Зачем нужен масштабный национальный проект в образовании?
Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».
Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено два взаимодополняющих подхода. Во-первых, предстоит выявить возможные «точки роста». Государство будет стимулировать инновационные программы, поощрять лучших учителей, выплачивать гранты талантливым молодым ученым – то есть делать ставку на лидеров и распространять их опыт. Необходимо поощрять тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получат наиболее эффективные и успешные образовательные практики – чтобы впоследствии они дали обществу примеры качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех.
|
|
Во-вторых, проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества.
Наконец, значительные изменения коснутся механизмов финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития будут направляться непосредственно в школы, а новая система оплаты труда учителей ориентирована на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
основные направления национального проекта «Образование»
– Стимулирование образовательных учреждений (вузов и школ), активно внедряющих инновационные образовательные программы. В рамках этого направления в 2006 году на конкурсной основе не менее 10 вузов получат гранты в размере от 200 до 500 млн рублей и три тысячи школ получат дополнительное финансирование в размере 1 млн рублей каждая.
– Информатизация образования. За два года школы, не имеющие доступа к Интернету, получат качественное подключение к Глобальной сети.
– Поддержка инициативной и талантливой молодежи. Ежегодно 2,5 тыс. молодых людей – победителей всероссийских олимпиад и конкурсов – будут выделяться именные гранты по 60 тыс. рублей.
– Организация начального профессионального образования для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту.
|
|
– Формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. Цель создания национальных университетов – комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития регионов. Сверхзадача новых бизнес-школ – подготовка управленческих кадров мирового уровня.
– Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления доплат классным руководителям из федерального бюджета в бюджеты субъектов федерации предусмотрены ежеквартальные перечисления средств из расчета 1 тыс. рублей в месяц в классе наполняемостью 25 и более человек для городской местности и 14 и более человек для сельской местности, в классе с меньшей наполняемостью - с учетом уменьшения размера вознаграждения пропорционально численности обучающихся.
– Поощрение лучших учителей. Ежегодно 10 тыс. учителей, достигших востребованного и признанного обществом уровня педагогической работы, будут выбираться путем открытого конкурса и общественной экспертизы. Победители региональных конкурсов получат поощрения размером 100 тыс. рублей.
– Поставка школьных автобусов в сельские территории. До конца 2006 года планируется закупка автобусов на общую сумму 1,0 млрд рублей. Количество автобусов в настоящее время уточняется.
– Оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием. В 2006 году будут закуплены комплекты оборудования на общую сумму не менее 2,3 млрд рублей.
К концу 2006 года прогнозируется достижение следующих основных показателей:
· 3 тыс. инновационных общеобразовательных учреждений и не менее 10 вузов реализуют собственные годовые программы развития.
· 10 тыс. лучших учителей получат поощрения в размере 100 тыс. рублей.
· С учетом наполняемости классов в сельской местности и в городе классные руководители будут получать ежемесячные доплаты.
· Школы должны быть подключены к системе Интернет. При этом планируется обеспечить эффективный двусторонний доступ к образовательным ресурсам.
· Для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, под руководством Министерства обороны России в 2006 году в Вооруженных Силах планируется открыть 25 современных учебных центров.
· В рамках реализации проектов создания бизнес-школ и национальных университетов будут разработаны современные образовательные программы, внедрены новые образовательные технологии и профинансирована переподготовка преподавателей.
· Будут закуплены необходимые в условиях сельской местности школьные автобусы.
· Не менее 5 тыс. школ получат комплекты современных наглядных пособий и учебного оборудования.
Успешная реализация проекта позволит обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России, а также будет эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента.
2.3 Национальный проект “жильё “
Основные проблемы российского жилищного рынка, жилищно-коммунального хозяйства и государственной жилищной политики:
Большинство людей нуждается в жилье, но не может себе позволить его покупку.
В России отсутствует эффективная система долгосрочного жилищного кредитования.
Нынешних объемов жилищного строительства не хватает для удовлетворения потребностей населения.
Качество жилищных и коммунальных услуг остается очень плохим, а уровень износа коммунальной инфраструктуры – высоким.
Социальное жилье и жилье для инвалидов, ветеранов и других категорий граждан выделяется очень низкими темпами.
Граждане слабо защищены от махинаций при покупке и продаже жилья.
Успешная реализация национального проекта зависит от нескольких факторов:
|
|
Результаты проекта зависят в том числе и от внешних факторов.
Национальный проект «Доступное и комфортное жилье» существует не в «безвоздушном пространстве». Успехи проекта отнюдь не предопределены. Очень важно организовать эффективное управление проектом в рамках Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов. В еще большей степени результаты проекта зависят от внешних факторов.Решающими из них являются:
· исполнение макроэкономических прогнозов Правительства России по снижению инфляции и росту реальных доходов населения
· сбалансированное развитие спроса и предложения на рынке жилья
· своевременное принятие нормативно-правовых документов на федеральном, региональном и местном уровнях
· полное и своевременное финансирование национального проекта за счет федерального, региональных и местных бюджетов
Как будет исполняться проект
Проект предполагает развитие правовой базы, бюджетную и организационную поддержку расширения спроса и предложения на рынке жилья, а также выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем определенных категорий граждан.
На первом этапе (2006–2007 гг.) Президентом России определены четыре приоритета:
· увеличение объемов ипотечного жилищного кредитования
· повышение доступности жилья
· увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры
· выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем установленных категорий граждан
Каждый из них будет реализоваться по-своему. Для реализации первого приоритета предусмотрена государственная поддержка системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов и развитие инфраструктуры рынка ипотечных ценных бумаг.
Средства финансирования проекта:
Общий бюджет проекта на первом этапе (2006–2007 гг.) составляет 212,9 млрд рублей, в том числе прямые расходы – 122,9 млрд рублей, государственные гарантии – 90 млрд рублей.
Большую часть из них составляют средства федерального бюджета – 86,1 млрд рублей прямых расходов и 60 млрд рублей государственных гарантий.
|
|
Средства региональных и местных бюджетов – 36,8 млрд рублей прямых расходов и 30 млрд государственных гарантий.
Бюджетные средства и государственная поддержка позволят привлечь и частные инвестиции.
Принципиальные отличия национального проекта от федеральной целевой программы «Жилище», которая существует уже несколько лет.
Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» предусматривает меры, которые раньше не рассматривались в федеральных целевых программах. Помимо совершенствования рыночных механизмов, мы намерены продолжить работу по совершенствованию жилищного законодательства, которая уже ведется на протяжении нескольких лет. Благодаря политической инициативе партии «Единая Россия» во взаимодействии с Правительством России в 2004 был принят целый пакет законов по формированию рынка доступного жилья. Мы доведем эту работу до логического завершения.
При этом модифицированная федеральная целевая программа «Жилище» и входящие в ее состав подпрограммы должны стать одним из основных механизмом реализации национального проекта.
Что получат граждане при успешной реализации проекта?
· Улучшится обеспеченность населения жильем
· Повысится доступность приобретения или строительства жилья
· Улучшатся качество жилищного фонда и условия проживания
· Повысится качество предоставляемых жилищных и коммунальных услуг
· Повысится уровень исполнения государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан
· Повысится территориальная мобильность населения
· Значительно активнее будет развиваться деятельность строительных и банковских институтов в жилищной сфере
2.4 Национальный проект ‘’развитие АПК’’
суть первоочередных мер в сфере АПК
Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления:
· «Ускоренное развитие животноводства»;
· «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»;
· «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».
Реализация первого направления Национального проекта позволит повысить рентабельность животноводства, провести техническое перевооружение действующих животноводческих комплексов (ферм) и ввести в эксплуатацию новые мощности.
Это станет возможным за счет:
- повышения доступности долгосрочных кредитов, привлекаемых на срок до 8 лет;
- роста поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства благодаря увеличению уставного капитала ОАО «Росагролизинг», снижению ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» и продлению срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет;
- совершенствования мер таможенно-тарифного регулирования путем утверждения объемов квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 годах и вплоть до 2009 года и отмены ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.
Второе направление Национального проекта направлено на увеличение объема реализации продукции, произведенной крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.
Это предполагается достичь путем:
- удешевления кредитных ресурсов, привлекаемых малыми формами хозяйствования АПК;
- развития инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК – сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных).
Реализация третьего направления позволит обеспечить доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе, создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса.
Основные мероприятия Национального проекта предусматривают:
- создание условий для привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых для развития животноводства за счет выделения дополнительных бюджетных средств на субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам на срок до 8 лет, направленным на строительство и модернизацию животноводческих комплексов;
- развитие лизинга племенного скота и оборудования для животноводства;
- повышение эффективности таможенно-тарифной политики;
- создание условий для привлечения малыми формами хозяйствования в АПК кредитов и займов для улучшения их материально-технической базы. - развитие сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе: 1000 кредитных, 550 перерабатывающих и 1000 заготовительных и снабженческо-сбытовых;
- строительство (приобретение) жилья для молодых специалистов (или их семей) на селе
источники финансирования заявленных мероприятий
Заявленные мероприятия будут финансироваться за счет средств федерального бюджета (34,9 млрд руб. в 2006–2007 годах), средств бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников.
План-бюджет проекта «Первоочередные меры по развитию АПК»
Мероприятия | 2006 год | 2007 год | ИТОГО млрд. руб. |
НАПРАВЛЕНИЕ Ускоренное развитие животноводства | |||
Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) | 3,45 | 3,18 | 6,63 |
Увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг» | 4,0 | 4,0 | 8,0 |
Итого | 7,45 | 7,18 | 14,63 |
НАПРАВЛЕНИЕ Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе | |||
Субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами в российских кредитных организациях и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на развитие товарного производства | 2,9 | 3,67 | 6,57 |
Увеличение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк», в том числе для: | 3,7 | 5,7 | 9,4 |
· развития сети потребительских кооперативов по заготовке, снабжению, сбыту, переработке продукции личных подсобных хозяйств (ЛПХ) и крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) | 2,6 | 3,5 | 6,1 |
· развития системы сельской кредитной кооперации | 1,0 | 1,0 | 2,0 |
· создания системы земельно-ипотечного кредитования | 0,1 | 1,2 | 1,3 |
Итого | 6,6 | 9,37 | 15,97 |
Информационное обеспечение и управление проектом | 0,5 | 0,43 | 0,93 |
НАПРАВЛЕНИЕ Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе | |||
Субсидирование строительства (приобретения) жилья для молодых специалистов (или их семей) на селе | 2,0 | 2,0 | 4,0 |
ВСЕГО | 16,2 | 18,7 | 34,9 |
Вывод
Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России – это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного проедания средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит – в будущее России, для осуществления этой цели соответственно были созданы федеральные целевые программы и национальные проекты, которые анализировались в этой курсовой работе.
Повышение качества жизни граждан России – ключевой вопрос государственной политики. Казалось бы, бесспорная декларация. Именно так она воспринимается сейчас. В том числе – когда звучит в устах власти. Но еще сравнительно недавний исторический опыт показывает, что всего лишь несколько лет назад ее бесспорность вовсе не была столь очевидной.Опасная дезинтеграция государственных институтов, системный экономический кризис, издержки приватизации в сочетании с политическими спекуляциями на естественном стремлении людей к демократии, серьезные просчеты при проведении экономических и социальных реформ, – последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической демодернизации страны и социального упадка. За чертой бедности оказалась фактически треть населения. Массовым явлением стали многомесячные задержки с выплатой пенсий, пособий, заработных плат. Люди были напуганы дефолтом, потерей в одночасье своих сбережений. Не верили уже и в то, что государство сможет исполнять даже минимальные социальные обязательства.Вот с чем столкнулась власть, начавшая работать в 2000 году. Вот в каких условиях необходимо было одновременно и решать острейшие каждодневные проблемы, и работать на то, чтобы заложить новые – долгосрочные – тенденции роста.
