На территории района оказанием коммунальных услуг населению и организациям занимается 1 муниципальное унитарное предприятие «Теплосеть», имеющие 4 котельные, работающие на природном газе. Предприятие обслуживает водопровод на территории Мокроусовского сельсовета, протяженностью 41,7 км, подает тепло к жилому фонду общей площадью 15 тыс. кв. м. Кроме того, на территории района действует 29 котельных, которые обеспечивают теплом учреждения соцкультбыта и организации. Тепловые сети в двухтрубном исчислении составляют 19,5 км. На территориях муниципальных образований функционируют 14 водопроводов, общая протяженность которых составляет 100 км. С организацией Программы газификации района в 2001-2002 годах котельные предприятий ЖКХ переведены на газ, что позволило создать оптимальный тепловой режим отапливаемого жилфонда и учреждений, а соответственно и качество оказываемых услуг по отоплению населению и организациям, улучшить условия труда операторов котельных. Реализуется направление перевода объектов соцкультбыта и жилья на автономные источники теплоснабжения, проводится реконструкция имеющихся котельных. В целях экономии теплоэнергетических ресурсов на территории муниципального образования часть котельных переведена с электроэнергии на твердое топливо, на территории Щигровского, Уваровского, Крепостинского сельсоветов функционируют котельные на природном газе. Установлено приборов учета по теплу и воде в учреждениях бюджетной сферы 20 единиц.
В 2004 году была введена станция водоочистки и газифицирована котельная данного объекта в селе Мокроусово. Активно идет газификация индивидуального жилищного фонда: В настоящее время 387 абонентов - физических лиц в районе пользуются природным газом. Для строительства подводящего газопровода к жилым домам выдано 11 актов выбора земельного участка для проектирования к 88 жилым домам и квартирам.
На территории села Мокроусово проведены собрания собственников жилья многоквартирных домов. В настоящее время определена управляющая компания по содержанию и обслуживанию жилого фонда, вывозке сухого мусора. Возглавляет её предприниматель О.А. Езиашвили. Свои услуги по вывозке жидких отходов, благоустройству райцентра предлагают и оказывают частные предприниматели.
Программа реформирования ЖКХ предполагает, что в 2010 году все услуги в ЖКХ будут оказывать частные компании и предприниматели. Муниципалитеты должны отказаться от несвойственных им функций и мы находимся в самом начале этой работы. Одновременно с введением 100% оплаты ЖКУ населением оказываются меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.
Отрасль до сих пор является административно регулируемой. Административные принципы управления коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у МУП «Теплосеть» отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Самоуправление собственников жилья находится на низком уровне.
Основные фонды жилищно-коммунального комплекса требуют модернизации и ремонта (из-за недостаточного финансирования, а также физического износа основных фондов, МУП «Теплосеть» работает в аварийно – восстановительном режиме. Следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры является низкое качество предоставления коммунальных услуг, не соответствующее запросам потребителей.
Состояние жилищно-коммунального хозяйства Мокроусовского района обусловливает необходимость его реформирования, что требует больших финансовых средств. Реализация предусмотренных в Стратегии социально-экономического развития Мокроусовского района Курганской области до 2020 г. мероприятий по развитию экономики района позволит направить больше бюджетных средств и более форсированно решать проблемы жилищно-коммунального хозяйства района.
Сфера энергетики:
Бесхозяйных электросетей и электрообъектов на территории района нет.
Для рационального использования энергоресурсов необходимо выполнение следующих мероприятий:
- оснащение приборами учета на источниках тепла, границах раздела сфер ответственности;
- оснащение приборами учета зданий, занимаемых бюджетными организациями;
- организация подготовки и переподготовки кадров;
- выбор и оптимизация номенклатуры приборов учета, регулирования и средств оперативного сбора и отработки информации;
- утверждение лимитов для бюджетных учреждений на потребление электроэнергии, контроль за его соблюдением.
Деятельность МУП «Теплосеть», направленная на снижение затрат на производство и передачу энергоресурсов, включает следующие мероприятия:
- замену изношенных участков инженерных сетей на современные трубопроводы, в том числе на тепловые сети с пенополиуретановой изоляцией;
- реконструкция котельных с применением эффективного энергетического оборудования;
- приобретение и внедрение аппаратуры контроля и диагностики;
- обеспечение режимов водоподготовки.
