На сегодня в Российской Федерации экономический механизм природопользования работает в следующих направлениях:
1) действует утвержденный Постановлением Правительства № 632. Порядок определения платы за загрязнение окружающей природной среды,
2) вводится плата за землю.
1. Постановлением № 632 Правительства предусматривается взимание платы за следующие виды воздействия на окружающую природную среду:
выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников,
сброс вредных вещечтв в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов,
другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Устанавливаются два вида базовых нормативов платы:
за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимтов (временно согласованных нормативов).
Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингридиенту загрязняющего вещества (отхода), ввиду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.
|
|
Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.
Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.
Плата за загрязнение окружающей среды в пределах установленных лимитов определяется по базовым нормативам, причем платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы (ПДВ, ПДС) осуществляются за счет себестоимости продукции, платежи за превышение и - за счет прибыли предприятия. При этом платежи за сверхлимитное загрязнение исчисляются в пятикратном размере. Предельные размеры платы за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов (лимитные и сверхлимитные) устанавливаются в процентах от прибыли дифференцирванно по отраслям народного хозяйства.
Взимаемые средства перечисляются природопользователем в бесспорном порядке в размере 90% во внебюджетные экологические фонды (местные, региональные, федеральные) и 10% в доход республиканского бюджета.
Базовые нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух насчитывают 217 наиболее распространенных ингридиентов.
Список литературы
1. Кудряшова А. Охрана окружающей среды в России. – М., 2006
2.А Л Яншинаю.Глобальные экологические проблемы России. Наука., 2008 г. 3.Ю. А. Сапожников, Р. А. Алиев, С. Н. Калмыков Радиоактивность окружающей среды-Бином. Лаборатория знаний.,2009
4.Горелов А.А. Социальная экология. М., 2006
5.Экология. Учебное пособие. - М., 2006.
6.Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., 2007