Развитие агропромышленного комплекса

За период рыночных преобразований в аграрном секторе Мокроусовского района сформировалось многоукладное сельское хозяйство. Из 25 единиц сельскохозяйственных предприятий, числящихся в государственном реестре юридических лиц, осуществляют деятельность 16. В сельхозпредприятиях числится 145331 га сельхозугодий, в том числе пашни 56942 га, в том числе площадь арендованных сельхозугодий составляет 145331 га.

       На 01.01.09г. поголовье КРС в хозяйствах составило 5759 голов, в том числе коров 2523, 234 головы свиней. Кроме того, сельскохозяйственным производством занято 80 крестьянско-фермерских хозяйств, из которых работающих - 57. В обороте у КФХ 17100 га сельхозугодий, в том числе пашни 15614 га. Наличие скота и птицы в КФХ на 01.01.09г. – 375 голов КРС и, в том числе, коров 267 голов, 764 головы свиней, 784 – овец и коз, птицы – 676 голов.   В хозяйствах населения, которых на территории района 5301 единица, содержится 5421 голова КРС, в том числе коров 2360, 3141 голова свиней, 5943 головы овец и коз, 18203 голов птицы. Площади приусадебных участков 21864 га.

В 2008 году в сельхозорганизациях было произведено 64% сельхозпродукции, в КФХ – 17%, в ЛПХ – 19,0%. Основная отрасль экономики района – сельскохозяйственное производство. Оно занимает около 70 % в общем производстве района.

Администрацией Мокроусовского района Курганской области совместно с товаропроизводителями принимались определенные меры по развитию сельского хозяйства. Реализуется приоритетный национальный проект «Развитие АПК», выполняются мероприятия целевых программ Мокроусовского района Курганской области по развитию зернового производства, молочного скотоводства, социальному развитию села, осуществляются меры по повышению плодородия почв, рациональному использованию земельных ресурсов, привлечению инвестиций, техническому и технологическому перевооружению отрасли, финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Принимаемые меры позволили не только стабилизировать ситуацию в сельском хозяйстве, но и обеспечить устойчивый рост в отрасли. В 2007 – 2008 годах по сравнению с 2005 годом в сопоставимой оценке производство сельскохозяйственной продукции выросло на 3,2%.

 

 

 


Рисунок 7 – Объем производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств (тыс. руб.)

 

В структуре сельскохозяйственной продукции преобладает продукция растениеводства, на долю которой приходится 82 % общего объема продукции.

В сельскохозяйственном производстве ежегодно увеличивается посевная площадь, которая на 01.10.2009 года составляет 66497 га, в том числе под зерновыми и зернобобовыми культурами 49200 га. Это больше, чем в прошедшем году на 1335 га и 1192 га соответственно. За последние годы удалось на 7% увеличить площадь обрабатываемой пашни, в 1,7 раза внесение минеральных удобрений в расчете на 1 гектар посева сельхозкультур.

 

 

 


Рисунок 8 - Производство основных видов сельхозпродукции по всем категориям хозяйств (в натуральном выражении)

Процент неиспользуемой пашни составляет 7 %. Работа продолжается по введению неосвоенных земель в пашню. К 2010 году будет обрабатываться 100 % пашни сельскохозяйственного назначения.

В 2008 году валовой сбор зерна в весе после доработки составил 58 тыс. тонн, по производству зерна на душу населения 4,1 тонны (рисунок 8). По Курганской области этот показатель равен 1,5 тонн. Выполнение целевых программ в животноводстве способствовало повышению продуктивности скота и птицы, за последние годы в сельскохозяйственных предприятиях среднесуточные привесы крупного рогатого скота и птицы возросли в 1,3 раза, свиней – в 1,5 раза, надои от коровы – в 1,3 раза до 3321 кг в 2008 году.

Сельскохозяйственное производство привлекательно для инвесторов из соседней Тюменской области.

Для роста объемов производства используются инновации инвесторами «АгроИнтел-Курган», которые производят обработку земли, уборку урожая современными посевными и уборочными комплексами (комбайны «Джон-Дир»). В 2009 году многие сельхозорганизации района приобрели технику, отвечающую высоким техническим и технологическим требованиям.

Выполнение целевых программ в животноводстве способствовало повышению продуктивности скота и птицы, за последние годы в сельскохозяйственных предприятиях среднесуточные привесы крупного рогатого скота и птицы возросли в 1,3 раза, свиней – в 1,5 раза, надои от коровы – в 1,3 раза до 3321 кг в 2008 году.

Реализация целевой программы Мокроусовского района Курганской области «Национальный проект «Развитие АПК» в Мокроусовском районе Курганской области» позволила в 2006-2008 году стабилизировать поголовье коров, лошадей, численность крупного рогатого скота возросла на 1,5%, овец и коз на 22,8%, свиней на 25%.

Улучшилось финансово-экономическое состояние товаропроизводителей. В 2008 году рентабельность сельскохозяйственных предприятий составила 42%, получено 72246 тыс. рублей прибыли, 80% сельхозорганизаций рентабельны, среднемесячная заработная плата одного работника в сельском хозяйстве выросла на 47% и составила 4423,0 руб.

Производство зерна на душу населения увеличилось с 2902 кг в 2001 г. до 4143 кг в 2008 году, производство мяса увеличилось с 24,2 кг до 25,3 соответственно, производство молока увеличилось с 469,7 кг. до 482 кг.

За весь период действия (2006-2009 гг.) районной целевой программы «Социальное развитие Мокроусовского района до 2012 года» введено 1870,2 кв. м жилья.

С 2005 года впервые с начала реформ в сельхозорганизациях объемы ввода основных средств превышают их выбытие. Инвестиции в агропромышленный комплекс в 2007-2008 годах возросли в 1,7 раза по сравнению с 2005 годом.

По расчетам к 2020 году объем производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на душу населения увеличится к уровню 2008 года в 12,9 раза.

Основные проблемы АПК в Мокроусовском районе. Несмотря на определенные успехи, достигнутые в последние годы в развитии агропромышленного комплекса, усиливается отставание АПК от других отраслей экономики. В агропромышленном комплексе остается нерешенным ряд существенных проблем, сдерживающих ускоренное развитие сельского хозяйства.

Основными причинами существующих проблем в развитии сельского хозяйства Мокроусовского района являются:

– неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и материально-технические ресурсы, используемые в сельхозпроизводстве. В 2007 году тарифы на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей возросли по сравнению с 2006 годом в 1,5 раза, цены на приобретаемые минеральные удобрения увеличились в 1,6 раза.

– недостаточный уровень государственной поддержки агропромышленного комплекса, слабое государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, материально-технических ресурсов для села. В 2008 году на развитие сельского хозяйства из бюджетов всех уровней выделено 29,0 млн.рублей, или 1,68 коп. в расчете на 1 рубль произведенной продукции;

– низкая конкурентоспособность продукции, низкий уровень производительности труда, неравные условия конкуренции для товаропроизводителей на рынках сельхозпродукции. В 2008 году производство сельхозпродукции в расчете на одного сельского жителя в районе составило 12,3 тыс. рублей, по Курганской области 35,5 тыс.руб.

–  неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельхозтоваропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов, неразвитость земельного рынка;

– финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, опережающим ростом импорта, недостаточным притоком частных инвестиций, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;

– низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;

– дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

Потенциал и конкурентные преимущества агропромышленного комплекса Мокроусовского района. Несмотря на сокращение агропромышленного производства за период рыночных преобразований АПК Мокроусовского района в настоящее время имеет значительные земельные, трудовые, материальные ресурсы.

Мокроусовский район имеет возможность более полно использовать свое основное конкурентное преимущество – плодородную землю. Развитое зерновое производство, обширные кормовые угодья являются прочной базой для животноводства.

В Мокроусовском районе недостаточно развита переработка сельскохозяйственной продукции. Для поддержки перерабатывающих предприятий необходимо решить задачу привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов организациями, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов, развития первичной переработки мяса и молока. 

Для стимулирования притока молодых специалистов в сельскохозяйственное производство, обеспечения отрасли квалифицированными кадрами и создания материальных условий для их становления и закрепления на селе предполагается:

- оказание поддержки Администрацией Мокроусовского района в виде единовременных выплат в сумме 20 тысяч рублей выпускникам государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования сельскохозяйственного профиля, заключившими трудовой контракт с сельскохозяйственными организациями сроком не менее трех лет;

- целевая подготовка специалистов сельского хозяйства в ФГОУ ВПО Курганской государственной сельскохозяйственной академии имени Т.С.Мальцева.

- участие молодых специалистов в программе «Социальное развитие села Мокроусовского района до 2012 года», путем софинансирования затрат на приобретение и строительство жилья в сельской местности.



Инвестиции

  Объем инвестиций в основной капитал ежегодно увеличивается. За 2008 год в основной капитал инвестировано 95,0 млн. рублей, что значительно выше показателя 2007 г.

 

 

 

Рисунок 9 - Объем инвестиций (млн. рублей) и темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования (в сопоставимых ценах), %

 

Сельскохозяйственными организациями в основном средства направлены на реконструкцию производственных объектов, приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря.

В 2008 году на жилищное строительство направлено 17664 тысяч рублей. Введено 29 жилых домов, общей площадью 2507 м2, это больше, чем в 2007 году почти в 2 раза.

В целях повышения инвестиционной привлекательности сформирован реестр инвестиционных площадок Мокроусовского района.

Мероприятия по повышению эффективности бюджетных капитальных вложений:

- Разработать и утвердить:

1) порядок по осуществлению проверки инвестиционных проектов на предмет социальной и бюджетной эффективности, оценки соответствия их сметной стоимости нормативам в области сметного нормирования и ценообразования,

2) решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности.

Прогноз инвестиций в основной капитал предопределяет их рост в 2020 г. к уровню 2008 г. в 6,8 раза.

 

2.18 Развитие малого и среднего предпринимательства

Развитие среднего и малого предпринимательства в Мокроусовском районе является одним из важнейших инструментов решения ряда социально-экономических проблем, а именно:

· Создание дополнительных рабочих мест;

· Снижение безработицы в районе;

· Создание условий для привлечения активных жителей района к созданию малых предприятий с целью обеспечения населения широким спектром товаров и услуг;

· Стабильности налоговых поступлений;

· Повышение благосостояния населения.

Решение этих проблем обеспечивает реализация целевой программы Мокроусовского района «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Мокроусовском районе на 2009 – 2011 годы». В дальнейшем поддержка развития малого и среднего предпринимательства будет продолжена в рамках реализации трехлетних программ.

Оборот малых предприятий по всем видам деятельности за год увеличился на 17,6 % (с 927199 тыс. руб. в 2007 г. до 788119 тыс. руб. в 2006 г.); инвестиции в основной капитал – на 36,5 %, количество предприятий получивших убыток сократилось в 2 раза, сумма убытка – на 4112,7 млн. руб.

 

Таблица 10 - Основные показатели деятельности малых предприятий (без индивидуальных предпринимателей)

Показатель 2007 г. 2008 г. 2008 г. к 2007 г., %, р.
Оборот малых предприятий по всем видам деятельности, тыс. руб. 927199 605882 65,3 %
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), чел. 966 2110 2,2 р.
Инвестиции в основной капитал, тыс. руб. 62360 59223 95,0 %
Количество предприятий получивших убыток, единиц 3 6 2 р.
Сумма убытка, млн. руб. -0,3 -4702,0 15673,3 р.
Количество малых и средних предприятий 30 31 103,3 %
Количество индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица 139 179 128,8 %

 

К 2020 году планируется увеличение числа малых и средних предприятий до 40, индивидуальных предпринимателей до 300 человек, что позволит занять в сфере малого и среднего бизнеса свыше 32 % от экономически активного населения района.

Планируется рост числа малых предприятий в обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве и сфере услуг, особенно в сфере жилищно-коммунальных услуг.

К 2020 году произойдет полное техническое перевооружение малых и средних предприятий, уже ориентированных на освоение инновационных технологий. Об этом позволяют говорить темпы роста объема инвестиций в основной капитал малых предприятий, который за последние пять лет возрос уже более чем в 5 раз.

Немаловажное значение для развития малого и среднего предпринимательства будет иметь работа, проводимая по следующим направлениям:

· Расширение сферы деятельности малых предприятий (производство товаров народного потребления, переработка сельхозпродукции, строительство жилья, освоение рынка жилищно-коммунальных услуг);

· Создание новых малых предприятий, повышение их конкурентоспособности, увеличение занятости населения в данном секторе экономики;

· При размещении муниципальных заказов привлекать к конкурсам, аукционам субъекты малого и среднего предпринимательства;

· Разработка и реализация комплекса мер по ликвидации в малых и средних предприятиях выплат «теневых» зарплат;

· Уменьшение влияния административных барьеров на деятельность малого и среднего бизнеса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: