальных университетов будут разработаны современные образовательные программы, внедрены новые образовательные технологии и профинансирована переподготовка преподавателей.

· Будут закуплены необходимые в условиях сельской местности школьные автобусы.

· Не менее 5 тыс. школ получат комплекты современных наглядных пособий и учебного оборудования.

Успешная реализация проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента.

2.3 Национальный проект “жильё “

Основные проблемы российского жилищного рынка, жилищно-коммунального хозяйства и государственной жилищной политики:

Большинство людей нуждается в жилье, но не может себе позволить его покупку.

В России отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования.

Нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения.

Качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры – высоким.

Социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется очень низкими темпами.

Граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья.

Успешная реализация национального проекта зависит от нескольких факторов:

Результаты проекта зависят в том числе и от внешних факторов.

Национальный проект «Доступное и комфортное жилье» существует не в «безвоздушном пространстве». Успехи проекта отнюдь не предопределены. Очень важно организовать эффективное управление проектом в рамках Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов. В еще большей степени результаты проекта зависят от внешних факторов.Решающими из них являются:

· исполнение макроэкономических прогнозов Правительства России по снижению инфляции и росту реальных доходов населения

· сбалансированное развитие спроса и предложения на рынке жилья

· своевременное принятие нормативно-правовых документов на федеральном, региональном и местном уровнях

· полное и своевременное финансирование национального проекта за счет федерального, региональных и местных бюджетов

 

 

Как будет исполняться проект

Проект предполагает развитие правовой базы, бюджетную и организационную поддержку расширения спроса и предложения на рынке жилья, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.

На первом этапе (2006–2007 гг.) Президентом России определены четыре приоритета:

· увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования

· повышение доступности жилья

· увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры

· выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан

Каждый из них будет реализоваться по-своему. Для реализации первого приоритета предусмотрена государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг.

  Средства финансирования проекта:

Общий бюджет проекта на первом этапе (2006–2007 гг.) составляет 212,9 млрд рублей, в том числе прямые расходы – 122,9 млрд рублей, государственные гарантии – 90 млрд рублей.

Большую часть из них составляют средства федерального бюджета – 86,1 млрд рублей прямых расходов и 60 млрд рублей государственных гарантий.

Средства региональных и местных бюджетов – 36,8 млрд рублей прямых расходов и 30 млрд государственных гарантий.

Бюджетные средства и государственная поддержка позволят привлечь и частные инвестиции.

 Принципиальные отличия национального проекта от федеральной целевой программы «Жилище», которая существует уже несколько лет.

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» предусматривает меры, которые раньше не рассматривались в федеральных целевых программах. Помимо совершенствования рыночных механизмов, мы намерены продолжить работу по совершенствованию жилищного законодательства, которая уже ведется на протяжении нескольких лет. Благодаря политической инициативе партии «Единая Россия» во взаимодействии с Правительством России в 2004 был принят целый пакет законов по формированию рынка доступного жилья. Мы доведем эту работу до логического завершения.

При этом модифицированная федеральная целевая программа «Жилище» и входящие в ее состав подпрограммы должны стать одним из основных механизмом реализации национального проекта.

Что получат граждане при успешной реализации проекта?

· Улучшится обеспеченность населения жильем

· Повысится доступность приобретения или строительства жилья

· Улучшатся качество жилищного фонда и условия проживания

· Повысится качество предоставляемых жилищных и коммунальных услуг

· Повысится уровень исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан

· Повысится территориальная мобильность населения

· Значительно активнее будет развиваться деятельность строительных и банковских институтов в жилищной сфере

2.4 Национальный проект ‘’развитие АПК’’

суть первоочередных мер в сфере АПК

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:

· «Ускоренное развитие животноводства»;

· «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;

· «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые мощности.

Это станет возможным за счет:

- повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет;

- роста поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет;

- совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 годах и вплоть до 2009 года и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Это предполагается достичь путем:

- удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК;

- развития инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК – сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).

Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.

 

 

Основные мероприятия Национального проекта предусматривают:

- создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для развития животноводства за счет выделения дополнительных бюджетных средств на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 8 лет, направленным на строительство и модернизацию животноводческих комплексов;

- развитие лизинга племенного скота и оборудования для животноводства;

- повышение эффективности таможенно-тарифной политики;

- создание условий для привлечения малыми формами хозяйствования в АПК кредитов и займов для улучшения их материально-технической базы. - развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе: 1000 кредитных, 550 перерабатывающих и 1000 заготовительных и снабженческо-сбытовых;

- строительство (приобретение) жилья для молодых специалистов (или их семей) на селе

  источники финансирования заявленных мероприятий

Заявленные мероприятия будут финансироваться за счет средств федерального бюджета (34,9 млрд руб. в 2006–2007 годах), средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.

План-бюджет проекта «Первоочередные меры по развитию АПК»

Мероприятия 2006 год 2007 год ИТОГО млрд. руб.

НАПРАВЛЕНИЕ

Ускоренное развитие животноводства

Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) 3,45 3,18 6,63
Увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» 4,0 4,0 8,0
Итого 7,45 7,18 14,63

НАПРАВЛЕНИЕ

Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе

Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на развитие товарного производства 2,9 3,67 6,57
Увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк», в том числе для: 3,7 5,7 9,4
· развития сети потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту, переработке продукции личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) 2,6 3,5 6,1
· развития системы сельской кредитной кооперации 1,0 1,0 2,0
· создания системы земельно-ипотечного кредитования 0,1 1,2 1,3
Итого 6,6 9,37 15,97
Информационное обеспечение и управление проектом 0,5 0,43 0,93

НАПРАВЛЕНИЕ

Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе

Субсидирование строительства (приобретения) жилья для молодых специалистов (или их семей) на селе 2,0 2,0 4,0
ВСЕГО 16,2 18,7 34,9

Вывод

Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России, для осуществления этой цели соответственно были созданы федеральные целевые программы и национальные проекты, которые анализировались в этой курсовой работе.

Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые – долгосрочные – тенденции роста.

Путь, пройденный страной за пять последних лет, очень коротко, но наглядно описывается выдержками из ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию. Вспомним, с какими словами Владимир Путин обращался к нации в разные годы.

2000-й:«Сегодня мы, прежде всего, ставим задачу наведения порядка в органах власти. Это – лишь самый первый этап государственной модернизации. Соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для решения других сложных задач».

2001-й:«Сегодня уже можно сказать: период «расползания» государственности позади. Дезинтеграция государства остановлена. 2000 год наглядно показал, что мы можем работать вместе, а теперь всем надо учиться работать эффективно».

2002-й:«Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной. Чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и для своих детей. И чтобы они стремились ехать в Россию, а не из нее. Воспитывать здесь своих детей. Строить здесь свой дом».

2003-й:«За трехлетний период мы не только основательно разобрали завалы проблем – а заниматься ими практически в ежедневном режиме нас заставляла сама жизнь, – но и добились некоторых положительных результатов. Сейчас надо сделать следующий шаг. И все наши решения, все наши действия – подчинить тому, чтобы уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира. Это – качественно новая задача. Качественно новая ступень для страны. Ступень, на которую мы раньше не могли подняться из-за целого ряда, из-за множества других, неотложных проблем. Такая возможность у нас есть. И мы обязаны ею воспользоваться»

.2004-й:«Мы подошли к возможности развития высокими темпами, к возможности решения масштабных, общенациональных задач. И сейчас мы имеем и достаточный опыт, и необходимые инструменты, чтобы ставить перед собой действительно долгосрочные цели. Сегодня, впервые за долгое время, мы можем прогнозировать нашу жизнь не на несколько месяцев – даже не на год, – а на десятилетия вперед. И достижения последних лет дают нам основание приступить наконец к решению проблем, с которыми можно справиться, но можно справиться – только имея определенные экономические возможности, политическую стабильность и активное гражданское общество».

2005-й:«Прошу рассматривать прошлогоднее и нынешнее послания Федеральному Собранию как единую программу действий, как нашу совместную программу на ближайшее десятилетие».

Претворение в жизнь национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Жилье» и «Развитие АПК» совместно с целевыми федеральными программами позволит социально-экономической сфере России совершить качественный прорыв вперед. На мой взгляд, благодаря реализации данных проектов и программ российская экономика получит новый импульс развития, помимо АПК и строительства, также в наукоемких отраслях промышленности и коммуникационной сфере. Улучшение ситуации положительно скажется и на рынке труда, на котором будут востребованы квалифицированные специалисты. Подъем науки и наукоемких отраслей станет основой развития новых более экономичных технологий, использования самого современного импортногого оборудования и лучших российских разработок. В то же время Россия получит полную экономическую независимость (продовольственную, технологическую, коммуникационную, товаров НП и т.д.) от зарубежных производителей. Более того наша продукция станет конкурентоспособной на мировом рынке. Снижение затрат во всех сферах и увеличение оплаты труда приведет к повышению жизненного уровня подавляющего числа россиян, что и является основной целью национальных проектов и федеральных программ.

 

Список литературы

1. “Большой экономический словарь”. М., “Правовая культура”, 1998 г.

2. Булатов А.С. Экономика М: Бек,1998.

3. Самуэльсон П. “Экономика”, 1 т., М., 1992 г.

4. Фишер С. “Экономика”, M., 1997 г.

5. “Большой экономический словарь”. М., “Правовая культура”, 1994 г.

6. Статистические данные взяты с сервера “ГОСКОМСТАТа” 

России по адресу http://www.sci.aha.ru

7. «Инновационный бизнес» Интернет сайт http://www.innovbusiness.ru

8. Журнал «Бизнес – предложения»  http://www1.innovbusiness.ru

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: