Характеристика важнейших форм международных экономических отношений

Главной характеристикой страны является народонаселение и именно с этой характеристики необходимо начинать анализ страны в международном разделении труда (МРТ). Так Албания имеет небольшую численность населения, что определяет её незначительную роль в международном разделении труда. В 2007г. Албания находилась на 129 месте по численности населения из 154 стран. По прогнозу ООН на 2025 год республика поднимется лишь на 5 позиций и займет 124 место[8]. Отсюда видно, что ее доля в МРТ практически не изменится и сохранится на низком уровне.

Более того, по уровню производительности труда Албания попадает в группу самых отсталых стран мира и занимает 115 место [20]. В международном разделении труда Албания выступает как поставщик продукции горнодобывающей, деревообрабатывающей, пищевой промышленности, а также как поставщик таких сельскохозяйственных продуктов, как табак, маслины, цитрусовые. Ну а потребляет государство, главным образом, готовую промышленную продукцию.

Следующий показатель, определяющий место любой страны на экономической карте мира, – это ВВП. Общий объем ВВП измеряет экономическую силу страны, а ВВП в расчете на душу населения – уровень ее экономического развития. По ВВП страна занимает 113 место в мире. Объём ВВП Албании в 2007г. составил 19,76 млн. долларов США (для сравнения: Франция – 2,067трлн. долларов, Германия – 2,833трлн. долларов, США – 13,86трлн. долларов) [19].Таким образом, видим, что показатель ВВП в Албании невелик и он отражает незначительную долю страны в создании мирового ВВП.

Также немаловажной формой международных экономических отношений являются трудовые миграции. Этот показатель высок в Албании. Страна имеет отрицательное сальдо миграций – -4,54 на 1000 человек (2007г.) [19]. Стоит отметить, что для миграционного процесса в Албании характерно такое явление, как «утечка умов». Мигрирует, в основном, люди, получившие высшее или среднее специальное образование. Некоторые оценки указывают, что более чем 50% образованного населения, закончившего университеты, оставили страну. Большинство населения выезжает из Албании в соседние Италию и Грецию, причём нелегально, и это вызывает разногласия между правительствами этих государств и албанским руководством. Только в 1990-е гг. были вынуждены эмигрировать 600 тыс. албанцев, причём 83% эмигрантов составляли молодые люди в возрасте 20-35 лет [7,342].Трудовые миграции, прежде всего, связаны с недостаточным уровнем развития экономики страны и, в следствие,  с низким уровнем жизни населения. Так, по данным на 2004г 25% населения страны находилось за чертой бедности [2,32]. Средняя зарплата в госсекторе – 118 $ [5,27].

Естественно, что, с одной стороны, эти трудовые миграции подрывают экономику страны, но, с другой стороны, денежные переводы из других стран способствуют улучшению уровня жизни населения. Например, Между 10 и 20% национального дохода Албания получает от трудящихся за границей мигрантов.

Анализируя албанский миграционный процесс, надо сказать, что определённое значение тут имеет вынужденная миграция по политическим причинам. Так, этнический конфликт в Косово в 1999г. вызвал большой приток албанских беженцев оттуда, которые поселились в северо-восточных районах страны, что усугубило внутренние проблемы, так как государство было не способно обеспечить соответственный уровень жизни для тех, кто эмигрировал.

Следует также отметить, особенности политики албанского правительства в области привлечения иностранного капитала и внешней торговли.

В стране существует проблема привлечения иностранных инвесторов в экономику. Из-за существующей политической нестабильности и по ряду других причин иностранные инвесторы не спешат вкладывать свои средства в албанскую экономику. Особенно остро стоит проблема долгосрочных инвестиций. В этой стране иностранные инвесторы предпочитают вкладывать средства прежде всего в те отрасли, где быстро достигается получение прибыли. Поэтому объём долговременных инвестиций пока сравнительно невелик.

Для решения этой проблемы правительством принимаются меры по созданию и корректировке законодательной базы страны. Основополагающими для развития инвестиционной деятельности являются два закона, принятые албанским парламентом: «О коммерческих компаниях» и «Об иностранных инвестициях».

Сегодня законодательством страны предусматривается защита иностранного капитала и других интересов зарубежных партнеров. Упрощена процедура регистрации компаний с участием иностранного капитала. Прибыль иностранных инвесторов, переводимая за границу, налогами не облагается. Освобождены от вводных таможенных пошлин товары, предназначенные для использования в производственных целях и деятельности совместных предприятий, разрешено освобождение от налогов на прибыль на первые 4-5 лет в зависимости от отрасли, где осуществляется производство.

Также либерализована и внешняя торговля страны: 45% ввозимой продукции не облагается налогом, существующие таможенные тарифы невысоки, нет лицензирования импорта [20]. Главными торговыми партнерами являются Италия, Греция, Германия, Македония, Австрия, Турция, Болгария.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: