Специальные компьютерные программы

 

Особый подход к использованию компьютерных средств обучения в специальном образовании был применен при разработке комплекса «Кабинет биологической обратной связи логотерапевтический» созданного в 1998 году в Санкт-Петербурге. Данная технология сочетает в себе  лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на ребенка.

Кабинет БОС предназначен для профилактики и коррекции нарушений голоса и речи, совершенствование функции речи у взрослых и детей, обучения техники чтения лиц речевых профессий, предупреждения последствий стрессовых реакций, предупреждения заболеваний, связанных с высокими речевыми нагрузками, оздоровление организма и повышения адаптационных возможностей.

Данная технология может применяться при заикании, алалии, афазии, дисграфии и дислексии, дислалии, дизартрии, ринолалии, расстройстве фонации на почве порезов и параличей гортани, функциональных дисфониях, нарушениях темпа речи, а так же при расстройствах речи у детей с нарушениями слуха и зрения.

Работа с программой проводится при непрерывном контроле процессе дыхания. Обучение пациентов навыкам слитной плавной речи производится в процессе чтения и произношения звуков, слогов, словосочетаний, фраз и текстов, появляющихся на экране монитора. Представленные программы направлены на коррекцию отдельных компонентов функциональной системы речи.

Одной из таких программ является специальная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры». Данная программа предназначена для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного возраста.

Компьютерная программа «Игры для Тигры» поставляется на CD-диске и содержит описание и подробные методические рекомендации, которые позволяют эффектно организовать индивидуальную работу с детьми.

Программа построена на основе методик обучения детей с отклонениями в развитии Р. Е. Левиной, Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, а так же программа воспитания  и обучения в детском саду  под редакцией М. А. Васильевой. Она адресована, прежде всего, специалистам логопедам и дефектологам детских дошкольных учреждений, но может рекомендоваться широкому кругу пользователей при условии логопедического консультирования.

Компьютерная игра «Игры для Тигры» проста в управлении. Она имеет доступный интерфейс со всплывающими подсказками. Основное управление происходит при помощи манипулятора – мышь, но может дублироваться и на клавиатуре ПК. Такое двойное управление представляется целесообразным в ситуации, когда ребенок использует мышь при выполнении заданий, а логопед корегирует его действия при помощи клавиатуры.

Работа с использованием компьютерной программы «Игры для Тигры» проводится с опорой на зрительное восприятие и контроль над различными деятельностями пользователя. Визуализация происходит на экране монитора в виде доступных для ребенка мультипликационных образов и символов.

В некоторых упражнениях вызывающих затруднение предусмотрена дополнительная опора на слух. В процессе логопедической работы на их основе формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Это позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения.

Программа «Игры для тигры» предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, которые соответствуют реальному уровню и «зоне ближайшего развития ребенка». Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее уровню развития ребенка, построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно – образовательной программой и увидеть успехи ребенка. Большой объем, предлагаемый программой «Игры для Тигры» предусматривает комплексный подход к коррекции речевых нарушений, содержит более 50 упражнений объединенных в четыре блока: «Звукопроизношение», «Просодика», «Фонематика», «Лексика».

Все упражнения программы построены в игровой форме, при этом создаётся проблемная ситуация, решение которой производиться доступным ребенку средствами и возможностями программы. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою Тигренку выполнить задания и вместе достичь необходимого результата. Со стороны компьютера выступает не безразличная программа, а весёлый и забавный компьютерный герой – Тигрёнок, который объясняет ребенку цель и правила предлагаемого задания, помогает его выполнить. Это даёт положительную мотивацию при работе с программой. Общение с Тигренком способствует развитию коммуникативных навыков у детей за счет того, что специально построенные и подобранные задания побуждают ребенка вступить с ним в диалог. 

Использование специальных компьютерных программ такого типа, открывает широкие возможности в дошкольном специальном образовании. А именно; ранней диагностики и коррекции первичных нарушений речи до начала обучения в школе, развивая мотивационные сферы и познавательные способности детей. Поэтому в работе логопеда компьютер становится незаменимым другом, соратником и помощником на пути преодоления речевых нарушений и развития речи детей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: