Сфера услуг в Албании

Из сферы услуг Албании наиболее активно в настоящее время развивается туризм. Следует отметить, что несмотря на наличие обширного выхода к морю (береговая линия – 362км), туризм начал развиваться в стране недавно [19]. Это связано с тем, что длительный период Албания была закрытым государством, и лишь после крушения коммунистической системы стало возможным посетить страну. Благодаря закрытому режиму долгое время, а именно на 50 лет, природа страны до сих пор в большей её части осталась нетронутой, что и привлекает сюда туристов. Стоит отметить, что для успешного функционирования туристической сферы необходима развитая инфраструктура, чем страна не может похвастаться. Но сейчас ведётся модернизация транспортных путей, аэропортов, курортных объектов. Так, например, Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) будет финансировать проект по расширению терминала аэропорта Албании имени Матери Терезы (28млн евро). В начале 2007г., благодаря инвестициям на сумму около 50 млн. евро немецко-американского консорциума, который в настоящее время управляет аэропортом, прошло открытие нового терминала аэропорта. И, согласно официальным данным, за 2007г этот международный аэропорт принял свыше 1млн. пассажиров, а объём грузовых перевозок установил новый рекорд, что значит на 65% больше в сравнении с 2006г. Число пассажиров в процентном соотношении выросло на 22% [11]. Туристический подъём в стране начался всего несколько лет назад. Совсем недавно на рынок Албании вошли такие авиакомпании как British Airways, Germanwings, Belle Air и My Air. Впервые они начали осуществлять свои рейсы в аэропорт Тираны лишь в 2006г.

Модернизируются также и албанские порты. Так, расширяется главный порт страны в городе Дурресе, на который затрачено 17 млн. евро. На реконструкцию порта в г. Влёре и других приморских городах затрачено около 3млн. евро [14]. Продолжается строительство автомобильных дорог внутри страны, что улучшает как уровень жизни албанского населения, так и способствует развитию туристического бизнеса.

Также стоит заметить, что для того, чтобы сделать албанский туризм конкурентоспособным, международные эксперты рекомендуют стране выбрать другую модель развития туризма в южных районах, которая не будет похожа на хорватскую и черногорскую модели.

Что касается системы здравоохранения Албании, то тут также существуют определённые проблемы. Официально медицинская помощь бесплатная для всего населения, однако уровень медицинского обслуживания остается низким. Система здравоохранения страдает от нехватки врачей, лекарственных препаратов и устаревшего оборудования. В связи с этими обстоятельствами развивается платная и народная медицина.

Согласно официальной статистике, в посткоммунистический период удалось заметно снизить уровень смертности и заболеваемости. В значительной степени благодаря легализации абортов между 1990 и 1993гг на половину сократились смертельные случаи в период беременности. Беременные женщины были освобождены от работы в тяжёлых и вредных условиях. Младенческая смертность в 2003г. составляла 22,3 на 1000 новорождённых, далее этот показатель продолжает снижаться: в 2007г младенческая смертность составила 20 на 1000 новорождённых [15;19]. Положительные тенденции в системе здравоохрания отражают то, что всё-таки уровень жизни населения в стране постепенно улучшается.

Система образования страны функционирует вполне эффективно. Так на 1000 человек в Албании приходится свыше 250 студентов и школьников. Обязательное образование – восьмилетняя общеобразовательная школа. Система вузов страны включает 5 университетов, 2 сельскохозяйственных института, институт физкультуры, искусств и педагогические. Уровень образования растёт. Например, если в 2000г. охват населения начальным образованием сократился до 81%. Это было связано не только с неэффективностью системы образования, но и частично с тем фактом, что в 1990-е годы до 1/3 интеллектуального потенциала страны эмигрировало [7,345]. “Утечка умов” нанесла урон как развитию высшего образования, так и научно-исследовательской сфере. Нужно сказать, что к этому моменту ситуация в сфере образования в Албании стабилизировалась; в 2007г. уровень грамотности населения в целом был равен 98,7% (см. рис. 13).

Рис. 13 Динамика грамотности населения Албании

Рассчитано по: [2,31], [7,345], [19]

 

Интересная ситуация сложилась в Албании в сфере торговли. В настоящее время ещё не выявлено наиболее приоритетных направлений в торговле, поэтому многие предприниматели занимаются сразу несколькими видами деятельности. В государстве существуют такие перспективные сферы как строительство или туризм, но всё-таки не прослеживается какой-то определённой специализации. Следует отметить также, что в стране в сфере торговли важное место занимает развитие частного сектора.

В области телекоммуникаций в Албании также существуют свои проблемы, главными из которых являются устаревшая кабельная система и низкая плотность телефонных линий в расчете на душу населения. Несмотря на инвестиции в строительство телефонных линий, их плотность составляет всего 10 линий на 100 жителей. Однако довольно широко распространена мобильная связь, услуги которой стали доступны населению в 1996г [19].

Отметим ещё одну тенденцию населения Албании в сфере информационных услуг – это резкий скачок числа пользователей интернетом. Так в 2003г. в стране насчитывалось лишь 30000 пользователей, а уже в 2006г. их количество в стране возросло до 471200 человек [2,32; 19]. Таким образом, видим, что число пользователей интернетом за 3 года увеличилось более чем в 15 раз, также за несколько последних лет увеличилось количество телевизионных вещательных станций. Всё это говорит о том, что, несмотря на социально-экономическую отсталость по отношению к большинству европейских стран, Албания вступила в эру компьютеров и информационных технологий. Хотя, с другой стороны, количество интернет-пользователей в расчёте на 100 человек по-прежнему остаётся в стране низким.

В транспортной системе Албании представлены все виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, морской и речной, воздушный и трубопроводный.

Огромное значение в пассажирских и грузовых перевозках играет железнодорожный транспорт. Протяжённость железных дорог составляет 447км. Основная магистраль проходит с севера на юг от Шкодера через Дуррес до Влёры, имеются ответвления к Тиране и Поградцу (на берегу Охридского озера). В основном, через железнодорожный транспорт осуществляются грузоперевозки внутри страны от районов добычи полезных ископаемых к районам их переработки. Железные дороги Албании входят в европейскую систему железных дорог.

Также для внутренних перевозок существенное значение имеет автомобильный транспорт, хотя парк частных автомашин невелик, а дороги находятся в неудовлетворительном состоянии. Первая скоростная магистраль Тирана-Дуррес закончена в 2000г. Общая длина дорог – 18000 км, из них с твёрдым покрытием 7020 км (2002г.) [19]. Широко распространены велосипеды. В отдаленной горной местности в качестве транспортных средств используются мулы и ослы.

Возможности морского судоходства ограничены. В распоряжении морского торгового флота  находится 22 судна. Главный внешнеторговый порт – Дуррес – имеет выгодное положение в центральной части побережья страны и связан сетью дорог с внутренними районами. Имеется паромное сообщение портов Албании с итальянскими и греческими портами.

Протяженность внутренних водных путей – 43 км, включая албанский участок озёр Шкодер, Охрид и Преспа. Единственная судоходная река – Буна, расположенная на северо-западе страны. Существует также регулярное паромное сообщение на озере Охрид, связывающее албанский город Поградец с македонским городом Охрид.

В связи с развитием туризма развивается и воздушный транспорт. Крупнейший аэропорт страны – Международный аэропорт имени Матери Терезы в Ринасе, в 25 км от Тираны. В настоящее время 14 авиакомпаний оперируют в Албании и связывают Тирану практически со всеми другими европейскими столицами прямыми рейсами. Среди них национальная авиакомпания – «Албанские авиалинии».

Во времена правления коммунистов и ранее, при довоенной монархии, вооруженные силы Албании были самыми слабыми на Балканах и использовались главным образом для подавления мятежей внутри страны.

В 1996г. вооруженные силы достигли численности 72,5 тыс. человек, а если учитывать прочие военизированные организации, то общее число военнослужащих достигало 113,5 тыс. человек. Однако в начале XI века внешнеполитическая установка на вхождение Албании в евроатлантические структуры определила развитие вооружённых сил страны. В одобренной парламентом в январе 2000г. Стратегии оборонной политики страны, официально закрепившей долгосрочную цель – полноправное членство Албании в НАТО не позднее 2010г., устанавливался численный состав вооружённых сил: 31 тыс. военнослужащих в мирное время и 120 тыс. – в военное [7,343]. Фактически же численность вооруженных сил сократилась с 47 тыс. человек в 2000г.  до 22 тыс. человек в 2002г[15]. На данный момент призывной возраст в Албании – 19 лет, продолжительность службы в вооруженных силах составляет 15 месяцев. В 2005г. военные расходы страны составили 1,49% ВВП, что в сравнение с другими балканскими странами (Македония – 6%, Босния и Герцеговина – 4,5%, Греция – 4,3% ВВП) слишком мало для модернизации и поддержания войск, и, таким образом, скорейшего вступления страны в НАТО [19]. Хотя, с другой стороны, перспективы вступления в альянс во многом зависят от США, особенно после разразившегося на Балканах кризиса вокруг независимости Косово. Стоит отметить, что частично финансирование вооружённых сил страны ведётся извне.

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время в Албании бурно развивается сфера услуг, особенно в направлении международного туризма. Но в то же время в стране существует множество проблем, связанных с отсутствием развитой инфраструктуры, устаревшим оборудованием, недостатком финансирования определённых сфер, а также с проблемами привлечения инвесторов на нестабильный внутренний рынок страны. Следует отметить, что последняя проблема ещё более обострилась в связи с кризисной ситуацией вокруг Косово, т.к. дальнейшее будущее всего Балканского региона поставлено под угрозу и внешнеполитическая нестабильность отпугивает предпринимателей от вкладов своих денежных средств. Причём инвестиционная проблема остро встала не только в сфере услуг, а во всей экономике страны в целом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: