Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и темпов его роста. Основная задача предприятия – наиболее полное обеспечение спроса высококачественной продукцией.
К основным задачам анализа ассортимента и качества продукции относятся:
- оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции;
- определение влияния факторов на изменение величины этих показателей;
- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции;
- разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.
Схематично анализ готовой продукции можно представить на рисунке 2.
Рисунок 2 – Схема анализа выпуска и реализации готовой продукции.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служат бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность ф.№ 1-п (годовая) "Отчет по продукции", ф.№ 1-п (квартальная) "Квартальная отчетность промышленного предприятия (объединения) о выпуске отдельных видов продукции в ассортименте", ф.№ 1-п (месячная) "Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции", ф.№ 2 "Отчет о прибылях и убытках", ведомость № 16 "Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация" и др.
|
|
Анализ начинается с изучения динамики выпуска и реализации продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объём производства и реализации за определённое количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствуете накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Для изучения динамики объема производства используют данные о выпуске продукции за ряд лет в сопоставимых ценах.
Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчёта, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объёму, ассортименту, качеству, а также отклонение от плана.
Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо не только выполнение плана по общему объему выпуска, но и по номенклатуре и в ассортименте.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой, — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:
|
|
1. определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
2. оценку уровней конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;
3. изучение жизненного цикла изделий и принятия, своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
4. оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится либо по методу наименьшего процента, либо по методу среднего процента.
Коэффициент выполнения плана по данному изделию:
Коэффициент выполнения плана = ВП по факту / ВП по плану х 100%, (1)
где ВП – выпуск продукции, рассчитанный в плановых ценах:
ВПплан(i) = Цплан(i) х Vплан(i), (2)
ВПфакт(i) = Цплан(i) х Vфакт(i), (3)
где Ц(i) – цена реализации i-го изделия;
V(i) – объем выпуска изделий i-го вида, шт.
При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий
Увеличение объёма производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению её структуры, т.е. соотношению отдельных изделий в общем объеме их выпуске.
Изменение структуры производства заметно влияет на все экономические показатели: объём выпуска в стоимостной оценке, материалоёмкость, стоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, объём её выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.
Для проверки выполнения плана по структуре необходимо рассчитать УДплан(i) и УДфакт(i):
Удельный вес продукции данного наименования в общем объеме выпуска продукции:
Удельный вес данного изделия = ВП данного изделия / общий ВП (4)
Далее, необходимо рассчитать условный и фактический выпуск продукции в плановых ценах по следующим формулам:
ВП условно = Ц по плану х УД по плану х V по факту (5)
ВП по факту = Ц по плану х УД по факту х V по факту, (6)
где V по факту – суммарный выпуск изделий в натуральном выражении.
Метод прямого счета:
DВП по структуре = DВП по изделиям (7)
DВП по данному изделию = ВП по факту – ВП условно (8)
Полученная величина DВП по структуре характеризует степень влияния фактора изменения структуры выпускаемой продукции на общее изменение объема выпуска, т.е.:
DВП по структуре = ВП по плану х (КВП – КV), (9)
где КV = Vфакт / V план – коэффициент выполнения плана по товарной продукции в натуральном выражении; [Русак, с.67]
КВП = ВПфакт / ВПплан – коэффициент выполнения плана в денежном выражении. (10)
Если КВП > КV, то в выпуске продукции увеличилась доля дорогой продукции (DВП > 0).
Если КВП < КV, то в выпуске продукции увеличилась доля дешевой продукции (DВП < 0).
Метод прямого счета является, фактически, частью метода цепных подстановок, с помощью которого можно выявить влияние и других факторов на изменение объема выпуска продукции.
Важный показатель деятельности промышленных предприятий — качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объёма продаж, но и за счет более высоких цен.
|
|
Качество продукции — понятие, характеризующее параметрические, эксплутационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.
Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведённой продукции независимо от её вида и назначения:
1. удельный вес новой продукции в общем её выпуске;
2. удельный вес продукции высшей категории качества;
3. средневзвешенный балл продукции;
4. средний коэффициент сортности;
5. удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
6. удельный вес сертифицированной продукции;
7. удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
8. удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в развитые промышленные страны.
Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из её свойств:
- полезность (жирность молока, зольность угля, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питании);
- надёжность (долговечность, безотказность в работе);
- технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоёмкость, энергоёмкость);
- эстетичность изделий.
Косвенные показатели — это штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и др.
Анализ качества по этой системе осуществляется поэтапно. Сначала определяется удельный вес продукции со знаком качества, а потом определяется продукция по категориям.
Продукция 1-й категории – продукция определённых полезных качеств, но ниже мировых стандартов;
Продукция 2-й категории, используемая в промышленности, но не соответствующая мировым стандартам.
Продукция, оцениваемая по 2-й категории, подлежит снятию с производства. Там, где продукция не оценивается по категориям качества, используется показатель сортности.
|
|
Сортность - тоже характеризует качество, но для определённых отраслей.
При определении сортности используют ГОСТы и ОСТы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая уровень качества.
По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются следующие показатели:
1. доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объёме производства;
2. средний коэффициент сортности;
3. средневзвешенная цена в сопоставимых условиях.
Задачи анализа качества продукции:
· изучение динамики перечисленных показателей;
· выполнение плана по их уровню;
· причины их изменения и оценка выполнения плана по уровню качества продукции;
· определение влияния качества на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (DТП), выручку от реализации продукции (DВР) и прибыль (DП):
Брак – косвенный показатель качества продукции – делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии), и внешний (выявленный потребителем). Выпуск бракованной продукции ведёт к повышению себестоимости изделия, уменьшению объёма товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.
Для определения потерь товарной продукции необходимо потери от брака умножить на фактический уровень рентабельности. [37, с.106]
Изучаются причины понижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основные причины понижения качества продукции: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.