И отчетности и сравнительная характеристика МСФО и РСБУ

Интернационализация экономик вызвала потребность в сопоставимости учетных данных, получаемых корпорациями в различных странах, и в конечном итоге обусловила международную стандартизацию национальных систем бухгалтерского учета. Процесс международной стандартизации бухгалтерского учета в настоящее время осуществляется на двух уровнях: региональном и международном.

Стандартизация бухгалтерского учета на региональном уровне представляет собой выработку общих принципов и стандартов учета, применение которых обязательно для стран, входящих в данный регион.

Национальная система финансовой отчетности любой страны представляет собой комплекс норм и правил, регулирующих взаимоотношения, нюансы которых определяются законодательством и культурой страны. Однако, МСФО раскрывают самую суть подобной системы: они предусматривают методы подготовки финансовой отчетности и раскрытия информации, исходя из требований ответственности при подготовке финансовой отчетности и ее прозрачности.

В ХХI веке реальностью cтaл процесс перехода значительной части стран Европы и США нa МСФО ближайшие 5-7 лет. В нашей стране осуществляется приведение учета в соответствие c МСФО, и тaкжe поднимается вопрос o переходе России нa МСФО. По крайней мере, планируется разрешить публичным компаниям составлять отчетность толькo в формате МСФО. Знание МСФО стало необходимым условием для эффективности работы бухгалтера, экономиста, руководителя предприятия, аналитика.

В нашей стране функции органа, ответственного за переход на МСФО, выполняет Минфин России. Международная практика показывает, что наиболее эффективным инструментом регулирования бухгалтерского учета является негосударственный орган в организационно-правовой (форме фонда).

Важным условием для успешного и безболезненного перехода на новую отчетность является адаптация национального законодательства к МСФО, поскольку международные стандарты содержат ряд терминов, отсутствующих в законодательных актах разных стран. В России эти изменения должны быть внесены в Гражданский кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ, федеральные законы "Об акционерных обществах" и "Об аудиторской деятельности", другие нормативные акты.

Основной проблемой, препятствующей активному переходу на МСФО, больше половины стран, участвовавших в исследовании "GААР-2002: Конвергенция", назвали налоговую ориентацию национальной системы бухгалтерского учета. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, прежде всего, должна служить интересам рынков капитала, которые могут существенно отличаться от интересов налоговых органов. Таким образом, необходимо максимально разграничить финансовую и налоговую отчетность. Предприятия должны формировать налоговую отчетность на основе требований налогового законодательства, а бухгалтерский учет вести в интересах других пользователей. Это позволит устранить дуализм учета и повысить качество всестороннего анализа деятельности собственно предприятия.

Также одной из основных проблем, препятствующих внедрению МСФО в России и ряде других стран, является не противоречивое и несовершенное законодательство, а психологический аспект восприятия концепции МСФО, в основе которой лежит профессиональное суждение. Применительно к финансовой отчетности неопределенность может быть связана с отсутствием однозначных требований и правил в МСФО, неясностью всех деталей свершившегося факта хозяйственной жизни, несоответствием правовой формы деятельности его экономическому содержанию и т. п.

В этой ситуации бухгалтер должен определить, как в отчетности идентифицировать, оценить и признать объект, какую информацию об объекте и в каком объеме в ней раскрыть. Во многих странах, в том числе и в России, бухгалтеру весьма трудно реализовать этот принцип, поскольку отчетность долгие годы была направлена в первую очередь на неукоснительное соблюдение законодательных предписаний и требований, подробно регламентирующих порядок представления отчетности. Новым моментом в работе для отечественного бухгалтера станет необходимость формулирования профессионального суждения, являющегося основанием для отражения операций в бухгалтерском учете.

Большим препятствием к сближению национальных стандартов с МСФО является и трудное восприятие отдельных стандартов. Наиболее "трудный" элемент МСФО - отражение в отчетности финансовых инструментов (МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка"), в частности, вложений в ценные бумаги, производных инструментов, дебиторской и кредиторской задолженности. Перечисленные активы и обязательства должны быть оценены по справедливой стоимости, а это сложно не только российским, но и западным специалистам. Внедрение МСФО — трудный и болезненный процесс для любой национальной экономики.

Постановлением Правительства РФ от 06 марта 1998 года, кoгдa была утверждена «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии c международными стандартами финансовой отчетности».

Цель реформирования системы бухгалтерского учета: «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие c требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности».

Целью составления финансовой отчетности является пpeдocтaвлeниe информации o финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании.

Очевидно, что реформирование учета – важное условие, необходимое для выхода на финансовые рынки, привлечение иностранных инвестиций, успешного функционирования предприятий и организаций.

Кроме того, на государственном уровне были осуществлены следующие шаги. Приказом Минфина России от 01.07.04 № 180 была одобрена концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, в которой говорится об активизации использования МСФО. Для выполнения этой задачи планируется разработать:

- механизм обобщения опыта применения МСФО (создание методических рекомендаций);

- порядок официального перевода текста стандартов на русский язык. На территории РФ официально будут применяться только положения переведенных стандартов;

- систему контроля (аудит) качества отчетности;

- систему обучения специалистов.

Концепция предполагает, что изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе переход на МСФО, будут происходить постепенно с учетом возможностей и готовности профессиональной среды, а также органов государственной власти. В период с 2004 по 2007 год планируется обязательный перевод на МСФО общественно значимых компаний (открытые акционерные общества, имеющие публично размещенные ценные бумаги, и организации, работающие со средствами физических лиц). С 2008 по 2010 год планируется обязательный перевод на МСФО консолидированной отчетности других компаний, а также оценка возможности составления индивидуальной бухгалтерской отчетности непосредственно по МСФО вместо российских стандартов.

Сейчас в Госдуме находится проект закона «О консолидированной финансовой отчетности», предусматривающий обязательное составление и публикацию консолидированной финансовой отчетности по МСФО.

В ходе выполнения Концепции предстоит выработать механизм оптимального соотношения функций государства и роли профессионального сообщества в развитии бухгалтерского учета. Считается, что саморегулируемые организации должны активно включаться в решение задач, необходимых для поддержания национальной системы бухгалтерского учета в надлежащем виде и соответствия мировым уровню и требованиям.

Несомненно, развитие нашей российской системы бухгалтерского учета ориентировано на международные стандарты финансовой отчетности. Детально можно выделить три направления применения МСФО в России.

Первое направление - это непосредственное применение международных стандартов для составления консолидированной финансовой отчетности определенными группами организаций.

Второе направление - разработка национальных стандартов учета на основе международных. Многие наши ПБУ уже сейчас не противоречат МСФО. Какие-то положения международных стандартов отвергаются нами в силу тех или иных причин, связанных с требованиями российского законодательства, российской спецификой ведения предпринимательской деятельности. Но то, что в основе будущих или перерабатываемых положений по бухгалтерскому учету будут лежать МСФО, а не US GAAP, европейские директивы или какие-то иные международнопризнанные системы, сомнению не подвергается.

Третье направление пока теоретическое. В Концепции есть положения о том, что должна быть рассмотрена возможность применения международных стандартов на уровне не только консолидированной финансовой отчетности, но и индивидуальной бухгалтерской. Необходимо точно определить, какие причины не позволяют организациям в России применять для составления индивидуальной бухгалтерской отчетности международные стандарты.

Этих причин много. Но уже сейчас можно выделить ряд организаций, которые вполне могут это делать: финансовые институты, то есть те организации, которые работают на рынке ценных бумаг, страховые организации, лизинговые компании, профессиональные участники рынка, негосударственные пенсионные фонды и др. Для них, очевидно, что, например, активы в балансе должны отражаться не по исторической стоимости, а по иной, которая предусмотрена международным стандартами.

В результате реформы должны быть созданы условия для формирования хозяйствующими субъектами полезной информации об их финансовом положении и результатах деятельности, a тaкжe обеспечены достоверность и надежность бухгалтерской отчетности как важнейшего источника информации для принятия решений широким кругом заинтересованных пользователей.

Если подходить к реформе, таким образом, то применение МСФО является не целью, a средством рыночных преобразований, весьма важным и эффективным, но лишь одним из целого ряда средств. Сведение же всей реформы исключительно к использованию международных стандартов ограничивает поле деятельности специалистов и вводит в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.

В конце декабря 2007 года завершился проект «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности в РФ». Основная цель проекта - оказание содействия в осуществлении реформы бухгалтерского учета и отчетности и переходе на международные стандарты финансовой отчетности.

Проект включал четыре основных направления:

- консультации по развитию реформы и правовым аспектам;

- обучение и наращивание потенциала;

- информационное и международное сотрудничество;

- реформа бухгалтерского учета в сельском хозяйстве.

Рассмотрим результаты, которые были достигнуты по всем четырем направлениям.

Во-первых, были разработаны проект порядка одобрения МСФО и разъяснений к ним, проект разработки порядка подготовки и уточнения программы разработки национальных стандартов и проект изменений в законодательные и нормативные правовые акты с целью повышения эффективности обеспечения соблюдения правил бухгалтерского учета. В целях сближения российских правил учета и МСФО были подготовлены проекты 10 положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) и 15 детальных сравнений МСФО и РСБУ, что является хорошим заделом для дальнейшего сближения РСБУ и МСФО.

Кроме того, был разработан проект предложений по упрощению правил бухгалтерского учета для российских малых предприятий. При активном участии проектной группы в Институте профессиональных бухгалтеров и аудиторов (ИПБ) России была заложена основа для создания отдела по МСФО для оказания помощи во внедрении и применении МСФО как своим членам, так и регуляторам.

Во-вторых, в рамках проекта международным стандартам бухгалтерского учета были обучены около 900 представителей СРО и профессиональных ассоциаций и более 700 преподавателей из различных регионов Российской Федерации. Кроме того, была разработана методология обучения МСФО для различных категорий пользователей (руководителей организаций, которые должны знать, как анализировать финансовую отчетность, бухгалтеров-практиков и т.д.) и после анализа лучшей международной практики предложен план мероприятий по модернизации системы обучения бухгалтеров.

В-третьих, для информирования широкого круга пользователей об МСФО активно использовался вебсайт, на котором опубликованы материалы, разработанные в ходе проекта, а также учебные пособия по МСФО. Доступ к нему открыт для всех желающих. За время работы проекта были проведены две конференции и 10 круглых столов, на которых обсуждались основные вопросы реформы бухгалтерского учета, а также документы, разработанные проектной группой. Общая цель заключалась в определении успехов проведения реформы бухгалтерского учета и отчетности за последние пять лет, а также характера и причин трудностей перехода на МСФО в России.

В-четвертых, был разработан проект ПБУ «Учет биологических активов и сельскохозяйственной продукции» на основе МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство» (Agriculture), а также проекты соответствующих методических рекомендаций по переходу и применению (с учетом практики работы в пилотных компаниях). Для подготовки специалистов сельскохозяйственных организаций были подготовлены учебные материалы, ориентированные на практиков и преподавателей. Более 150 преподавателей сельскохозяйственных вузов прошли обучение МСФО и практике учета в сельском хозяйстве, предлагаемой в проекте ПБУ.

Подводя итог деятельности проекта «Осуществление реформы бухгалтерского учета и отчетности», можно сказать, что проектом заложены основы инфраструктуры применения МСФО, разработан ряд проектов нормативно-правовых актов, направленных на повышение качества бухгалтерской информации, повышена профессиональная компетенция специалистов в применении МСФО, разработаны меры усиления контроля над качеством применения правил бухгалтерского учета. Дальнейшие шаги в реализации реформы зависят от целого ряда факторов, например, необходимо принятие соответствующих законодательно-нормативных актов, подготовка официального перевода МСФО на русский язык и внедрение МСФО в законодательство Российской Федерации и т.д. Сегодня однозначно можно сказать, что направление перехода на МСФО выбрано и вопрос только во времени.

Международные стандарты финансовой отчетности базируются на таких основополагающих принципах составления отчетности, как принцип начисления, принцип существенности, принцип приоритета содержания над формой, принцип непрерывности деятельности и т.д. Если в том или ином международном стандарте не урегулирован какой-либо вопрос, то при составлении финансовой отчетности решать его необходимо исходя из этих принципов. Кроме того, международные стандарты требуют более подробного раскрытия информации, детализации, пояснения учетной политики. Но самое главное - это отличия в оценке и отражении активов и обязательств, а также отсутствие в российских стандартах таких ключевых понятий, присущих МСФО, как справедливая стоимость, обесценение активов, поправки на гиперинфляцию.

В отличие от МСФО национальные стандарты многих стран, как правило, представляют собой свод подробных правил, детально описывающих порядок учета хозяйственных операций и исключения из этих правил. Однако следует отметить, что российские стандарты становятся все более близкими к МСФО и действующие в настоящее время ПБУ во многом соответствуют международным стандартам, хотя отдельные различия сохраняются до сих пор. Рассмотрим концептуальные различия между МСФО и РСБУ, а также отличительные особенности учета лизинговых операций.

Основные различия между IAS и российской системой учета связаны с исторически обусловленной разницей в конечных целях использования финансовой информации. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с IAS, используется инвесторами, а также другими предприятиями и финансовыми институтами. Финансовая отчетность, которая ранее составлялась в соответствии с российской системой учета, использовалась органами государственного управления и статистики. Так как эти группы пользователей имели различные интересы и различные потребности в информации, принципы, лежащие в основе составления финансовой отчетности, развивались в различных направлениях.

Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и МСФО приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. Особенно это касается первого из основополагающих принципов, являющихся обязательными в МСФО, но не всегда применяемых в российской системе учета.

Одним из принципов, являющихся обязательными в IAS, но не всегда применяемых в российской системе учета, является приоритет содержания над формой представления финансовой информации. В соответствии с IAS содержание операций или других событий не всегда соответствует тому, каким оно представляется на основании их юридической или отраженной в учете формы. В соответствии с российской системой учета операции, как правило, учитываются строго в соответствии с их юридической формой, а не отражают экономическую сущность операции. Примером, когда форма превалирует над содержанием в российской системе учета, является случай отсутствия надлежащей документации для списания основных средств, что не дает оснований для их списания, несмотря на то, что руководству известно, что такие объекты более не существуют по указанной балансовой
стоимости.

Вторым главным принципом международных стандартов учета, отличающим их от российской системы учета и ведущим к возникновению множественных различий в финансовой отчетности, является отражение затрат. Международные стандарты предписывают следовать принципу соответствия, согласно которому затраты отражаются в периоде ожидаемого получения дохода, в то время как в российской системе учета затраты отражаются после выполнения определенных требований в отношении документации. Необходимость наличия надлежащей документации зачастую не позволяет российским хозяйствующим субъектам учесть все операции, относящиеся к определенному периоду. Эта разница приводит к различиям в моменте учета этих операций.

Между тем следует отметить, что многие требования к ведению бухгалтерского учета, предусмотренные российскими ПБУ и соответствующие положениям международных стандартов, на практике часто не выполняются.

Еще два-три года назад основной причиной различий отчетности, составленной по российским стандартам, и отчетности по МСФО было несоответствие российских правил учета международным. В настоящее же время многие различия объясняются тем, что предприятия не следуют существующим стандартам учета ПБУ. Именно поэтому российская бухгалтерская отчетность многих фирм значительно отличается от отчетности, составленной по МСФО, и компания, имеющая прибыль по российской отчетности, может оказаться убыточной по международным стандартам.

Стоит отметить, что в РСБУ бухгалтерская отчетность - это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.

Согласно МСФО финансовая отчетность представляет собой структурированное представление финансового положения и операций, осуществленных компанией.

Как следует из сравнения определений, которые дают РСБУ и МСФО понятию "финансовая (бухгалтерская) отчетность", международные стандарты не содержат условия о жесткой привязке показателей отчетности к данным бухгалтерского учета, выводя порядок отражения конкретных фактов хозяйственной деятельности за рамки регулирования стандартами составления отчетности. Кроме того, МСФО, в отличие от определения отчетности РСБУ, не указывают на наличие установленных форм отчетности.

Согласно документам российской системы нормативного регулирования бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении (п. 6 ПБУ 4/99).

В МСФО целью финансовой отчетности общего назначения является представление информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и движении денежных средств компании, полезной для широкого круга пользователей при принятии экономических решений. Финансовая отчетность также показывает результаты управления ресурсами, доверенными руководству компании.

При формулировании цели составления финансовой отчетности МСФО делают акцент на удовлетворении информационных потребностей широкого круга пользователей для принятия экономических решений. При этом согласно МСФО к пользователям отчетности относятся реальные и потенциальные инвесторы, работники, кредиторы (займодавцы), поставщики и иные торговые кредиторы, покупатели, правительства и их органы, общественность.

Цель бухгалтерской отчетности, сформулированная в РСБУ, в целом совпадает с формулировкой цели в МСФО. Однако российская практика сложилась таким образом, что в большинстве случаев отчетность составляется не в целях удовлетворения интересов широкого круга пользователей в информации, необходимой им для принятия экономических решений, а для формального исполнения требований законодательства в части порядка составления и представления отчетности. И несколько "обезличенное" определение финансовой (бухгалтерской) отчетности, данное в нормативных документах, полностью оправдывает такую практику.

Если для российских пользователей отчетности наибольший интерес представляет информация о финансовых результатах деятельности компании, то конкретное содержание международных стандартов, с нашей точки зрения, в большей степени направлено на формирование достоверной информации о финансовом положении компании, чем о ее финансовых результатах. Свидетельством тому являются и жесткие требования, предъявляемые к процедурам признания активов, и введение требований по их оценке на основании справедливой стоимости.

Кроме того, в РСБУ бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно.

По правилам МСФО финансовая отчетность должна представляться как минимум ежегодно. Таким образом, в отличие от российских стандартов, МСФО не фиксируют отчетную дату, а также предусматривают возможность выбора организацией отчетного периода, в том числе для промежуточной отчетности.

Российские нормативные документы четко определяют периодичность составления как промежуточной, так и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, делая исключения лишь для вновь созданных организаций.

В МСФО характеристике целей финансовой отчетности отводится целый раздел «Цель финансовой отчетности». При этом речь идет именно о финансовой, а не об управленческой отчетности, которая необходима пользователям для принятия решений в отношении фирмы. Финансовые результаты фирмы показывают степень ее устойчивости и прибыльности, при этом не ставится задача достижения ее безубыточности. Финансовая отчетность позволяет внешним пользователям оценить деятельность руководства, но выявление внутрихозяйственных резервов не входит в цели финансовой отчетности, поскольку относится уже к управленческому учету. Не ставится также и цель контроля над соблюдением законодательства, так как эта задача относится к налоговому учету, который в международной практике также отделен от финансового учета.

Сопоставляя пользователей бухгалтерской отчетности в нашей стране с перечнем МСФО, отметим, что пользователи, имеющие доступ к бухгалтерской отчетности в России, совпадают в целом с перечнем пользователей финансовой отчетности, устанавливаемым МСФО.

 

Основные отличия в принципах учета отражены в соответствии с таблицей 1.

Таблица 1 – Качественные характеристики финансовой отчетности

Принципы и допущения Российские стандарты учета МСФО Налоговая система
Допущение о непрерывности деятельности предприятия В реальности, некоторые предприятия не применяют принцип непрерывности при подготовке финансовых отчетов: одни из них могут находиться на грани банкротства, другие могут быть не в состоянии гарантировать стабильность своей деятельности в будущем. Допущение о том, что у предприятия нет намерений и необходимости прекращать или существенно сокращать свою деятельность в обозримом будущем. Не актуально
Принцип постоянства учетной политики Отчетность составляется в соответствии с действующими законодательными положениями и нормами, которые часто меняются. Изменения учетной политики должны иметь существенное обоснование. Связан с бухгалтерским учетом
Принцип преобладание сущности над формой Фактически, форма доминирует над содержанием. Содержание доминирует над формой. Фактически, форма доминирует над содержанием
Принцип существенности Перечень статей отчетности определяется Министерством финансов РФ и обязателен для применения. Перечень статей отчетности определяется исходя из объективной необходимости для той или иной компании. Не применяется
Метод начислений Доходы и расходы предприятия не всегда относятся на те периоды, в которые они реально имели место. Требование о документальном подтверждении доходов и расходов. Доходы (расходы) предприятия относятся на тот период, в который они фактически были получены (понесены). Документальное подтверждение может не требоваться. Специфическое регулирование
Принцип осмотрительности (консерватизм) Принцип осмотрительности соблюдается не всегда. Так, компании зачастую предпочитают не создавать резервы под обесценение активов или производить переоценку на предмет обесценения. Предпринимаются все необходимые меры  для снятия неопределенности  (во избежание завышения активов или доходов и занижения обязательств и расходов), стоимость активов может быть уменьшена при возникновении ряда обстоятельств. Не применяется. В практической деятельности налоговые органы исходят из «принципа неосмотрительности»

 

 


Рисунок 2 - Принцип формирования данных в разных моделях учета от одного источника

Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим, главное различие заключается в реализации различных принципов формирования отчетности и хранения данных на счетах, в соответствии с рисунком 2.

Основные различия в формировании учета и отчетности по МСФО и РПБУ определены в соответствии с таблицей 2.

 

 

Таблица 2 - Различия в учете/отчетности

Категория

Российские стандарты учета

МСФО Налоговая система  
Бухгалтерский баланс

Стоимость некоторых активов в бухгалтерском балансе завышена за счет капитализации расходов периода, а также отсутствия созданных резервов под обесценение.

Оценка статей производится по правилу наименьшего из двух показателей - первоначальной и рыночной стоимости Отсутствует в качестве отдельного регистра  
Отчет о прибылях и убытках

Применяется классификация по функции затрат

Применяется классификация либо по характеру, либо по функции затрат. Если выбрана классификация по функции, то необходимо дополнительно раскрыть характер. Отсутствует в качестве отдельного регистра  
Отчет о движении денежных средств

В соответствии с российскими стандартами учета, денежные потоки в отчет о движении денежных средств делятся по источнику и использованию, а не по типу деятельности, что значительно затрудняет анализ деятельности компании.

При составлении отчета используется только прямой метод.

Отчет позволяет пользователям финансовой отчетности производить на его основе оценки способности компании создавать денежные средства и оценивать потребности в использовании денежных средств. Используются прямой или косвенный метод. Отсутствует в качестве отдельного регистра  
Консолидированная отчетность

Существуют рекомендательные нормы по составлению консолидированной отчетности, четких механизмов, обязывающих компании составлять ее, не существует.

Компании обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность для группы. Каждое юрлицо (либо территориально обособленное подразделение юрлица) является самостоятельным налогоплательщиком по отдельным видам налогов  
Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции

Финансовая отчетность представлена в номинальных показателях (без корректировки на инфляцию).

В результате возникает проблема несопоставимости финансовых отчетов на начало и конец периода.

Корректировка на инфляцию исходя из изменения покупательной способности рубля.   Расчет налогов исходя из номинальных оценок статей и операций  
Категория

Российские стандарты учета

МСФО

Налоговая система

Валюта отчетности

Отчетность составлена в российских рублях. Составлять отчетность в других валютах запрещается.

Отчетность составляется в валюте, функциональной для компании, а ее презентация может быть представлена в любой валюте.

Рубли

Раскрытие по связанным сторонам

Необходимо раскрывать операции со связанными сторонами, если неверное представление этих операций может привести к неверному отражению отчетов компании.

Существенные сделки со связанными сторонами подлежат раскрытию.

Нет требований. Предусмотрено сопоставление трансфертных цен с рыночными в целях налогообложения

Основные средства

Оценка ОС производится по ППС.

Предприятие имеет право не чаще одного раза в год проводить переоценку основных средств посредством индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

Основные средства оцениваются по ППС, но допускается систематическая переоценка ОС до справедливой стоимости.

Кроме того, признается обесценение стоимости ОС.

Оценка основных средств, используемых в налогообложении регулируется отдельными законодательными актами по отдельным налогам (имущественные налоги, налоги на прибыль)

Финансовые инструменты

Понятие финансовых инструментов не определено. Существует разделение инвестиций на долгосрочные и краткосрочные. Переоценка краткосрочных инвестиций - ценных бумаг, котирующихся на бирже по рыночной стоимости, разрешается только профессиональным участникам рынка ценных бумаг. Вложения в акции предприятий, имеющие рыночную котировку, отражаются на конец года по рыночной стоимости, если последняя ниже учетной стоимости.

Существует понятие финансовых инструментов, которые учитываются либо по амортизируемой, либо справедливой стоимости.

Не являются отдельным объектом регулирования

Категория Российские стандарты учета

МСФО

Налоговая система

Запасы Кроме запасов, определенных в соответствии с МСФО, запасами признается та часть имущества, которая используется для управленческих нужд. Торговые предприятия относят часть расходов периода на нереализованные товарные остатки, завышая при этом свои активы.

МСФО определяет запасы как активы в форме сырья и материалов, предназначенные для использования в производственном процессе, а также активы, которые находятся в процессе производства или предназначены для продажи в ходе нормальной деятельности.

Расходы по реализации и затраты на хранение списываются в периоде их возникновения, не увеличивая стоимость незавершенного производства.

Оценка запасов, используемых в налогообложении регулируется отдельными законодательными актами по отдельным налогам (имущественные налоги, налоги на прибыль)

Курсовая разница Особый порядок учета курсовых разниц при консолидации зарубежных компаний не определен

Особый порядок пересчета стоимости зарубежных дочерних предприятий при включении их в консолидированную отчетность группы.

Отдельное регулирование порядка учета курсовых разниц для целей исчисления налога на прибыль

Неденежные сделки (бартер) Активы, полученные в результате неденежных операций, учитываются исходя из их балансовой стоимости.

Активы, полученные в результате неденежных операций, учитываются по своей справедливой стоимости.

Предусмотрено сравнение стоимости активов с рыночными ценами. В случае невозможности определения рыночных цен поступающие активы учитываются по стоимости выбывающих активов

Отложенные налоговые платежи Производить расчет не требуется действующими стандартами по учету и налогообложению

Отражается налоговый эффект от временных различий между учетной прибылью и налогооблагаемой прибылью.

В результате, компании показывают

Не являются отдельным объектом регулирования

Научные исследования Расходы на исследования могут быть капитализированы

Расходы на исследования признаются в момент появления.

Они могут быть капитализированы при соблюдении определенных условий (если возможно измерить будущие выгоды и текущие издержки с высокой степенью надежности).

Затраты на научные исследования (НИОКР) являются частью расходов, уменьшающих налог на прибыль

             

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: