Олимпиады школьников по химии

 

Школьный этап олимпиады проводится по трем возрастным параллелям (9-11 классы). Олимпиада проводится на основе общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования.

На теоретический тур отводится не более 4 астрономических часов, экспериментальный тур рекомендуется проводить не более 2-х часов. Если это невозможно, то в комплект включается задача, требующая мысленного эксперимента.

Уровень сложности заданий школьного этапа должен быть доступен для большинства школьников и по своей форме отличаться от контрольной работы по химии необычностью постановки вопроса, а ответы должны предполагать приемы решений, которые не являются стандартными.

Задания школьного этапа должны носить в большей степени занимательный характер, быть комбинированными, как по содержанию, так и по подходам, а подача материала нацеливать на поиски творческих решений

Олимпиадные задачи должны охватывать различные области химического знания. Содержание заданий можно разделить по блокам:

- неорганическая химия;

- физическая химия;

- аналитическая химия;

- органическая химия:

- биохимия.

Задачи для 9-х классов, в основном, охватывают материал неорганической, аналитической и физической химии; задачи для 10 класса включают, помимо вышеперечисленных разделов, также материал органической химии, а в заданиях 11 класса представлены все содержательные блоки. Кроме этого, в комплект могут быть включены задачи-якоря: одинаковые задачи в комплектах для 10 и 11 класса. С помощью подобных задач выявляется, насколько учащиеся 11 класса владеют материалом 10 класса.

Система оценивания работ строится на поэлементном анализе возможного решения участником задачи. При проверке работ члены жюри должны учитывать вариативность решения. Если ход мыслей участника правильный и приводит к искомым ответам, жюри, конечно, засчитывает оригинальное решение и по возможности, отмечает его при подведении итогов олимпиады.

В разработке задач большую помощь могут оказать существующие печатные издания и интернет-ресурсы, содержащие коллекции олимпиадных задач: 

1. Лунин В.В., Архангельская О.В., Тюльков И.А. Всероссийская олимпиада школьников по химии / Научн. редактор Э.М.Никитин.– М.: АПК и ППРО, 2005. – 128 с.;

2. Чуранов С.С., Демьянович В.М. Химические олимпиады школьников. – М.: Знание, 1979. – 63с.;

3. Белых З.Д. Проводим химическую олимпиаду. – Пермь: Книжный мир, 2001. – 45с.;

4. Задачи Всероссийской олимпиады школьников по химии / Под общей редакцией академика РАН, профессора В.В.Лунина – М: «Экзамен», 2003.;

5. Глинка Н.Л. Общая химия: учебное пособие для вузов / Под ред. А.И.Ермакова. – М.: Интеграл-Пресс, 2000.;

6. Еремин В.В. Теоретическая и математическая химия для школьников. – М.: МЦНМО, 2007.;

7. Органическая химия: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "Химия": в 4-х ч. / О. А. Реутов, А. Л. Курц, К. П. Бутин. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2005- (Классический университетский учебник / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова);

8. Ленинджер А. "Основы биохимии" в 3-х томах, М.: Мир, 1985.:

9. Эллиот В., Эллиот Д."Биохимия и молекулярная биология", М.: МАИК "Наука/Интерпериодика", 2002.;

10. Дорохова Е.Н., Прохорова. Г.В. Задачи и вопросы по аналитической химии: Мир, 2001.;

11. Хаусткрофт К., Констебл Э. Современный курс общей химии. В 2-х томах. Пер. с англ.– М.: Мир, 2002.;

12. Неорганическая химия: В 4-х т. /Под ред. Ю.Д.Третьякова/ А.А.Дроздов, В.П.Зломанов, Г.Н.Мазо, Ф.М.Спиридонов. – М.: Издательский центр «Академия», 2004-2007.;

13. Эмсли Дж. Элементы. - М.: Мир, 1993.;

14. Портал фундаментального химического образования России. Наука. Образование. Технологии. – http://www.chem.msu.ru/

15. Портал Всероссийской олимпиады школьников. Химия – http://chem.rusolymp.ru/

16. Портал для подготовки к олимпиадам высокого уровня – http://chem.olymp.mioo.ru/

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ЗАДАНИЙ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ

ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ

Олимпиадные задания школьного этапа составляются на основе программ по математике для общеобразовательных учебных учреждений.

Рекомендуемое время проведения олимпиады: для 8 класса – 3 урока, для 9-11 классов – 4 урока. 

Вариант должен содержать 4-6 задач разной сложности. Желательно, чтобы задания охватывали большинство разделов школьной математики, изученных к моменту проведения олимпиады. Первые две (самые легкие) задачи варианта должны быть доступны подавляющему большинству участников. В качестве сложных задач рекомендуется включать в вариант задачи, использующие материал, изучаемый на факультативных занятиях.

Главными при формировании комплектов заданий математических олимпиад являются следующие принципы:

1. Нарастание сложности заданий от первого к последнему. При этом их трудность должна быть такой, чтобы с первым заданием могли успешно справиться примерно 70% участников, со вторым – более 50%, с третьим – около 20%, а с последними – несколько участников олимпиады.

2. Тематическое разнообразие заданий: в комплект должны входить задачи по геометрии, алгебре, комбинаторике, в старших классах желательно включение задач по теории чисел, тригонометрии, стереометрии, математическому анализу. (При этом допустимо и даже рекомендуется включение задач, объединяющие различные разделы школьной математики).

3. Обязательная новизна задач для участников олимпиады.

4. Недопустимость включения в задания задач по разделам математики, не изученным по всем базовым учебникам по алгебре и геометрии в соответствующем классе к моменту проведения олимпиады.

Также допускается включение задач, тематика которых входит в программы школьных кружков (факультативов).

Рекомендуемая тематика заданий школьного этапа олимпиады:

Класс

1. Преобразование выражений. Формулы сокращенного умножения.

2. Текстовые задачи.

3. Признаки равенства треугольников.

4. Построение графиков функций.

5. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости.

Класс

1. Квадратный трехчлен. Свойства его графика.

2. Преобразование выражений.

3. Неравенства.

4. Окружность. Свойства касательной и секущей.

5. Логические задачи.

Класс

1. Квадратный трехчлен. Теорема Виета.

2. Системы уравнений.

3. Площадь. Подобие фигур.

4. Построение графиков функций.

5. Делимость натуральных чисел.

Класс

1. Тригонометрические уравнения.

2. Неравенства.

3. Рациональные и иррациональные числа.

4. Окружность. Центральные и вписанные углы.

5. Векторы.

Критерии оценивания

Задания математических олимпиад являются творческими, допускают несколько различных вариантов решений. Кроме того, необходимо оценивать частичные продвижения в задачах (например, разбор важного случая, доказательство леммы, нахождение примера и т.п.). Наконец, возможны логические и арифметические ошибки в решениях. Окончательные баллы по задаче должны учитывать все вышеперечисленное.

В соответствии с регламентом проведения математических олимпиад школьников каждая задача оценивается из 7 баллов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: