Методика анализа ассортимента и качества готовой продукции

 

Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основная задача предприятия – наиболее полное обеспечение спроса высококачественной продукцией.

К основным задачам анализа ассортимента и качества продукции относятся:

-   оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;

-   определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;

-   выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;

-   разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Схематично анализ готовой продукции можно представить на рисунке 2.

 

 

                       
         

 

 


Рисунок 2 – Схема анализа выпуска и реализации готовой продукции.

 

Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф.№ 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф.№ 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф.№ 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.

Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объём производства и реализации за определённое количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствуете накоплении остатков нереализованной продукции на складах пред­приятия и неоплаченной покупателями.

Для изучения динамики объема производства используют данные о выпуске продукции за ряд лет в сопоставимых ценах.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на осно­ве расчёта, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгруз­ке продукции по объёму, ассортименту, качеству, а также отклонение от плана.

Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необ­ходимо не только выполнение плана по общему объему выпуска, но и по номенклату­ре и в ассортименте.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприя­тие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с дру­гой, — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, тех­нологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Сис­тема формирования ассортимента включает в себя:

1. определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

2. оценку уровней конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

3. изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по вне­дрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

4. оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассор­тименте продукции.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится либо по методу наименьшего процента, либо по методу среднего процента.

Коэффициент выполнения плана по данному изделию:

Коэффициент выполнения плана = ВП по факту / ВП по плану х 100%, (1)

где ВП – выпуск продукции, рассчитанный в плановых ценах:

ВПплан(i) = Цплан(i) х Vплан(i),         (2)

ВПфакт(i) = Цплан(i) х Vфакт(i),           (3)

где Ц(i) – цена реализации i-го изделия;

V(i) – объем выпуска изделий i-го вида, шт.

При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий

Увеличение объёма производства (реализации) по одним видам и сокраще­ние по другим видам продукции приводит к изменению её структуры, т.е. соотноше­нию отдельных изделий в общем объеме их выпуске.

Изменение структуры производства заметно влияет на все экономические по­казатели: объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, стоимость то­варной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес бо­лее дорогой продукции, объём её выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Для проверки выполнения плана по структуре необходимо рассчитать УДплан(i) и УДфакт(i):

Удельный вес продукции данного наименования в общем объеме выпуска продукции:

Удельный вес данного изделия = ВП данного изделия / общий ВП (4)

Далее, необходимо рассчитать условный и фактический выпуск продукции в плановых ценах по следующим формулам:

ВП условно = Ц по плану х УД по плану х V по факту    (5)

ВП по факту = Ц по плану х УД по факту х V по факту,   (6)

где V по факту – суммарный выпуск изделий в натуральном выражении.

Метод прямого счета:

DВП по структуре = DВП по изделиям                           (7)

DВП по данному изделию = ВП по факту – ВП условно (8)

Полученная величина DВП по структуре характеризует степень влияния фактора изменения структуры выпускаемой продукции на общее изменение объема выпуска, т.е.:

DВП по структуре = ВП по плану х (КВП – КV),             (9)

где КV = Vфакт / V план – коэффициент выполнения плана по товарной продукции в натуральном выражении; [Русак, с.67]

КВП = ВПфакт / ВПплан – коэффициент выполнения плана в денежном выражении.                                                                               (10)

Если КВП > КV, то в выпуске продукции увеличилась доля дорогой продукции (DВП > 0).

Если КВП < КV, то в выпуске продукции увеличилась доля дешевой продукции (DВП < 0).

Метод прямого счета является, фактически, частью метода цепных подстановок, с помощью которого можно выявить влияние и других факторов на изменение объема выпуска продукции.

Важный показатель деятельности промышленных предприятий — качество про­дукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержа­ния позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повыше­нию спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объёма продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции — понятие, характеризующее параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уро­вень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведённой про­дукции независимо от её вида и назначения:

1. удельный вес новой продукции в общем её выпуске;

2. удельный вес продукции высшей категории качества;

3. средневзвешенный балл продукции;

4. средний коэффициент сортности;

5. удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

6. удельный вес сертифицированной продукции;

7. удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

8. удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в развитые промыш­ленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризу­ют одно из её свойств:

- полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питании);

- надёжность (долговечность, безотказность в работе);

- технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоёмкость, энергоёмкость);

- эстетичность изделий.

Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.

Анализ качества по этой системе осуществляется поэтапно. Сначала определя­ется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям.

Продукция 1-й категории – продукция определённых полезных качеств, но ниже мировых стандартов;

Продукция 2-й категории, используемая в промышленности, но не соответ­ствующая мировым стандартам.

Продукция, оцениваемая по 2-й категории, подлежит снятию с производства. Там, где продукция не оценивается по категориям качества, используется пока­затель сортности.

Сортность - тоже характеризует качество, но для определённых отраслей.

При определении сортности используют ГОСТы и ОСТы и определяют коэффи­циенты сортности, подтверждая уровень качества.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рас­считываются следующие показатели:

1. доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объёме производства;

2. средний коэффициент сортности;

3. средневзвешенная цена в сопоставимых условиях.

Задачи анализа качества продукции:

· изучение динамики перечисленных показателей;

· выполнение плана по их уровню;

· причины их изменения и оценка выполнения плана по уровню качества про­дукции;

· определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприя­тия: выпуск товарной продукции (DТП), выручку от реализации продукции (DВР) и прибыль (DП):

Брак – косвенный показатель качества продукции – делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии), и внешний (выявлен­ный потребителем). Выпуск бракованной продукции ведёт к повышению себестоимости изделия, уменьшению объёма товарной и реализованной продук­ции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динами­ку брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.

Для определения потерь товарной продукции необходимо потери от брака умножить на фактический уровень рентабельности. [37, с.106]

Изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основные причины понижения качества продукции: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: