На ООО «Прототип» в процессе развития были образованы два отдела маркетинговой службы:
-Отдел маркетинга и развития;
-Отдел внешнеэкономической деятельности.
Служба маркетинга построена по продуктово-рыночному принципу.
Имеются как управляющие отдельными продуктами, так и управляющие рынками.
Управляющие отдельными продуктами планируют объемы продаж и прибыль по продуктам, получают от управляющих рынками сведения об объемах продаж. Управляющие отдельными рынками в свою очередь отвечают за развитие прибыльных рынков для существующих и потенциальных продуктов организации. В то же время они отвечают за разработку и реализацию стратегии и планов маркетинга для определенных рынков. Прежде чем принять решение по разработке и выпуску продуктов управляющий продуктом выясняет у управляющих отдельными рынками возможности сбыта этих продуктов на конкретных рынках. Достоинством данной организации маркетинга является то, что уделяется управленческое внимание каждому продукту и каждому рынку. Однако данная организация управления маркетингом увеличивает управленческие затраты, не обладает достаточной организационной гибкостью и порождает конфликты. В таблице 3.1 представлены подразделения службы маркетинга.
|
|
Таблица 3.1
Подразделения службы маркетинга.
Генеральный директор ООО «Прототип» | |||
Исполнительный директор | |||
Директор по маркетингу, развитию производства и сбыту | Директор по внешнеэкономической деятельности | ||
Зам. директора по маркетингу и развитию | Сектор внешнеэкономической деятельности | ||
Сектор полиграфической продукции | Сектор издательской продукции | Сектор сувенирной продукции | Сектор рекламной продукции |
Эти два подразделения службы маркетинга параллельно занимаются маркетинговой проработкой осваиваемых и предлагаемых к освоению перспективных видов продукции. При этом Отдел маркетинга и развития работает с упором на внутренний рынок в основном с целью расширения продаж и поиска перспективных для серийного выпуска разработок. Отдел внешнеэкономической деятельности занимается поиском перспективных изделий и контактов на внешнем рынке, а также отслеживает и сопровождает выполнение уже заключенных ранее крупных договоров по внешнеторговым поставкам.
Служба маркетинга предприятия, при взаимодействии с подразделениями предприятия является одним из основных инициаторов, координаторов и несет полную ответственность за предложение и обоснование коммерческой целесообразности разработки и производства нового продукта, а также коммерческую реализацию нового изделия.
|
|
Задача службы маркетинга заключается в том, чтобы держать курс на потребителя, постоянно следить за тем, что ему нужно, а также следить за деятельностью конкурентов, исходя из этого, определять направление совершенствования маркетинговой деятельности, разрабатывать и добиваться выполнении планов и программ маркетинговой деятельности. В то же время служба маркетинга должна точно представлять возможности предприятия, чтобы, занимаясь его развитием, не оторваться от реальной жизни предприятия. Исходя из схемы организации маркетинга, можно составить также и должностные инструкции. Это не означает, что производственные и функциональные звенья предприятия самостоятельно не могут осуществлять связь с потребителями, не изучают деятельность конкурентов и т.п.
Однако эта их деятельность направляется и координируется руководителем маркетинговых служб, сотрудники которых проводят также конкретные маркетинговые исследования. Руководитель маркетинговых служб выполняет функции посредника между подразделениями и сотрудниками предприятия, занимающимися разработкой продукта, его производством, стимулированием продаж, доведением продуктов до потребителей. При этом руководитель маркетинга и его аппарат отслеживают состояние внешней среды маркетинга, обращает в первую очередь внимание на деятельность конкурентов.
Маркетинговая служба оказывает влияние на реализацию всех важнейших функций предприятия.
Так, в области определения целей и задач деятельности предприятия акцент делается на рыночные, а не на производственные его возможности, общие ресурсы предприятия увязываются с требованиями рынка. Предприятие производит изделия, которые может продать с прибылью, а не те которые ему легче изготовить.
При определении цены на продукт решающей является не себестоимость, а прежде всего цена, которую готов платить потребитель.
Основной заботой сотрудников материально-технического снабжения должно быть стремление достать не то, что легче приобрести, а то, что лучше с точки зрения потребительских характеристик продукции.
Взаимодействие отдела маркетинга с коммерческим отделом необходимо во избежание ситуации, при которой заказы не могут быть выполнены из-за неожиданной или непредвиденной нехватки важных сырьевых материалов и компонентов. Такое положение может создаться в том случае, если отдел маркетинга своевременно не проинформирует специалистов коммерческого отдела о перспективных планах и заключенных договорах. И наоборот, образование чрезмерных запасов материалов из-за ошибочности прогнозов или из-за того, что отдел маркетинга не сообщил коммерческому отделу об уменьшении потребностей, приводит к замораживанию средств, которые могли бы успешно использоваться по другому назначению.
Основную часть продукции ООО «Прототип» 87% - составляет полиграфическая продукция.
Однако, продолжающийся рост конкурентной борьбы привел к необходимости уделения работе маркетинговой службы особого внимания. В таблице 3.1 представлены данные по динамики продаж за 4 года существования предприятия ООО «Прототип»
Таблица 3.1
Динамика продаж, рублей
2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Объём продаж, тыс. руб. | 512 | 750 | 920 | 1,650 |
Анализ рынка продукции предприятия показал наличие большого по объему спроса на нее. Проведенные переговоры с потребителями подтвердили потребность в продукции ООО «Прототип».
Перспективным на 2010 – 2011 год оценивается сегмент рынка по выпуску издательской продукции.
Привлекательным с точки зрения невысоких капитальных вложений на подготовку производства и значительных объемов выпуска в перспективе, является развитие производства по выпуску буклетов, визиток, печати на пластике.
|
|
Буклет – печать буклетов производится с двух сторон листа с одним или несколькими сгибами. В нем содержится краткая информация о продукте, услуге или торговой марке. Разновидности буклетов: Каталог, книга, журнал, брошюра.
Визитная карточка (визитка) - носитель контактной информации о владельце (человеке или организации.). Визитки можно подразделить на виды: Личные визитки, рекламная визитная карточка, корпоративная деловая визитка, корпоративная деловая визитка организации, корпоративные деловые индивидуальные визитки.
Печать на пластике – Пластиковая карта - носитель информации. Достоинства пластиковых карт: прочность и водостойкость, а также возможность персонализации, нанесения магнитной полосы, микропроцессора или скретч-панели. Виды пластиковых карт: Платежные карты, страховые карты, рекламные карты, клубные карты, идентификационные карты, предоплаченные, дисконтные карты.
В течение 2010 года изготовлено и реализовано 8 тыс. буклетов, 30 тыс. визиток и 70 тыс. пластиковых карт.
Принимая во внимание результаты маркетинговых исследований и состояние дел в целом в 2011 году намечен перечень работ, позволяющий в перспективе иметь постоянные заказы.
В целом за 2007-10 года проведены маркетинговые исследования по анализу состояния рынка продукции и выявлено следующее:
- рыночные условия заставляют потребителей обращать внимание на качество и стоимость продукции;
- технический и профессиональный уровень ООО «Прототип» позволяет осуществлять освоение и производство новых видов продукции, удовлетворяющих потребности заказчика;
Работа по поиску продукции, обеспечивающей платежеспособный спрос, увеличение объемов продаж и как следствие - рост массы прибыли, продолжается.
Активная деятельность предприятия в последние годы оказывает стабилизирующее воздействие на экономику предприятия, подпитывая денежными средствами производство и разработку новых видов продукции.