Путь, пройденный страной за пять последних лет, очень коротко, но наглядно описывается выдержками из ежегодных посланий Президента России Федеральному Собранию. Вспомним, с какими словами Владимир Путин обращался к нации в разные годы.
2000-й:«Сегодня мы, прежде всего, ставим задачу наведения порядка в органах власти. Это – лишь самый первый этап государственной модернизации. Соединение ресурсов федеральной, региональных и местных властей потребуется для решения других сложных задач».
2001-й:«Сегодня уже можно сказать: период «расползания» государственности позади. Дезинтеграция государства остановлена. 2000 год наглядно показал, что мы можем работать вместе, а теперь всем надо учиться работать эффективно».
2002-й:«Мы должны сделать Россию процветающей и зажиточной страной. Чтобы жить в ней было комфортно и безопасно. Чтобы люди могли свободно трудиться, без ограничений и страха зарабатывать для себя и для своих детей. И чтобы они стремились ехать в Россию, а не из нее. Воспитывать здесь своих детей. Строить здесь свой дом».
2003-й:«За трехлетний период мы не только основательно разобрали завалы проблем – а заниматься ими практически в ежедневном режиме нас заставляла сама жизнь, – но и добились некоторых положительных результатов. Сейчас надо сделать следующий шаг. И все наши решения, все наши действия – подчинить тому, чтобы уже в обозримом будущем Россия прочно заняла место среди действительно сильных, экономически передовых и влиятельных государств мира. Это – качественно новая задача. Качественно новая ступень для страны. Ступень, на которую мы раньше не могли подняться из-за целого ряда, из-за множества других, неотложных проблем. Такая возможность у нас есть. И мы обязаны ею воспользоваться»
.2004-й:«Мы подошли к возможности развития высокими темпами, к возможности решения масштабных, общенациональных задач. И сейчас мы имеем и достаточный опыт, и необходимые инструменты, чтобы ставить перед собой действительно долгосрочные цели. Сегодня, впервые за долгое время, мы можем прогнозировать нашу жизнь не на несколько месяцев – даже не на год, – а на десятилетия вперед. И достижения последних лет дают нам основание приступить наконец к решению проблем, с которыми можно справиться, но можно справиться – только имея определенные экономические возможности, политическую стабильность и активное гражданское общество».
2005-й:«Прошу рассматривать прошлогоднее и нынешнее послания Федеральному Собранию как единую программу действий, как нашу совместную программу на ближайшее десятилетие».
Претворение в жизнь национальных проектов «Здоровье», «Образование», «Жилье» и «Развитие АПК» совместно с целевыми федеральными программами позволит социально-экономической сфере России совершить качественный прорыв вперед. На мой взгляд, благодаря реализации данных проектов и программ российская экономика получит новый импульс развития, помимо АПК и строительства, также в наукоемких отраслях промышленности и коммуникационной сфере. Улучшение ситуации положительно скажется и на рынке труда, на котором будут востребованы квалифицированные специалисты. Подъем науки и наукоемких отраслей станет основой развития новых более экономичных технологий, использования самого современного импортногого оборудования и лучших российских разработок. В то же время Россия получит полную экономическую независимость (продовольственную, технологическую, коммуникационную, товаров НП и т.д.) от зарубежных производителей. Более того наша продукция станет конкурентоспособной на мировом рынке. Снижение затрат во всех сферах и увеличение оплаты труда приведет к повышению жизненного уровня подавляющего числа россиян, что и является основной целью национальных проектов и федеральных программ.
Список литературы
1. “Большой экономический словарь”. М., “Правовая культура”, 1998 г.
2. Булатов А.С. Экономика М: Бек,1998.
3. Самуэльсон П. “Экономика”, 1 т., М., 1992 г.
4. Фишер С. “Экономика”, M., 1997 г.
5. “Большой экономический словарь”. М., “Правовая культура”, 1994 г.
6. Статистические данные взяты с сервера “ГОСКОМСТАТа”
России по адресу http://www.sci.aha.ru
7. «Инновационный бизнес» Интернет сайт http://www.innovbusiness.ru
8. Журнал «Бизнес – предложения» http://www1.innovbusiness.ru