Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение — одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Вся производимая и реализуемая предприятием ОАО "Сыктывкарский хлебокомбинат" продукция (на сегодняшний день – это 234 наименования) является сертифицированной и имеет сертификаты соответствия, носящие обязательный характер.
При этом следует уточнить, что обязательная сертификация предполагает проверку лишь тех или иных показателей безопасности продукции. Проверять продукцию от начала до конца по качеству и потребительским характеристикам в функции обязательной сертификации не входит. Поэтому, если продукция имеет обязательный сертификат соответствия, то это еще не говорит о том, что она качественная.
Поэтому в ОАО "Сыктывкарский хлебокомбинат" вся продукция проходит также и добровольную сертификацию. Добровольная сертификация – подтверждение соответствия любым требованиям, устанавливаемым заказчиком. (Преобладающая часть готовой продукции ОАО "Сыктывкарский Сыктывкарский хлебокомбинат» подлежит добровольной сертификации в обязательном порядке).
|
|
Наличие добровольного сертификата соответствия качества объекта сертификации позволяет изготовителю получать определенные конкурентные преимущества для продвижения своей продукции, а также защищать рынок от некачественной продукции.
На всех товарно-транспортных накладных, в левом и правом углу формы, расположены знаки соответствия - обозначения, служащие для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации - продукции требованиям системы добровольной и обязательной сертификации, а значит и о ее высоком качестве.
Еще одним подтверждением высокого качества готовой продукции завода является то, ОАО "Сыктывкарский хлебокомбинат" принял участие в ежегодной VII межрегиональная специализированная выставка "Продконтракт-2010", проходившей в Кирове. В ней участвовали более 50 производителей промышленных и продовольственных товаров из Кирова и области, а также Коми, Удмуртии, Чувашии, Нижнего Новгорода, Перми и других регионов. Как рассказали "Комиинформу" в отделе маркетинга предприятия, на ярмарке было представлено более 200 видов различной продукции. Во время выставочных дней был организован профессиональный дегустационный конкурс, на котором Сыктывкарский хлебокомбинат в номинации "Кондитерские изделия" взял три высшие награды — одну золотую и две серебряных медали. Так, "золото" было отдано сыктывкарскому печенью "Надежда", "серебро" присуждено торту "Карусель" и торту "Тропиканка".
|
|
Для оценки качества выпускаемой продукции используются как прямые, так и косвенные показатели.
Наиболее распространенным прямым показателем, дающим обобщающую характеристику качества всей продукции, независимо от ее вида и назначения, является удельный вес сертифицированной продукции. Однако производить расчет данного показателя не имеет смысла, поскольку, как уже упоминалось, вся продукция ОАО "Сыктывкарский хлебокомбинат" сертифицирована и изготавливается только из натурального сырья, без добавления консервантов.
Среди косвенных показателей рассчитываются:
- штрафы за некачественную продукцию;
- объем и удельный вес забракованной продукции;
- удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей;
- потери от брака и др.
Проанализируем потери от брака и рассчитаем недополученный объем продукции в связи с наличием брака при ее производстве (таблицу 7).
Таблица 19 - Потери от брака ОАО "Сыктывкарский хлебокомбинат" в 2008-2009 г.г.
Показатель | 2008 г. | 2009 г. | Отклонения | |
абс., тыс.руб. | относит., % | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1.Товарная продукция, тыс.руб | 113925 | 158525 | 44600 | 39,15 |
2.Производственная себестоимость, тыс.руб. | 100010,3 | 139865,1 | 39854,8 | 39,85 |
3.Потери от брака, тыс.руб. | 1548,9 | 1420,2 | -128,7 | -8,3 |
4.Удельный вес брака в производственной себестоимости продукции, % | 1,54 | 1,02 | -0,52 | -33,76 |
5.Недополучено продукции в результате брака (стр.1*стр.4)/100, тыс.руб. | 1754,4 | 1616,95 | -137,45 | -7,83 |
Из данных таблицы 19 видно, что в 2009 г. потери от брака сократились на 8,3%, и стоимость недополученной продукции вследствие брака составила 1616,95 тыс. руб., что на 7,83% меньше, чем в 2005 г., что также косвенно свидетельствует о повышении качества продукции.
Основными предпосылками повышения качества продукции в 2009 г. являются:
- своевременность выполнения договоров поставки;
- высокая востребованность продукции ОАО «Сыктывкарский хлебокомбинат»;
- ритмичность выпускаемо продукции;
- заслуженные награды, получаемые ОАО «Сыктывкарский хлебокомбинат» за ассортимент и качество выпускаемой продукции.
- отсутствие претензий по качеству продукции.
Рекомендации по улучшению учета и повышению качества