2.9 Комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан Жилищно-коммунальное хозяйство – одна из значимых отраслей в экономике Мокроусовского района.
Таблица 7 - Характеристика состояния жилищного фонда
| № п/п | Наименование | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. |
| 1 | Жилищный фонд, всего, тыс. м2 | 278,1 | 275,1 | 272,6 |
| 2 | Общая площадь жилых помещений оборудованная, %: | |||
| -отоплением | 6,44 | 6,63 | 6,79 | |
| в т.ч. централизованным | 5,83 | 5,71 | 5,76 | |
| -горячим водоснабжением | 0,71 | 0,82 | 0,83 | |
| -газом | 95,84 | 96,45 | 96,64 | |
| -электроплитами | 0,31 | 0,23 | 0,13 | |
| 3 | Средняя обеспеченность жильем на одного проживающего, м2 | 19,2 | 19,3 | 19,3 |
| 4 | Объем ветхого и аварийного жилищного фонда, м2 | 11329 | 19717 | 14936 |
| 5 | Удельный вес ветхого и аварийного жилья, % | 4,1 | 7,2 | 5,5 |
В составе жилищно-коммунальной отрасли котельные, тепловые, водопроводные системы. Жилищный фонд Мокроусовского района в 2008 году составлял 272,6 тыс.кв.м общей площади, в том числе: частного – 256,4 тыс.кв.метров (94,1%), 16,1 тыс. кв. метров- муниципального (5,9 %), 81 кв. метров - государственного жилфонда. Средняя обеспеченность населения жильем 19,3 кв. м общей площади на одного жителя. Объем ветхого и аварийного жилья составлял 14936 кв. м, в том числе ветхого – 14083 тыс.кв.м, аварийного – 1853 тыс.кв.м. Удельный вес ветхого и аварийного жилья в целом по району составляет 5,5 %. Характеристика состояния жилищного фонда приведена в таблице 9.
Сохраняется низким уровень благоустройства жилищного фонда: менее 1 % жилых помещений оборудовано горячим водоснабжением, 6,79 % - отоплением.Поэтому в процессе реформирования ЖКХ необходимо решать вопросы не только по повышению качества предоставляемых услуг, но и по повышению уровня благоустройства жилищного фонда. Сохраняется и тенденция опережающего роста тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, хотя рост платы за жилищно-коммунальные услуги происходил одновременно с принятием мер по социальной защите населения в виде предоставления субсидий.
В целях проведения единой политики в области строительства жилья на территории Мокроусовского района реализуется целевая программа Мокроусовского района «Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», в которую включен ряд программ и мероприятий, направленных на увеличение объемов жилищного строительства, на создание условий по обеспечению жильем различных категорий граждан.
Программой предусмотрено увеличение объемов жилищного строительства в 2010 году до 3,8 тыс. кв.м, до 2020 года обеспеченность жильем на душу населения должна составить 20,4 кв.м.
Развитие жилищного строительства предполагается за счет участия граждан района в реализации целевых программ: "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Курганской области на 2004-2010 гг. и на перспективу до 2015 г."; подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей в Курганской области на 2007-2010 гг.".
Основные направления по развитию строительного комплекса:
· Развитие базы стройиндустрии;
· Создание на территории района строительных организаций;
· Создание благоприятного инвестиционного климата, привлечение капитала инвесторов и населения;
· Увеличение объемов строительства жилья, газовых подводящих и разводящих сетей;
· Ликвидация ветхого и аварийного жилищного фонда.
В целях развития жилищно-гражданского строительства, развития инженерной и транспортной инфраструктуры, обеспечения качественного уровня привлечения инвестиций, участия в государственных целевых программах, и тем самым обеспечения устойчивого развития территории района, в Мокроусовском районе к 2011 году будет разработан и утвержден проект схемы территориального планирования. Так же планируется проведение работ по корректуре генеральных планов и разработке правил застройки и землепользования поселений района, что обеспечит своевременное и качественное инженерное обеспечение земельных участков, появится прозрачность в области земельных отношений, обеспечит правовое регулирование в сфере градостроительной политики поселений района. На территории района будет проведена работа по расширению границ населенных пунктов для обеспечения развития малоэтажного жилищного строительства, а также предприятий стройиндустрии и перерабатывающей промышленности.
Основные показатели жилищного строительства в Мокроусовском районе приведены в таблице 8.
Таблица 8 - Основные показатели жилищного строительства в Мокроусовском районе в 2001-2008 гг.
| Наименование | Ед. изм. | Годы | |||||||
| 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | ||
| Ввод жилья всего | кв.м | 1085 | 2000 | 1377 | 588 | 781 | 1053 | 1437 | 2507 |
| в том числе: индивидуального | кв.м | 904 | 1759 | 1377 | 588 | 709 | 1053 | 1437 | 2507 |
Увеличиваются темпы индивидуального жилищного строительства.
В 2008 году введено 29 жилых домов, общей площадью 2507 м2, это больше, чем в 2007 году почти в 2 раза. Кроме того, выдано 10 разрешений на строительство индивидуальных жилых домов, а строящихся жилых домов на территории района 42, общей площадью 3 тыс.м2. Под индивидуальное жилищное строительство в текущем году оформлено 10 земельных участков, общей площадью 20505 м2.
Планируется, что к 2020 г. ввод в действие жилых домов по сравнению с 2008 г. увеличится в 1,6 раза; обеспеченность населения жильем - на 5,2 %; ветхого и аварийного жилья не будет.

Рисунок 6 - Введено в эксплуатацию за период 1997-2008 гг. - 14382 кв. м
3.2.1.1.1.1.1.1 2.10 Развитие имущественных и земельных отношений. На 01.01.2009 г. остаточная стоимость имущества, числящегося в реестре муниципальной собственности Мокроусовского района, составляет 123849,7 тысяч рублей.
Анализ эффективности использования муниципального имущества показывает: в 2008 году было заключено 20 договоров аренды, арендуемая площадь составила 1049,7 кв. метров. Доходы от использования муниципального имущества в 2008 году составили 931,0 тыс.руб. или 117,1 % к плану. Арендной платы за помещения поступило 570,3 тыс. рублей, от аренды земли – 360,7 тыс. руб.
Таблица 9 - Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества
|
| 2006г. | 2007г. | 2008г. | |||
| План | факт | План | факт | План | факт | |
| Доходы от сдачи в аренду муниципального имущества | 449 | 504 | 704 | 1130,5 | 796,0 | 931,0 |
| В т.ч. от аренды помещений | 138,0 | 443,6 | 504,0 | 1017,0 | 689 | 570,3 |
| От аренды земли | - | 59,8 | 200 | 113,5 | 107 | 360,7 |
| Прочие поступления | - | - | - | - | - | 1 |
Разработана Программа приватизации на 2009 год и прогноз на 2010-2011 годы.
Продажа муниципального имущества производится в соответствии с ФЗ № 178 от 21.12.2001 года «О приватизации государственного и муниципального имущества». Ведется реестр муниципального имущества.
В районе в 2007-2008 годах активизирована работа по оформлению ранее действующих договоров земельных участков, как земель поселений, так и спец. фонда.
Мокроусовской районной Думой принят ряд нормативных актов, касающихся управления земельными ресурсами: решения № 20 от 23.03.07г. «Об утверждении Положения о порядке управления землями на территории муниципального образования Мокроусовского района», решения № 68 от 30.10.2006г. «Об утверждении Положения о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования Мокроусовского района». Принято постановление Администрации района № 31 от 22.03.2007г. «Об утверждении комиссии по организации проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, расположенных на территории района», распоряжение №146-р от 25.06.2008г. "О работе межведомственной комиссии по предоставлению, изъятию, контролю за использованием земель сельскохозяйственного назначения и проведению согласительных процедур при разрешении споров о местоположении выделяемого в счет земельной доли земельного участка на территории Мокроусовского района"
В сфере земельных отношений ведется реестр сдачи в аренду земельных участков из земель фонда перераспределения, земель поселений. На 1.07.2009 года действует 106 договоров, общая площадь земельных участков, предоставленных в аренду 4418 га.
3.2.1.2.1.1.1 2.11 Охрана окружающей среды. Улучшение качества жизни значительной части населения зависит от улучшения экологической обстановки в районе.
Основные проблемы - увеличивающаяся площадь земель поселений и лесного фонда, заполненных бытовым мусором, отсутствие утилизации и переработки отходов производства и потребления, недостаточное наличие оборудованных биотермических ям (скотомогильников). Для оздоровления окружающей среды необходимо продолжить газификафикацию населенных пунктов района, перевести котельные с твердого топлива на природный газ на территории прохождения газопроводов.
Провести работу по организации централизованного места хранения непригодных и запрещенных к применению пестицидов. Построить новые, отремонтировать действующие биотермические ямы (скотомогильники). Оборудовать действующие и принять меры по ликвидации несанкционированных свалок для твердых бытовых отходов. Обеспечить реализацию мероприятий по очистке реки Кизак от заиления, загрязнения берегов отходами.
Планируется, что к 2020 г. затраты предприятий на охрану окружающей среды по сравнению с 2008 г. увеличатся на 103 %.
2.12 Правонарушения. Произошли большие изменения в работе правоохранительных органов. К работе приступил новый начальник ОВД, сменились начальник штаба, начальник инспекции ГИБДД. Милиция общественной безопасности переехала в другое помещение, туда была проложена теплотрасса и здание подключено к центральному отоплению.
Достаточно хорошо работники ОВД оснащены автотранспортом, администрация района постоянно финансирует приобретение ГСМ. Положительно решен вопрос с открытием РЭП в с. Мокроусово. Сейчас идут работы по подготовке помещения, обучен человек, приобретается оргтехника и в ближайшее время РЭП начнет свою работу.
Анализ работы в 2008 году показывает, что произошло снижение преступности по сравнению с прошлым годом на 8,9 %, общая раскрываемость преступлений сократилась и составила 58,5 %. Уровень преступности в районе на протяжении последних лет значительно ниже среднеобластного. Постоянно снижается количество тяжких и особо тяжких преступлений.
Но достигнутые результаты не дают повода для успокоения. Особую тревогу вызывает резкий рост – на 82% правонарушений, совершенных несовершеннолетними. Конечно, внесенные в законодательство изменения не позволяют применять к несовершеннолетним меру пресечения – содержание под стражей, а профилактические мероприятия не дают результата. Поэтому одни и те же подростки совершают по 5-6 преступлений.
По прежнему, большую долю зарегистрированных преступлений составляют кражи личного и общественного имущества.
Много преступлений совершается в состоянии опьянения и лицами, не имеющими источников дохода. Все это говорит о недостаточной профилактической работе.
Есть много проблем в пресечении незаконной торговли алкогольной продукцией.
Планируется, что к 2020 г. число зарегистрированных преступлений по сравнению с 2008г. сократится на 12,9 %.
2.13 Молодёжная политика. В 2008 г. молодежь (население в возрасте 14-30 лет) составляла около 25,2 % населения (3573 человека) Мокроусовского района. Молодые люди всё чаще отказываются от традиционных форм брака, в частности от его официальной регистрации, предпочитая гражданский брак. Препятствием к созданию семьи становится в основном низкий уровень жизни молодёжи, невысокие доходы, отсутствие доступного жилья, недостаточность условий для возможности самореализации. Этими же причинами объясняется и высокая миграционная активность молодой части социума. Область покидает преимущественно молодежь, как наиболее мобильная и динамичная часть общества. К миграционным перемещениям склонны и люди с высоким уровнем образования, имеющие большие перспективы и возможности самореализации. Это приводит к потере областью как средств, вложенных в их образование, так и интеллектуального потенциала.
Все более актуальным становится вопрос о трудоустройстве молодежи. В силу недостаточного опыта работы, отсутствия соответствующих практических навыков и профессионализма молодое поколение менее конкурентоспособно на рынке труда. По данным службы занятости, четверть безработных области – молодежь. Высок и уровень преступности среди молодежи.
Перечисленные негативные факты говорят о том, что молодежь не может реализовать свои возможности, в силу материальных и моральных причин. Неудовлетворенность возможностями самореализации в молодом возрасте может сформировать отторжение социальных форм поведения, моральных и нравственных устоев общества. Нерешенные молодежные проблемы неизбежно приведут к уменьшению количества полноценных семей, отсутствию квалифицированных кадров, росту правонарушений, наркомании и алкоголизму, и, как следствие, к ухудшению социально-экономической ситуации в регионе. Подобные тревожные тенденции проявляются уже сегодня.
2.14 Физическая культура и спорт. По состоянию на 31 декабря 2008 года, в районе занимались физической культурой и спортом в организованных формах 1519 человек (10,6% от общей численности населения), что подтверждает наметившуюся в последние годы тенденцию роста. Растут также и бюджетные расходы области в этой сфере. Так в 2008 году на развитие физической культуры и спорта всего израсходовано более 270 тыс. рублей, что почти на 15 % больше, чем в 2007 году.
Серьезной проблемой для развития физкультуры и спорта становится нехватка квалифицированных кадров. По состоянию на 1 января 2008 г., в Мокроусовском районе работали всего 30 штатных физкультурных работника, причем лишь половина из них имеет высшее специальное образование. Имеющаяся положительная тенденция увеличения количества спортивных сооружений (за счет строительства простейших спортивных площадок по месту жительства), недостаточна для кардинального изменения низкого уровня обеспеченности населения физкультурно-оздоровительными и спортивными комплексами, поскольку многие из них не соответствуют задачам массового развития спорта в силу своего морального устаревания и физического износа.
Новая целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Мокроусовском районе на 2009-2010 годы» позволит улучшить материально-техническую базу и спортивную инфраструктуру в области, тем самым способствуя развитию физкультурно-спортивного движения.
При наметившейся тенденции увеличения расходов на физическую культуру и спорт в Мокроусовском районе, а так же желания людей вести здоровый образ жизни количество занимающихся будет расти. Но уже сейчас стоит остро вопрос о местах для занятий физической культурой и спортом. Существующие на сегодняшний день в районе спортивные сооружения (спортивные залы) нуждаются в капитальном ремонте и не соответствуют современным требованиям, предъявляемыми для спортсооружений. Достаточно сказать, что ни в одном спортивном зале нет душевых кабин.
Ожидаемые результаты:
- удельный вес численности населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом, достигнет: в 2009 г. – 13 %, 2010 г. – 15 %, 2015 г. – 23%, 2020 г. -30 %.
- удельный вес численности школьников, систематически занимающихся физической культурой и спортом, достигнет: в 2009 г. – 42 %, 2010 г. – 50 %, 2015 г. – 65%, 2020 г. -80 %.
Промышленность
В Мокроусовском районе нет крупных предприятий промышленной группы. За 2008 год отгружено важнейших видов промышленной продукции на 24659 тыс. руб., что превышает показатель прошлого года на 80,9 %. Обрабатывающие производства – 375 тыс. руб., производство и распределение электроэнергии – 24284 тыс. руб. и сбор, очистка и распределение воды – 2184 тыс. руб.
Тепловой энергии котельными МУП «Теплосеть» произведено на 13122 тыс. руб. или на 55 % больше, чем в прошлом году. Произведено битуминозных смесей на основе природного асфальта или битума ОГУП Мокроусовское ДРСП на 374,6 тыс. руб. Распределено газообразного топлива Мокроусовским ЭГУ ОАО «Курганоблгаз» на сумму 4936 тыс. руб. или на 54,6 % больше, чем в 2007 г. Заготовка древесины составила 46,6 тыс. плотных куб. м, что превышает данные за прошлый год на 84,9 %.
Малые предприятий выпускают хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, полуфабрикаты из мяса и овощей. Производством и реализацией хлеба в районе занимается 3 предприятия: КФХ «Руслан», ООО «Мокроусовская мельница», ООО «Союз». Все эти предприятия осуществляют выпечку хлеба на природном газе. За 2008 год произведено 703 тонны хлеба, 362 тонны муки.
Индекс промышленного производства в 2008 г. к предыдущему году составил 157,2 %. Объем промышленной продукции на душу населения за год вырос на 88,9 % (с 0,9 тыс. руб. в 2007 г. до 1,7 тыс. руб. в 2008 г.).
По расчетам к 2020 году промышленное производство в районе увеличится к уровню 2008 года в 1,4 раза.






