Пограничная служба как структурное подразделение Федеральной службы безопасности Российской Федерации

 

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации" Федеральная пограничная служба РФ упразднена, а ее функции переданы ФСБ России, в состав которой вошли пограничные органы и организации пограничной службы[49].

Возглавляет пограничную службу первый заместитель директора ФСБ России - руководитель Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Пограничная служба ФСБ России возглавляет единую централизованную систему органов. В нее входят: 1) органы пограничной службы: пограничного контроля, внешней разведки, оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность и деятельность по обеспечению собственной безопасности, пограничной стражи, морской охраны; 2) пограничные округа, пограничные группы и региональные управления.

Основными задачами пограничной службы ФСБ России являются:

- руководство пограничными органами и организация защиты Государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также обеспечение охраны морских биологических ресурсов и государственный контроль в этой сфере;

- координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, сил и средств, находящихся в их распоряжении, в сфере защиты Государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также охраны морских биологических ресурсов;

- организация защиты государственных границ государств - участников СНГ на основе двусторонних договоров (соглашений);

- организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу и т.д.

В своей деятельности пограничная служба ФСБ России руководствуется Законом РФ "О Государственной границе Российской Федерации" от 1 апреля 1993 г. (с изменениями и дополнениями)[50], Федеральным законом "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 г.[51], указами Президента, постановлениями Правительства, а также Положением о ФСБ России.

Защита границы осуществляется в целях недопущения противоправного ее изменения, для обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через нее.

Под Государственной границей РФ понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации.

Основу системы защиты и охраны Государственной границы составляют органы пограничной службы ФСБ России, Военно-воздушные силы (воздушное пространство) и Военно-морской Флот (подводная среда) Министерства обороны РФ, другие государственные органы страны, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности Российской Федерации.

Согласно Порядку применения оружия и боевой техники, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 8 января 1998 г.[52], эти органы имеют право, защищая Государственную границу в пределах приграничной территории, применять оружие и боевую технику для отражения вооруженного вторжения на территорию Российской Федерации, прекращения попыток угона за границу воздушных, морских, речных судов и других транспортных средств, а также в других случаях, предусмотренных законом. 29 ноября 1999 г. Правительством утвержден аналогичный Порядок применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы РФ в подводной сфере[53].

Законом о Государственной границе РФ предусмотрена: политическая, экономическая, миграционная, санитарная, ветеринарная и другие виды ее защиты.

Для реализации задач защиты Государственной границы установлены специальные административно-правовые режимы (режим границы; пограничный режим; режим в пунктах пропуска через границу), а также осуществление пограничного, таможенного и иных видов контроля.

Деятельность пограничных органов ФСБ России по обеспечению безопасности Государственной границы осуществляется по следующим направлениям:

1. Установление и обозначение Государственной границы Российской Федерации и тем самым решение проблем территориального разграничения России с сопредельными государствами и завершение международно-правового оформления государственной границы на всем ее протяжении;

2. Защита и охрана Государственной границы Российской Федерации;

3. Пропуск через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

4. Охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;

5. Борьба с терроризмом, трансграничной преступностью на государственной границе и приграничной территории Российской Федерации с целью надежного противодействия проникновению через государственную границу членов террористических организаций, незаконному перемещению через границу оружия, боеприпасов, наркотиков, товаров и грузов, а также незаконных мигрантов;

6. Санитарно-карантинная, ветеринарная и фито-санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение проникновения и распространения на территории Российской Федерации инфекционных и паразиторных болезней людей и животных, возбудителей болезней и вредителей растений, сорняков карантийного значения, а также предотвращение ввоза на территорию России товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, ввоз которых запрещен в соответствии законодательством Российской Федерации;

7. Визовая и миграционная политика Российской Федерации с целью создания условий, позволяющих эффективно противодействовать незаконной миграции на территорию России иностранных граждан, а также обеспечение защиты прав российских граждан, в том числе проживающих за пределами Российской Федерации[54].

Система действий и мер, осуществляемых органами власти по выше указанным направлениям в целях обеспечения жизненно важных интересов личности, общества и государства в его пограничном пространстве составляет его пограничную деятельность. В данной деятельности принимают участие органы местного самоуправления, предприятия, их объединения, организации и граждане.

Основными направлениями пограничной деятельности пограничной службы ФСБ России являются:

обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;

 осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;

участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

проводят при необходимости пограничные поиски и операции.

осуществляют контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через Государственную границу. Порядок такого учета и порядок взаимодействия органов пограничного контроля и органов иммиграционного контроля по вопросам учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации[55].

Пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право:

1) возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участках;

2) находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов в пограничной зоне выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия; сопровождать российские и иностранные суда и иные транспортные средства и располагать на них пограничные наряды; в целях предотвращения и пресечения нарушений режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу проверять необходимые документы у лиц и документы транспортных средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов[56];

3) осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, доставление таких лиц в расположение подразделений, частей пограничных органов или иные места для выяснения обстоятельств нарушения; останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения указанных режимов, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения. Во время осмотра и конвоирования судна работа его радиостанций не допускается. О каждом случае осмотра, задержания судна составляется протокол. К протоколу задержания судна прилагаются изъятые у капитана судовые и грузовые документы;

4) осуществлять административное задержание лиц, совершивших нарушения режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу, на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток - с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность; подвергать задержанных личному досмотру, а также досматривать и при необходимости изымать находящиеся при них вещи, другие вещи, находящиеся в их собственности или владении, и документы. О каждом случае административного задержания, личного досмотра задержанного, досмотра и изъятия находившихся при нем вещей составляется протокол;

5) задерживать с санкции прокурора иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы, в отношении которых на основаниях, предусмотренных частью четвертой  статьи 14 Закона о Государственной границе, приняты решения о передаче их властям сопредельных государств или выдворении из пределов Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении из пределов Российской Федерации, на время, необходимое для исполнения решения, постановления;

6) содержать лиц, подвергнутых административному задержанию в помещениях пограничных органов, специально оборудованных для этих целей, лиц, задержанных в уголовно-процессуальном порядке по подозрению в совершении преступления, и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, - в изоляторах временного содержания или в помещениях пограничных органов, специально оборудованных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать таких лиц в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие специально оборудованные помещения органов внутренних дел и т.д.[57]

Приказом ФСБ РФ от 6 мая 2008 г. № 227 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности пограничных органов по продлению срока действия визы и аннулированию визы в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" утверждена Инструкция об организации деятельности пограничных органов по продлению срока действия визы и аннулированию визы в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Данная Инструкция разработана в целях реализации Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" и в соответствии с Положением об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. № 335[58], и регламентирует деятельность пограничных органов по продлению срока действия виз у иностранных граждан и лиц без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых отсутствуют представительства Министерства иностранных дел Российской Федерации, и аннулированию виз у иностранных граждан.

Приказом Федеральной службы безопасности РФ от 28 октября 2008 г. № 525 утвержден Административный регламент Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по продлению срока действия виз и по исполнению государственной функции по аннулированию виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".

Характеризуя вопросы правового регулирования деятельности пограничной службы ФСБ России необходимо отметить ряд недостатков в действующей нормативной базе по вопросам охраны Государственной границы.

Действующий в настоящее время Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации"[59] был принят Верховным Советом Российской Федерации 1 апреля 1993 г. в период применения Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - России от 12 апреля 1978 г.[60], т.е. в совершенно отличных от ныне существующих правовых, политических и социально-экономических условиях.

Представителями юридической общественности, Правительством РФ, аппаратом Совета Безопасности Российской Федерации и руководителями Пограничной службы ФСБ России в этой связи в качестве одного из важнейших мероприятий подчеркивалась настоятельная необходимость переработки Федерального закона о государственной границе[61].

Правоприменительная практика также показала, что законодательство о государственной границе требует серьезной модернизации. Основные усилия в этом направлении должны быть сосредоточены на совершенствовании деятельности всех субъектов пограничных отношений. Необходимо сформировать единую систему защиты интересов государства в пограничной сфере, повысить эффективность государственного управления в области пограничной безопасности. При этом подлежат учету изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти, обладающих соответствующей компетенцией.

В этой связи представляется необходимым принятие именно федерального закона о статусе и защите государственной границы, который должен относиться к отрасли законодательства, определяющего основы конституционного строя Российской Федерации.

Он должен быть направлен на практическую реализацию положений, закрепленных в статьях 4, 27 (часть 2), 55 (часть 3), 71 (пункты "а" - "г", "е", "к", "м" и "н"), 72 (пункты "б" и "к" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции. Основная идея федерального закона о статусе и защите государственной границы должна заключаться в обеспечении правового регулирования вопросов статуса и защиты государственной границы, порядка ее пересечения.

Целями этого федерального закона призваны стать:
определение статуса государственной границы; формирование адекватной системы защиты интересов Российской Федерации на государственной границе и в пограничном пространстве; совершенствование государственного управления в сфере защиты государственной границы; порядка ее пересечения; сокращение количества органов, осуществляющих функции по государственному контролю на государственной границе;
упрощение порядка пересечения границы лицами, осуществляющими в пограничном пространстве России правомерные виды деятельности.
Действие названного федерального закона целесообразно распространить на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (в оговоренных этим федеральным законом случаях), органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, организации и общественные объединения, вступающие в правоотношения, связанные со статусом и защитой государственной границы. Этот федеральный закон в определенных им случаях должен будет регулировать также отношения с участием иностранных государств, их органов и должностных лиц.

Конечной целью принятия указанного федерального закона следует признать качественное повышение уровня защиты национальных интересов на государственной границе и в пограничном пространстве России в целом.
Необходимо найти баланс между контактной и барьерной функциями границ и разрешить противоречие между развитием приграничного сотрудничества и обеспечением безопасности, борьбой с трансграничной преступностью.
В этой связи опыт европейских государств представляет определенную ценность для России, особенно тех, которым удалось сбалансировать контактную и барьерную функции, создать эффективную систему безопасности, продемонстрировав при этом успехи в развитии приграничного сотрудничества. Но следует учитывать, что в силу многих причин автоматическое копирование зарубежного опыта способно нанести вред и затормозить сотрудничество.

Данный федеральный закон должен быть положен в основу системы пограничной деятельности в России. Каждый субъект пограничной политики должен четко представлять, какие мероприятия ему предстоит осуществлять для защиты прав и законных интересов России на государственной границе.
Федеральный закон в силу требований статей 71 (пункт "н") и 106 (пункт "д") Конституции должен именоваться "О статусе и защите государственной границы".

В рамках совершенствования правовых основ пограничной деятельности надлежит ускорить подготовку проектов федеральных законов "О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации" и "О государственной поддержке социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации". В этих законопроектах необходимо предусмотреть четкое разграничение полномочий федерального центра и субъектов Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества.

Однако наряду с подготовкой новых законопроектов важно обеспечить необходимую преемственность в вопросах правового регулирования. Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Такая правовая позиция нашла, в частности, свое отражение в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 г. № 8-П[62], от 23 апреля 2004 г. № 9-П[63] и др.

Понятие защиты государственной границы в действующем Законе о границе не отвечает современным реалиям. Согласно части первой статьи 3 Закона о границе защита государственной границы как часть системы обеспечения безопасности России заключается в согласованной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.

Пограничная деятельность не может осуществляться самостоятельно и в отрыве от борьбы с преступностью, а действующее федеральное законодательство не содержит положений, которые бы позволили однозначно отграничить пограничную деятельность от иных направлений деятельности федеральной службы безопасности. При этом даже пространственный критерий (привязку к государственной границе и пограничному пространству) нельзя признать определяющим в данном вопросе. Дело в том, что статья 11 (1) Закона о федеральной службе безопасности относит к пограничной деятельности, в частности, охрану за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в российских реках. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"[64] пределы российской исключительной экономической зоны, как правило, отстоят на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря России.
Иными словами, получается, что пограничная деятельность - по буквальному смыслу названной нормы закона - может и должна осуществляться на расстоянии многих сотен километров как от территории России, так и от ее государственной границы.

В соответствии с неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позицией общеправовой критерий определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1, Конституции), поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению принципов равенства и верховенства закона (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П[65], от 15 июля 1999 г. № 11-П,[66] от 11 ноября 2003 г. № 16-П[67] и др.).

Однако, как видно из проведенного выше правового анализа, содержащееся в федеральном законодательстве понятие "пограничная деятельность" не в полной мере отвечает критериям определенности, ясности и недвусмысленности.

Продолжая анализировать указанное понятие, приходится констатировать, что его некорректность изложенными выше обстоятельствами не исчерпывается. Данное понятие содержит в себе еще ряд серьезных недостатков правового характера.

Во-первых, одним из направлений пограничной деятельности - наряду с защитой и охраной государственной границы - является защита и охрана экономических и иных законных интересов России в пределах ее исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Между тем, по смыслу статьи 71 (пункт "н") Конституции, защита территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации не являются составной частью защиты государственной границы, а представляют собой совершенно самостоятельные сферы деятельности уполномоченных государственных органов.

То обстоятельство, что по причинам практической целесообразности этот вид деятельности поручается осуществлять пограничным органам федеральной службы безопасности, само по себе еще не дает достаточных правовых оснований к тому, чтобы автоматически рассматривать его в качестве пограничной деятельности.

Изложенное приводит к выводу о несогласованности между собой названного конституционного положения и нормы статьи 11 (1) Закона о федеральной службе безопасности, что является абсолютно недопустимым.
Более того, представляется, что уточнение понятия "пограничная деятельность" не должно иметь своим следствием серьезную ревизию правовых основ деятельности федеральной службы безопасности. На основании части второй статьи 8 Закона о федеральной службе безопасности федеральным законодательством могут быть определены и иные - помимо рассмотренных выше - направления деятельности органов федеральной службы безопасности. Действующий Закон о границе не содержит четких и лаконичных определений терминов "защита государственной границы" и "охрана государственной границы".

Принятие нового Федерального закона о статусе Государственной границы Российской Федерации будет способствовать повышению уровня защиты национальных интересов на государственной границе и в пограничном пространстве Российской Федерации, созданию необходимых условий для международного сотрудничества в целях социально-экономического развития приграничных субъектов Российской Федерации и освоения природных ресурсов исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, позволит создать прочный заслон на пути трансграничной организованной преступности, терроризма и незаконной миграции.

Таким образом, подводя итог второй главе дипломной работы, сделаем следующие выводы.

Федеральная служба безопасности - это единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, защиты и охраны Государственной границы, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающим информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством РФ, а также координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

Возглавляет пограничную службу первый заместитель директора ФСБ России - руководитель Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Пограничная служба ФСБ России возглавляет единую централизованную систему органов. В нее входят: 1) органы пограничной службы: пограничного контроля, внешней разведки, оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность и деятельность по обеспечению собственной безопасности, пограничной стражи, морской охраны; 2) пограничные округа, пограничные группы и региональные управления.

Основное назначение пограничных органов состоит в защите и охране Государственной границы, тем самым решаются задачи военной безопасности - защита неприкосновенности территории Российской Федерации, охрана и защита природных ресурсов и др. (подп. "а" п. 10 разд. I Военной доктрины Российской Федерации). Пограничные органы совместно с Вооруженными Силами РФ участвуют в отражении агрессии против Российской Федерации, а также привлекаются к выполнению иных задач в области обороны государства.

 

 









Заключение

 

Осуществленное исследование позволяет сделать следующие выводы.

"Безопасность" является очень широким понятием, поэтому его можно рассматривать в различных аспектах. Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Понятие "национальная безопасность" находится в тесной взаимосвязи с "конституционной безопасностью", однако является гораздо более содержательным. Рассматриваемые понятия выступают по отношению друг к другу как часть и целое. Если конституционная безопасность обеспечивает охрану юридической конституции, то национальная - фактической конституции страны.

Законодательство в сфере обеспечения национальной состоит из Конституции Российской Федерации, международных договоров, федеральных законов, Указов Президента Российской Федерации, Постановлений Правительства Российской Федерации, нормативно-правовых актов министерств, ведомств и других субъектов права.

Вместе с тем, анализ законотворческой деятельности в области национальной безопасности Российской Федерации и практика показывают, что, несмотря на серьезные сдвиги в законодательном обеспечении безопасности страны, пакет законов, регламентирующих это важнейшее направление деятельности государства, еще далек от совершенства. Пока не удалось выстроить законодательное обеспечение национальной безопасности государства в целостную систему. Уровень координации действий президентских и правительственных структур, силовых министерств и ведомств, профильных комитетов палат Федерального Собрания в решении этой проблемы еще недостаточен. Разработка правовых основ, регламентирующих деятельность министерств и ведомств, вовлеченных в процесс обеспечения национальной безопасности России, включая силовые структуры, носит в значительной мере ведомственный характер. В результате этого количество нормативных документов частного характера увеличилось, а общие проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации не получили необходимого нормативно-правового разрешения.

Необходимо разработать подробный классификатор нормативных правовых актов в данной области и постепенно их принимать. Следующий шаг - закрепление в нормативных правовых актах России и ее субъектов положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Также в настоящее время существует настоятельная необходимость принятия системообразующего Федерального закона "О национальной безопасности", в основу которого легли бы основные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации.

Под системой обеспечения национальной безопасности понимаются силы и средства обеспечения национальной безопасностию

К основным нормативным источникам регулирования деятельности федеральной службы безопасности отнесены Конституция РФ, Федеральный закон "О федеральной службе безопасности", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Таким образом, регулирование деятельности федеральной службы безопасности осуществляется исключительно на федеральном уровне. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в эту сферу правового регулирования.

Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов Федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью федеральной службы безопасности осуществляется Президентом Российской Федерации.

Управление Федеральной службой безопасности осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности через указанный федеральный орган и его территориальные органы. Руководитель федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в статусе Министра РФ назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации.

К органам Федеральной службы безопасности относятся:

- федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности - ФСБ России;

- управления (отделы) ФСБ по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

- управления (отделы) ФСБ в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

- управления (отделы, отряды) ФСБ по пограничной службе (пограничные органы);

- другие управления (отделы) ФСБ, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность органов Федеральной службы безопасности (другие органы безопасности);

- авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности.

Деятельность органов Федеральной службы безопасности по обеспечению безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

- контрразведывательная деятельность;

- борьба с терроризмом;

- борьба с преступностью;

- разведывательная деятельность;

- пограничная деятельность;

- обеспечение информационной безопасности.

 

 

Библиография

 

1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации. – М., 2002.

2. Российская Федерация. Законы. О Правительстве Российской Федерации: федер. конституционный закон: [от 17 декабря 1997 г. №2 – ФКЗ; с последующими дополн. и изм.].

3. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон: [от 30 декабря 2001 г. №196 – ФЗ с последующими изм. и доп.].

4. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации: федер. закон: [от 13 июня 1996 г. № 63 – ФЗ; с последующими изм. и доп. ].

5. Российская Федерация. Законы. О Федеральной службе безопасности: федер. закон: [от 30 июня 2003 г. № 86 – ФЗ; с последующими изм. и доп.].

6. Российская Федерация. Законы. О внешней разведке: федер. закон: [от 10 января 1996 г.].

7. Российская Федерация. Законы. Об оперативно – розыскной деятельности: федер. закон: [от 12 августа 1995 г.].

8. Российская Федерация. Законы. О Государственной охране: федер. закон: [от 27 мая 1996 г. №57 - ФЗ].

9. Российская Федерация. Законы. О воинской обязанности и военной службе: федер. закон: [от 28 марта 1998г. №52 - ФЗ].

10. Российская Федерация. Законы. О статусе военнослужащих: федер. закон: [от 27 мая 1998г. № 76 – ФЗ; с последующими измин. и доп.].

11. Российская Федерация. Законы. Об обороне: федер. закон:[от 31 мая 1996г. №61 - ФЗ].

12. Российская Федерация. Законы. О противодействии терроризму: федер. закон: [от 6 марта 2006 г. №35 - ФЗ].

13. Российская Федерация. Законы. О безопасности: федер. закон: [от 5 марта 1992 г. № 2446-1; с последующими изменениями и дополнениями].

14. Российская Федерация. Законы. О Государственной границе Российской Федерации: федер. закон: [от 1 апреля 1993 г.№4730-1; с последующими изм. и доп. ].

15. Российская Федерация. Законы. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: федер. закон: [от 15 августа 1996г. №114-ФЗ; с последующими изм. и доп.].

16. Российская Федерация. Законы. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерацию: федер. закон:[от 25 июля 2002 г. №115 – ФЗ; с последующими изм. и доп.].

17. Российская Федерация. Законы. О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: федер. закон: [от 18 июля 2006г. №109- ФЗ; с последующими изм. и доп.].

18. Российская Федерация. Президент. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: указ: [от 9 марта 2004г. № 314; с последующими изм. и доп.].

19. Российская Федерация. Президент. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти; указ: [от 12 мая 2008г. № 724; с последующими изм. и доп.].

20. Российская Федерация. Президент. О мерах по противодействию терроризму: указ: [от 15 февраля 2006г. № 116].

21. Российская Федерация. Президент. О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации: указ: [от 11 марта 2003г.].

22. Российская Федерация. Президент. Положение о Совете Безопасности РФ: указ: [от 2 августа 1991 г. № 949].

23. Российская Федерация. Президент. Положение о Совете обороны РФ: указ: [от 26 июля 1996 г. № 1102].

24. Российская Федерация. Президент. Положение о порядке прохождения военной службы: указ:[от 16 сентября 1999 г. №1237].

25. Российская Федерация. Президент. Положение о Федеральной службе безопасности РФ: указ: [от 11 августа 2004 г. №960].

26. Российская Федерация. Президент. Положение о Федеральном агентстве по обустройстве Государственной границы РФ: указ: [от 11 октября 2007 г. №1369].

27. Российская Федерация. Президент. Положение о Министерстве обороны РФ: указ: [от 16 августа 2004 г. №1082].

28. Российская Федерация. Президент. Положение о Федеральной службе охраны РФ: указ: [от 7 августа 2004 г. №1013].

29. Российская Федерация. Президент. Положение о Министерстве внутренних дел РФ: указ: [19 июля 2004г. №927.].

30. Российская Федерация. Президент. Положение о Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: указ:[от 11 июля 2004г. №863, с изменениями от 21 октября 2005г., 21 апреля 2008г.].

31. Российская Федерация. Президент. Положение о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков: указ:[от 28 июля 2004г. №976, с изменениями от 10 сентября 2008г.]

32. Российская Федерация. Президент. Положение о военных комиссариатах: указ: [от 1 сентебря 2007г. №1132].

33. Российская Федерация. Президент. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию – М., 2007г.

34. Правительство Российской Федерации. О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»: постановление: [от 6 июня 2007г. №352].

35. Правительство Российской Федерации. Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере: постановление: [от28 января 2005г.].

36. Российская Федерация. Совет Безопасности Российской Федерации. О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации в пограничной сфере: материалы заседания: [от 3 сентября 2003г.].

37. Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Концепция формирования пограничных органов ФСБ России: приказ: [от 3 декабря 2004г.]

38. Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Об утверждении Правил пограничного режима: приказ:[от 10 сентября 2007г. №458]

39. Арбатов А. Безопасность России. М., 1999.

40. Бахир, И.О. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие/ О,И, Бахир, А.В. Рябцев, С,М, Семиделихин. – ХПИ ФСБ России, 2005–161 с.

41. Вахрамеев А.В. К вопросу национальной безопасности Российской Федерации (декларации и реальность) // Социально-гуманитарные знания. – 2001. – №1. – С.3-11.

42. Возжеников, А.В. Государственное управление и национальная безопасность: учебник / А.В. Возжеников, А.А. Прохожев. – М., 1999г.

43. Возжеников А.В. Национальная безопасность России: методология исследования и политика обеспечения. – М.: Изд-во РАГС, 2002.

44. Возжеников, А.В. Система жизненно важных интересов: сущность, содержание, механизм согласования: учебник/ А.В. Возжеников, А.А. Прохожев. – М., 1999г

45. Гришин, М.Л. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения: монография/ М.Л. Гришин, В.Н. Губченко, В.А. Дмитриев. – М., 2001г.

46. Гыскэ А.В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). М.: Прогрессивные Био-Медицинские Технологии, 2000.

47. Концепция внешней политики Российской Федерации. // Независимая газета. 2000. 11 июля.

48. Маликова Н.Р. Переговоры в интересах национальной безопасности. М.: РАГС, 1997.

49. Носков А. Безопасность границы – по закону // Законность. – 2000. – №2. – С.8-12.

50. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.,2003.

51. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996.

52. Осипов Г.В. Россия: национальная идея. Социальные ин-тересы и приоритеты. М.: Фонд содействия развитию соц. и полит, наук, 1997.

53. Пограничный словарь. – М.,: Пограничная акдемия ФСБ России, 2006г.

54. Попов, Л.Л. Административное право: учебник / Л.Л. Попов. – М.,: Юристъ. 2002- 697 с.

55. Российская Академия государственной службы. Общая теория национальной безопасности: учебник – М.,2002г.

56. Ротшильд Э. Что такое безопасность?// Бюллетень "Дедалус". 1995. №124.

57. Савин В.И. Система обеспечения национальных интересов РФ в пограничной сфере, сущность, содержание,пути формирования. Монография. 2007г.

58. Савин В.И. Система обеспеченья интересов РФ в пограничной сфере, как составная часть национальной безопасности государства. Учебно – наглядное пособие. 2007г.

59. Ушаков, В.Н. ФСБ России, правовое регулирование деятельности Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной службы безопасности Российской Федерации: научно-практический комментарий. / В.Н. Ушаков. – М.: Эксмо, 2006. – 592 с.

60. Хаманева, Н.Ю. Административное право Российской Федерации: учебник/ Н.Ю. Хаманева. – М.: Юристъ, 2005 – 553 с.

61. Чугунов В.М. Военная безопасность России как качественное состояние государства // Армия и общество. – 2000. – №1. – С.64-68.


[1] Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. М., 1999. С. 67.

[2] Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1999. С. 47.

[3] Большая советская энциклопедия. М., 1991. Т. 4. С. 338.

[4] Безопасность России. Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты. Безопасность и устойчивое развитие крупных городов. М.: Знание, 1998. С. 129.

[5] Васильев А.И., Сальников В.П., Степашин С.В. Национальная безопасность России: конституционное обеспечение. СПб., 1999. С. 13.

[6] Национальная безопасность России // Интеллектуальный мир. 1995. № 6. С. 1.

[7] Проскурин С.А. Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления. М.: Знание, 1991. С. 4.

[8] Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. М.: ЮИ МИИТА, 2002. С. 28.

[9] Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / Под ред. А.В. Опалева. М.: Юнити-Дана, 2004. С. 12.

[10] Голик Ю.В. Реинтеграция как основа национальной безопасности // Журнал российского права. 1998. № 2. С.56.

[11] Градовский А. Национальный вопрос в истории и литературе // Собр. соч. СПб., 1999. Т. 6. С.31.

[12] Байтин М.И. Сущность и основные функции государства. Саратов, 1999. С.197.

[13] Байтин М.И. Сущность и основные функции государства. Саратов, 1999. С.197.

[14] Лучин В.О. Конституционные нормы и правоотношения: Учебное пособие. М., 1997. С. 99.

[15] Кутафин О.Е. Конституционные основы обеспечения безопасности. М., 1995. С.214.

[16] Ведомости РФ. 1992. № 15. Ст.769.

[17] СЗ РФ. 1997. № 39. Ст.4527.

[18] СЗ РФ. 1995. № 44. Ст.4154.

[19] СЗ РФ. 1996. № 34. Ст.4059.

[20] СЗ РФ. 1997. № 1. Ст.92.

[21] Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г." // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 20. Ст. 2444.

[22] Комментарий к Конституции РФ / Общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. М., 2004. С.13.

[23] Конституция РФ: Научно-практический комментарий / Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1997. С.89.

[24] Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность (конституционно-правовой аспект взаимоотношений): Автореф. дисс.: докт. юрид. наук. Екатеринбург, 1995. С.13.

[25] СЗ РФ. 1996. № 25. Ст.3010.

[26] Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 "О безопасности" // Российская газета. 1992. 6 мая.

[27] Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3418; Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ "Об общественной палате Российской Федерации" // СЗ РФ. 2005. № 15. Ст. 1277 и др.

[28]Региональная и национальная безопасность на Дальнем Востоке Специальный выпуск

2 Сумин А.А. Комментарий к Федеральному закону "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации". - М.: Издательство НОРМА, 2009. С. 102-104.

[29] Савин В.И. Система обеспечения национальных интересов РФ в пограничной сфере, сущность, содержание,пути формирования. Монография. 2007. С. 111.

[30] Ушаков, В.Н. ФСБ России, правовое регулирование деятельности Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной службы безопасности Российской Федерации: научно-практический комментарий. / В.Н. Ушаков. М.: Эксмо, 2006. С. 98.

[31] Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации / под ред. д. ю. н., проф. Н.М. Конина - М.: Норма, 2005. - (Серия учебно-методических комплексов). С. 247.

[32] Конституция РФ: научно-практический комментарий / Под ред. Б.П. Топорнина. М., 2010. С. 456.

[33] Ушаков, В.Н. ФСБ России, правовое регулирование деятельности Федеральной службы безопасности по обеспечению национальной службы безопасности Российской Федерации: научно-практический комментарий. / В.Н. Ушаков. М.: Эксмо, 2006. С. 101.

[34] Сумин А.А. Комментарий к Федеральному закону "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации". - М.: Издательство НОРМА, 2009. С. 102-104.

[35] Конституция РФ: научно-практический комментарий / Под ред. Б.П. Топорнина. М., 2010. С. 459.

[36] Хаманева, Н.Ю. Административное право Российской Федерации: учебник/ Н.Ю. Хаманева. М.: Юристъ, 2005 С. 423.

[37] Сумин А.А. Комментарий к Федеральному закону "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации". - М.: Издательство НОРМА, 2009. С. 10-11.

[38] Административное право России: учебник / под ред. Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2006. С. 140.

[39] Сумин А.А. Комментарий к Федеральному закону "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации". - М.: Издательство НОРМА, 2009. С. 14.

[40] Административное право России: учебник / под ред. Н.М. Конина, Ю.Н. Старилова. - Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2006. С. 143.

[41] Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2008. С. 393.

[42] Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2008. С. 394.

[43] Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2008. С. 396.

[44] См. подробнее Патрушев Н.П. Особенности современных вызовов и угроз национальной безопасности России // Журнал российского права. 2007. N 7. С. 56.

[45] http:// www.agentura.ru/dossier/russia/fsb/2007

[46] Сумин А.А. Комментарий к Федеральному закону "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации". - М.: Издательство НОРМА, 2009. С. 41.

[47] Сумин А.А. Комментарий к Федеральному закону "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации". - М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 43.

[48] Сумин А.А. Комментарий к Федеральному закону "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации". - М.: Издательство НОРМА, 2009. С. 45.

[49] СЗ РФ. 2003. № 12. Ст. 1101; 2004. № 32. Ст. 3314.

[50] ВВС. 1993. № 17. Ст. 594.

[51] СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833.

[52] СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 273.

[53] СЗ РФ. 1999. № 49. Ст. 6001.

[54] Российская Академия государственной службы. Общая теория национальной безопасности: учебник. М.: 2002. С. 321.

[55] Хаманева, Н.Ю. Административное право Российской Федерации: учебник/ Н.Ю. Хаманева. – М.: Юристъ, 2005 С. 432.

[56] Сумин А.А. Комментарий к Федеральному закону "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации". - М.: Издательство НОРМА, 2009. С. 61.

[57] Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации"

[58] Далее - Положение.

[59] Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594.

[60] Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1978. № 15. Ст. 407.

[61] См.: В. А. Петров. Методологический опыт научного обеспечения деятельности Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам государственной и общественной безопасности// Научные проблемы национальной безопасности". 2002. С. 157.

[62] Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2001. № 5.

[63] Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2004. № 4.

[64] Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 51. Ст. 6273.

[65] Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1995. № 2-3.

[66] Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1999. № 5.

[67] Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2003. № 6.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: