Принципы организации научно-методической деятельности в школе

1. Целевое, перспективное, проблемно-тематическое планирование методической работы в соответствии с Программой развития школы, Программой опытно-экспериментальной деятельности, комплексно-целевой программой школы.

2. Единство тематики всех видов методической работы, когда соотнесены все цели, задачи школы, проводится комплексный анализ результатов и мониторинг эффективности образовательного процесса на данном этапе.

3. Практическая направленность содержания научно-методической деятельности, обусловленная внутренними потребностями школы, удержанием позитивного имиджа учреждения в образовательном пространстве района.

4. Единство научности и доступности содержания деятельности на всех уровнях.

С точки зрения характера решаемых проблем, практической значимости, возможности использования, предусмотрена уровневая дифференциация научно-методической работы. Научно-методическое знание может относиться ко всему образовательному процессу школы и может быть предельно локализованным, учитывающим потребности определенного направления и даже определенного учителя. В последнем случае научно-методическое знание обладает наибольшей работоспособностью: оно ближе всего к повседневной работе педагога, определяет фактическую результативность его труда. 

Оптимизация научно-методической деятельности – одна из реальных мер по охране и укреплению здоровья участников образовательного процесса. Результатом профессионально грамотной, научно обоснованной методической деятельности является психологическая готовность педагога к выполнению своей работы, активизируется мотивационно-потребностная сфера личности профессионала. Поэтому считаем важным соблюдение следующих условий для оптимизации научно-методической деятельности.

1. Мониторирование общественного запроса образованию с целью определения места школы на рынке образовательных услуг.

2. Мониторирование актуальных направлений развития образовательного процесса в школе и имеющихся ресурсов с целью получения объективного анализа.

3. Использование новых форм взаимодействия в педагогическом коллективе в направлении обобщения опыта: презентация педагогического опыта на заседаниях кафедр, педагогических советов, семинарах, написание статей в соавторстве, подготовка внутренних публикаций.  

4. Согласование действий всех структурных подразделений школы.

5. Использование рационального подхода к образовательным инновациям.

6. Планирование конечных и промежуточных результатов деятельности по конкретной проблеме, направлению через создание стратегических документов школы, ежегодных комплексно-целевых программ.

7.  Обеспечение единства требований (создание локальных актов), критериев оценки методической работы, инновационной деятельности учителя.

8. Создание межкафедральных временных творческих групп с привлечением молодых специалистов для решения проблем преемственности, согласованности, целостности в структуре, содержании и организации образовательного процесса.

9. Приведение в систему методологических, научно-практических, проблемных семинаров для педагогов по выработке общих подходов в решении проблем, развитию методологической и проектной культуры.

10. Практическое использование технологической карты профессионального роста педагога с обязательным включением в нее результатов методической работы.

11. Практическое использование технологической карты кафедры.

12. Переход при планировании административного контроля к аналитическим приказам, самоанализу, мониторингу.

13. Понимание педагогическим коллективом участия школы во внешних районных, городских, региональных, Всероссийских образовательных программах как формы внешнего контроля и продвижения имиджа своего образовательного учреждения.

Сама система как обеспечение синергетических связей составляющих ее элементов является одним из критериев оптимизации научно-методической деятельности. Помимо этого отметим следующие критерии: критерий факта, который позволяет ответить на вопрос: готовы ли участники образовательного процесса создать условия для позитивных изменений, способны ли овладеть принципами и навыками научной организации труда. Критерий качества, позволяющий ответить на вопрос об уровне эффективности научно-методической деятельности, реализации преобразований, проектов, поднимает ли эта деятельность образовательную практику ОУ на более высокий уровень, позволяет ли выйти в устойчивый режим функционирования.

Показатели оптимизации системы научно-методической деятельности:

- анализ итогов реализации программы развития школы до 2003г. и разработка Программы развития лицея на период 2003-2010гг. поступательное планирование исследуемых проблем,

- разнообразие форм анализа педагогической деятельности,

- использование оптимального числа форм методической работы в пределах нормативного рабочего времени,

- осуществление планового мониторинга,  

- превращение образовательной системы в открытую: включение в научно-методическую деятельность представителей структурных подразделений лицея.

Системный подход в организации научно-методической деятельности позволяет реализовать главные цели школы, создает предпосылки для выработки согласованного курса образовательного учреждения. Это, в свою очередь, помогает определить свой путь в условиях динамичного развития образования.

       В школе действует детская организация «Парламент», которая работает на основе программы «Я - лидер». Для нее определены цели и задачи, разработаны закон, права и обязанности членов ДО. Два раза в год проводится День самоуправления. Регулярно проводятся заседания учкома, на которых рассматриваются вопросы успеваемости, поведения, санитарного состояния учащихся. Санитарная служба ежедневно проводит рейды с целью контроля за порядком в классах. В рамках «Радужных недель» проводятся мероприятия по озеленению классных комнат и благоустройству пришкольного участка. Проводятся конкурсы «Мисс Весна», «А ну-ка, парни!»

Разработана нормативно-правовая документация классных руководителей, для них проводятся семинары тестирования по уровню воспитанности учащихся.

На стендах отражены успехи школьников в учебе, спортивные достижения, внутренний распорядок работы школы, отмечены победители олимпиад, конкурсов. Данные стенды периодически обновляются.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: