Стратегия обеспечения национальной безопасности на современном этапе

     Как сказано в Стратегии национальной безопасности под системой обеспечения национальной безопасности понимаются силы и средства обеспечения национальной безопасности[28].

Силы обеспечения национальной безопасности - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации. Средства обеспечения национальной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Национальная безопасность Российской Федерации обеспечивается проведением единой государственной политики во всех сферах жизнедеятельности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства[29].

Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность органов государственной власти, общественных и иных организаций и объединений, а также граждан по выявлению, предупреждению угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России.

В Стратегии национальной безопасности сказано, что основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации. Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.

Политика обеспечения национальной безопасности Российской Федерации осуществляется на принципах: законности; соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности личности, общества и государства за национальную безопасность и интегрированность с международными системами безопасности; приоритетности политических, дипломатических, экономических, информационных мер обеспечения безопасности; реальности (с учетом имеющихся сил, средств и ресурсов) задач обеспечения безопасности и соблюдения норм международного права при осуществлении мер принудительного характера, в том числе и с использованием военной силы.[30]

Главной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является достижение такого уровня защищенности жизненно важных интересов всех её субъектов, который создавал бы благоприятные условия для развития личности, общества и государства, исключал любую опасность подрыва способности государства реализовывать свои национальные интересы, ослаблял роль и значение Российской Федерации как субъекта международного права[31].

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

- своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности России, реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации;

- обеспечение суверенитета, территориальной целостности Российской Федерации и безопасности её пограничного пространства;

- преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников, подъем экономики страны;

- обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

- совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений и местного самоуправления, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

- обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

- обеспечение равноправного, взаимовыгодного международного сотрудничества России;

- подъем и поддержание на высоком уровне военного потенциала государства;

- укрепление режима нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки;

- принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

- коренное улучшение экологической ситуации в стране.

Законодательной основой обеспечения национальной безопасности являются Конституция Российской Федерации, законы и другие нормативные акты страны, регулирующие отношения в области безопасности, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции в данной сфере, а также международные договора Российской Федерации[32].

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации, а находящимся за ее пределами, гарантирует защиту и покровительство. Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности жизненно важных интересов объектов безопасности Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в области национальной безопасности[33]. При этом определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения национальной безопасности и механизмы контроля и надзора за их деятельностью.

Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности являются: выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз, осуществление комплекса мер по их предупреждению и нейтрализации; создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности, управление ими в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях; осуществление системы мер по восстановлению функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций; участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями[34].

Создаваемая в соответствии с федеральным законодательством система обеспечения национальной безопасности состоит из двух уровней: государственной и негосударственной систем.

Основу государственной системы обеспечения национальной безопасности составляют государственные органы (законодательные, исполнительные и судебные) силы, средства и ресурсы обеспечения, реализующие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

Составной частью государственной системы обеспечения национальной безопасности является законодательство, регламентирующее отношения в данной сфере.

В формировании и реализации политики обеспечения национальной безопасности Российской Федерации принимают участие: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство и Совет Безопасности Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также судебные органы.

Президент Российской Федерации в пределах своих конституционных полномочий руководит органами и силами обеспечения национальной безопасности; санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности; формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные ему органы и силы обеспечения национальной безопасности; выступает с посланиями, обращениями и директивами по проблемам национальной безопасности. В своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию уточняет отдельные положения Концепции национальной безопасности Российской Федерации; определяет направления текущей внутренней и внешней политики страны.

Федеральное Собрание Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения национальной безопасности координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области[35].

Совет Безопасности Российской Федерации проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности Российской Федерации, готовит для Президента Российской Федерации проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности, координирует деятельность сил и средств обеспечения, контролирует реализацию органами власти решений в этой области.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации в области национальной безопасности и в пределах своей компетенции разрабатывают нормативно-правовые акты в этой области, представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации[36].

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения федерального законодательства, указов Президента Российской Федерации и решений Правительства Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций к оказанию содействия в решении проблем        национальной безопасности, вносят в федеральные органы исполнительной власти предложения по её совершенствованию.

Судебные органы обеспечивают защиту конституционного строя в Российской Федерации; осуществляют правосудие по делам о преступлениях, посягающих на безопасность личности, общества и государства; обеспечивают судебную защиту граждан, общественных и иных организаций и объединений, чьи права были нарушены в связи с деятельностью по обеспечению безопасности.

Основными федеральными министерствами, службами и агентствами Российской Федерации, напрямую связанными с решением вопросов обеспечения национальной безопасности страны являются: Министерство обороны, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, Государственная фельдъегерская служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.

К основным органам обеспечения национальной безопасности также относятся Прокуратура и Верховный Суд Российской Федерации.

Силы обеспечения безопасности создаются и развиваются в соответствии с указами Президента Российской Федерации и решениями Правительства Российской Федерации.

Законодательством не допускается создание каких-либо органов и сил обеспечения безопасности, не установленных Конституций Российской Федерации и федеральными законами. Основные ресурсы обеспечения национальной безопасности помимо объективных особенностей географического положения России и наличия стратегических ядерных вооружений, связаны с её интеллектуальным богатством, высоким научно-техническим потенциалом, возможностями её природы и недр. Негосударственная система обеспечения национальной безопасности является составной частью общей системы обеспечения безопасности. Субъектами на уровне негосударственной системы обеспечения являются общественные и иные организации и объединения, а также граждане и органы местного самоуправления.

Граждане, общественные и иные организации и объединения, являясь субъектом безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик, нормативными актами органов государственной власти краев, областей, округов в составе Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере.

Органы местного самоуправления создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан и призваны обеспечить их социальные жизненно важные интересы.

Таким образом, в качестве выводов по первой главе исследования, необходимо отметить, что национальная безопасность - это состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Под системой обеспечения национальной безопасности понимаются силы и средства обеспечения национальной безопасности. Силы обеспечения национальной безопасности - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

Средства обеспечения национальной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

§ 3.

Глава 2. Правовой статус ФСБ Российской Федерации как субъекта обеспечения национальной безопасности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: