Ответственность за терроризм в зарубежном законодательстве

Проблемы борьбы с терроризмом занимают важное место в законодательстве многих государств[33].

В некоторых странах кодексы объединений работников прессы обязывают газеты не подвергать дискриминации как людей, так и группы лиц на основании их расовой и этнической принадлежности, национальности, цвета кожи и вероисповедания, а также избегать необоснованных упоминаний такой принадлежности (Австралия, Австрия, Германия, Норвегия, Великобритания и др.).

В ряде зарубежных стран существуют законы, запрещающие расистские выступления, пропаганду и провокационные заявления, выражающие ненависть или презрение к лицам или группам лиц на основании их расовой или этнической принадлежности, вероисповедания, цвета кожи, национальности.

Так, законодательство Канады, Франции, Дании и Нидерландов обеспечивают защиту членов религиозных групп наравне с группами, объединяющими признаками которых являются общность расы, этнического происхождения.

По мнению исследователей, опыт применения законов ,запрещающих возбуждение религиозной вражды и оскорбления религиозных чувств верующих (в ряде стран эти действия называются hate speech - «враждебная речь») в Канаде, Дании, Франции, Германии и Нидерландах сходен - везде эти законы ориентированы на необходимость защиты человеческого достоинства и активно применяются, предусматривая как уголовную, так и гражданскую ответственность.

Указывается, что hate speech причиняет двойной вред, так как, во-первых, она направлена против отдельных лиц и групп, причиняя психологический и моральный ущерб, а во-вторых, против всего государства, его социальной и нравственной структуры. Такой двойной характер вреда отмечен, например ,Верховным судом Канады.

Закон об уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств существует в Канаде, Нидерландах и Великобритании.

Если уголовное законодательство одних стран (Канада и др.) предусматривает необходимость наличия либо умысла на разжигание розни, либо вероятности нарушения мира в результате преступных действий, то в других странах (Франция, Германия, Дания, Нидерланды и др.) допускается осуждение за hate speech независимо от наличия умысла и возможных последствий.

Так, Верховный суд Нидерландов постановил, что факт оскорбления для группы лиц высказываний в их адрес относительно их расы или религии, определяется природой самого высказывания, а не намерением того, кто его публикует.

В Канаде данное правонарушение предусмотрено общим правом, и для привлечения к ответственности за оскорбление религиозных чувств необходимо представить доказательства того, что оно угрожает общественному спокойствию.

В некоторых странах редактор может нести ответственность за публикацию чьих-либо расистских заявлений, даже если он сам не разделяет эти идеи (Норвегия, Швеция).

Во Франциинеправительственные организации, в чьи задачи входит борьба с расизмом, имеют право возбуждать не только гражданские, но и уголовные дела по фактам расистских выступлений. Большинство дел возбуждается антирасистскими организациями. Они вправе участвовать в возбужденном по их ходатайству деле, наряду с представителем государственного обвинения, и при успешном исходе суд может взыскать в их пользу расходы по ведению дела (в дополнение к штрафам в порядке наказания).

Канада, Германия и Нидерланды не предусматривают столь широких возможностей участия частных организаций в уголовных делах.

Другая черта французской системы - широко используемая возможность взыскания штрафов и возмещения ущерба. Наказание в виде лишения свободы может применяться в случае совершения преступления повторно. На осужденного или лицо, признанное ответственным в гражданском порядке, в особенности за hate speech, может быть возложена обязанность опубликовать за свой счет ответ потерпевшего в ведущих газетах.

Французская система также предоставляет возможность выбора между уголовным делом и гражданским иском, который проще для доказывания и рассматривается быстрее. Санкции в виде возмещения ущерба и высоких штрафов способствуют предотвращению подобного поведения в будущем, обеспечивают компенсации потерпевшему и отражают негативное отношение общества.

В Германии существуют специальные поправки к Конституции, запрещающие любую деятельность экстремистских организаций. В Основном Законе Германии подчеркивается, что никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам вероисповедания, религиозных или политических взглядов; свобода вероисповедания, совести и свобода религиозных убеждений и мировоззрения неприкосновенны; государство гарантирует беспрепятственное отправление религиозных обрядов; запрещаются объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идей взаимопонимания между народами; пользование гражданскими и политическими правами, доступ к государственным должностям, как и права, приобретенные на государственной службе, не зависимы от исповедуемой религии (ст.ст.3, 4, 9, 33).

…….

Вывод к главе 2.

В конце XX в. терроризм претерпел серьезные изменения, что, однако, не повлекло адекватного реагирования со стороны российского законодателя, хотя отдельные сдвиги все же произошли. Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г., также рассматривая терроризм как преступление против общественной безопасности, расширил его состав.

Волна терроризма, захлестнувшая Россию, вынудила законодателя расширить сферу правового регулирования противодействия терроризму, включив в нее не только уголовно-правовые вопросы, но и целый ряд других (режим контртеррористической операции, преступления террористического характера, террористическая деятельность и др.), ранее не подвергавшихся правовому регулированию.

Для целей уголовного преследования преступлений терроризма национальное уголовное законодательство большинства государств не разделяет терроризм на международный и внутригосударственный.


Глава 3. Терроризм как социально-политическое явление
§1.Теория деструктивности как один из подходов объяснения причин терроризма

 

 

В современных условиях обстановки серьезную угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства представляет террористическая деятельность отдельных людей и целых социальных сообществ. Актуальность этой угрозы для Российской Федерации отмечается в Концепции национальной безопасности, в которой сказано: "Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляет терроризм. Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России".

Термин "терроризм" имеет своим дериватом (восходит) латинское существительное terror, что означает страх, ужас и латинский глагол terrare - устрашать, запугивать.

Под терроризмом понимаются насильственные действия, в различных формах угрожающие здоровью граждан, а также имущественным и неимущественным интересам личности, общества, государства.

По мнению некоторых исследователей (А.В. Рудаков), терроризм необходимо рассматривать как управляемое закономерное явление, искусственно инспирированное, культивируемое и насаждаемое мировыми деструктивными силами и центрами независимо от национальной и религиозной окраски, с целью передела, захвата и контроля большого бизнеса в новых мировых границах. Религия и экстремистская идеология используются для маскировки конечной цели, упрощения вербовки бесплатного биоматериала, расширения зоны вооруженной активности с опорой на идеологический, этнический и религиозный фактор. Терроризм открывает новые волевые и информационно-психологические возможности воздействия на психику индивидуального и группового объекта атаки, реализуя свой стратегический замысел управления мировыми финансовыми потоками, природными, генетическими и информационными ресурсами, заставляя воевать целые народы за мифические цели и виртуальные возможности. Терроризм сегодня может применить все виды современных вооружений, также использовать биологический и ядерный потенциал[34].

Психологическая информация о личности террориста нужна для решения многих практических задач в ходе оперативно-розыскной и оперативно-боевой деятельности, расследования преступлений террористического характера и их профилактики, задержания преступников и проведения с ними отдельных следственных действий, построения следственных версий, для ведения переговоров с террористами и т.д. Чтобы эффективно бороться с каким-либо явлением, нужно прежде всего и главным образом понимать его психологическую сущность.

Психологические особенности лиц, совершающих террористические акты. За последние годы накоплена значительная научная информация о личности террориста, которая с успехом может быть использована в борьбе с этим явлением. Однако соответствующие исследования еще не носят систематического характера, психологические и психиатрические сведения о террористах достаточно отрывисты[35].

В общем виде основные качества личности террориста известны достаточно хорошо. Обычно они выступают как требования к членам террористических организаций. Такие требования носят вполне формализованный (зафиксированный в каких-либо документах), значительно чаще - неформализованный характер (при понятной абсолютной конспиративности террористической группы или организации, когда принципиально не формализуется ничего в их деятельности). Так, например, основные требования к членам боевой организации партии социалистов-революционеров начала XX в. и к членам террористических отрядов исламского движения "Хамаз" похожи: 1) преданность своему делу (террору) и своей организации; 2) готовность к самопожертвованию; 3) выдержанность, дисциплинированность; 4) конспиративность; 5) повиновение; 6) коллективизм - способность поддерживать хорошие отношения со всеми членами своей боевой группы.

По мнению большинства исследователей, террористы не составляют специфическую диагностико-психиатрическую группу. Вместе с тем на путь терроризма чаще становятся люди со специфической личностной предрасположенностью, которая, вероятно, не приводила бы ни к каким негативным последствиям, если бы не воздействие микросреды.

О террористах как об отдельном психологическом типе можно говорить лишь в том случае, если будут найдены такие их черты, совокупность которых свойственна именно им, а не другим типам.

Если суммировать результаты ряда исследований, наиболее характерными для террористов особенностями являются следующие.

1. Общая черта многих террористов - тенденция к экстернализации, поиску вовне источников личных проблем. Причем экстернализация присуща практически всем категориям террористов: политическим, сепаратистским, этнорелигиозным. Объяснение собственных недостатков, неудач и промахов только коварством и злобой врагов, видимо, является причиной особой жестокости при совершении террористических актов, отсутствия сопереживания к жертвам.

2. Другая характерная психологическая черта личности террористов - чрезмерная поглощенность собой и незначительное внимание к чувствам других, иногда даже их игнорирование. Вообще нарциссизм имманентно присущ террористам, причем не только лидерам террористических организаций, но и рядовым исполнителям.

3. Лица, склонные к терроризму, принадлежат к людям того склада, для которого характерен примат эмоций над разумом, непосредственных активных реакций на действительность над ее осмыслением; предвзятость оценок, низкий порог терпимости и отсутствие должного самоконтроля, они достаточно легко и естественно сживаются с идеей насилия.

4. Среди террористов много тех, кто движим игровыми мотивами. Для них участие в террористических актах - игра. Такую особенность личности террористов необходимо учитывать при проведении конкретных антитеррористических мероприятий, например в контактах, в частности переговорах, с теми, кто захватил заложников. Надо помнить, что для террористов жизнь (как собственная, так и других людей) может выступать лишь в качестве платы за то удовольствие, которое они испытывают от участия в захватывающей игре.

5. Большинству террористов присуща предельная нетерпимость к тем, кто думает иначе. Те, кто думает иначе, подлежат посрамлению и уничтожению.

Психолого-психиатрические особенности личности террориста во многом определяются тем, что он непосредственно соприкасается со смертью, которая, с одной стороны, влияет на его психику, поступки и на события, в которые он включен, а с другой - его личностная специфика такова, что он стремится к ней.

Эти и другие особенности личности террориста следует учитывать прежде всего при проведении переговоров с ними и их допросов в ходе расследования уголовных дел.

……..

§2.Основные тенденции современного терроризма

Одной из угроз для безопасности современного общества становится такое социально-негативное явление, как терроризм. Согласно новому Федеральному закону от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму"[36] терроризм - это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Как видим, модернизированное понятие более проработано в сравнении с дефиницией, содержащейся в старом Федеральном законе "О борьбе с терроризмом"[37], в которой перечислялись только диспозиции конкретных составов преступлений.

При всех существенных расхождениях в уровне преступности в разных странах первой и определяющей тенденцией в мире является ее абсолютный и относительный рост. Относительно населения, экономического развития, культуры и т.д.[38] подобную тенденцию выявил и обратил на нее внимание еще Карл Маркс[39]. Эта тенденция относится и к террористической преступности.

Немецкий криминолог Г.И. Шнайдер приводит данные, что "с 1966 г. деятельность террористов значительно усилилась. Между 1968 и 1970 гг. ее масштабы удвоились, а в период с 1970 по 1980 г. она вновь возросла вдвое. За год в мире совершается 800 терактов. В период с 1968 по 1980 г. стали известны около 6700 террористических актов, причем немногим более половины из них имели место в Западной Европе. В указанный период террористами было убито 3668 и ранено 7474 человека"[40].

При этом если в 70-х годах 80% теракций было направлено против собственности, а 20% - против людей, то в 90-х годах соотношение стало 30 и 70% соответственно[41].

Многими авторами отмечается проблема отсутствия и в нашей стране единого подхода по учету преступлений, связанных с терроризмом[42], что дает менее объективную картину террористических преступлений. В настоящее время принят совместный Приказ "О едином учете преступлений"[43], в котором учет всех преступлений, в том числе и террористического характера, возложен на ГИАЦ МВД России и его структурные подразделения.

Одним из основных составов преступлений террористического характера, понятие которых между тем новый Закон не определяет, является ст. 205 Уголовного кодекса РФ[44]. Хотя количество преступлений, предусмотренных данной статьей, не так значительно в структуре преступлений против общественной безопасности и составляет 0,15%[45], последствия их совершения затрагивают большую часть российского общества.

По имеющимся данным ГИАЦ МВД России, в 1997 г. было зарегистрировано 32 акта терроризма, в 1998 г. - 21, в 1999 г. - 20, в 2000 г. - 135, в 2001 г. - 327, в 2002 г. - 360, в 2003 г. - 561, в 2004 г. - 265, в 2005 г. - 203, 2006 г. – 46, 2007 г.- 48, 2008 г.- 10. Темпы прироста составили: 1998 г. - 34,4%, 1999 г. - -4,8%, 2000 г. - +575%, 2001 г. - +142,2%, 2002 г. - +10%, 2003 г. - +55,8%, 2004 г. - -52,8%, 2005 г. - -23,4%, 2006 г. - -25,8%, 2007 г. – 4,3%, 2008 г.- -80%. Относительно 1997 г. прирост составил: 1998 г. - -34,4%, 1999 г. - -37,5%, 2000 г. - +321,88%, 2001 г. - +921,88%, 2002 г. - +1025%, 2003 г. - +1653,12%, 2004 г. - +728,12%, 2005 г. - +534,37%, 2006 г. - + 44%, 2007 г. - +50%, 2008 г.- -31,25%.

За период с 1997 г. по наши дни количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 205 УК России, увеличилось в разы. Как видим, нет четко прослеживаемой тенденции изменения терроризма во времени. Можно сказать, что рост после 2000 г. объясняется тем, что в статистику стали вноситься данные по Чеченской Республике, а также активизацией деятельности преступников, действующих на ее территории.

Еще одной тенденцией современной преступности является "отставание социально-правового контроля преступности от ее негативных качественно-количественных изменений. Эта тенденция порождает растущую безнаказанность, которая обеспечивает дальнейшую самодетерминацию преступности"[46].

Так, выявлено лиц, совершивших преступление: в 1997 г. - 10, в 1998 г. - 7, в 1999 г. - 0, в 2000 г. - 24, в 2001 г. - 40, в 2002 г. - 65, в 2003 г. - 63, в 2004 г. – 43, 2006 – 21, 2008- 5. Раскрываемость составила: в 2005 г. - 17,1%, в 2007 г. - 27,6%, в 2008 г. - 64,8%. По данным Судебного департамента при Верховном Суде России, было осуждено по ст. 205 УК РФ: в 2006 г. - 42, в 2007 г. - 23, в 2008 г. - 28 человек. Самое главное в уголовной политике государства - это неотвратимость наказания за совершенное деяние. Как отмечал Чезаре Беккариа, одним из самых действенных средств, сдерживающих преступления, является неизбежность наказания[47].

Также прослеживается тенденция роста (возрастания) общественной опасности терроризма. В.В. Лунеев считает, что "основная тенденция - это интенсивное изменение терроризма в направлении повышения его общественной опасности……"[48].

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 40 "О практике назначения судами уголовного наказания" степень общественной опасности определяется "обстоятельствами содеянного (например... способом совершения преступления, размером вреда или тяжестью наступивших последствий...)"[49], также увеличению степени общественной опасности могут способствовать орудия и средства совершения преступления и предмет посягательства.

Одной из ведущих теорий причин преступности стала теория научно-технического прогресса как главной причины преступности[50]. В связи с этим интересна его роль при повышении общественной опасности террористической деятельности.

Связь терроризма как явления и научно-технического прогресса, по нашему мнению, является объективной тенденцией. Как отмечает А. Дершховиц, "индивидуальная природа терроризма в прошлом основывалась в значительной степени на имевшемся доступном вооружении... Оружием для более ранних террористов были кинжал, петля, меч и яд. Внедрение ручных гранат и пистолетов, а позже автоматов и пластиковой взрывчатки позволило террористам убивать намного более эффективно"[51].

Рост и распространение современного терроризма продиктованы такими факторами, как глобализация, развитие, распространение, доступность, удешевление, упрощение и миниатюризация техники, технологий, материалов, внедрением в общественную жизнь сложных технологических процессов.

………..

Технический прогресс связан с появлением технологического терроризма. В литературе встречаются различные определения: мега-, гипер-, супер-, экологический, урбанистический, технологический, высокотехнологический терроризм. Объединяет эти понятия то, что они характеризуют явление, возникшее при развитии техносферы современного общества.

В соответствии с Договором о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом, под технологическим терроризмом понимаются использование или угроза использования ядерного, радиологического, химического или бактериологического (биологического) оружия или его компонентов, патогенных микроорганизмов, радиоактивных и других вредных для здоровья людей веществ, включая захват, выведение из строя и разрушение ядерных, химических или иных объектов повышенной технологической и экологической опасности, систем жизнеобеспечения городов и иных населенных пунктов, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, оказания воздействия на принятие решений органами власти, для достижения политических, корыстных или любых иных целей, а также попытка совершения одного из вышеперечисленных преступлений в тех же целях, осуществление руководства, финансирование или участие в качестве подстрекателя, сообщника или пособника лица, которое совершает или пытается совершить такое преступление[52].

Технологический терроризм обладает синергетической особенностью, заключающейся в том, что посягательство при акте терроризма вызывает цепь иных последствий, которые на порядок превосходят те, которые их инициировали. В результате этого деяние приводит к катастрофическим последствиям, что подкрепляет устрашение и требования террористов через гласность совершаемых деяний. Катастрофы самолетов 11 сентября 2001 г. в США привели не только к гибели пассажиров и членов экипажей, но и к пожарам и разрушению зданий, гибели тысяч людей, нестабильности на финансовых рынках, а также к массовым панике и страху среди огромного числа людей, наблюдающих за трагедией.

Возникают и развиваются технологии, которые могут создать новые разновидности технологического терроризма: кибертерроризм[53], информационный[54], космический, электромагнитный, избирательный (выборочные болезни)[55], экологический, агро-, нанотерроризм[56] и т.д. Любая новая технология или открытие могут быть применены в террористических целях. В связи с этим внедряемые современные технологии требуют оценки на предмет установления террористической уязвимости и предложения мер по недопущению их использования в террористических целях.

……..



Вывод к главе 3.

Сегодня очевидно, что терроризм является сложным, многогранным, динамично развивающимся явлением общественной жизни, которое имеет многовековую историю, национальные, региональные и религиозные особенности, требующим к себе не только повышенного внимания, но и столь же комплексного противодействия со стороны всех институтов общества, что, по мнению автора, невозможно без изучения закономерностей развития терроризма. Реализация такого подхода даст возможность понять само явление, особенности и причины современного терроризма, направления его дальнейшего развития, оценить угрозы, которые несет терроризм. От полноты познания терроризма как явления зависит эффективность противодействия ему как на государственном, так и на международном уровне, включая формирование системы договорно-правового регулирования такого противодействия. Рассматривая борьбу с терроризмом и религиозным экстремизмом как приоритетную стратегическую задачу, международное сообщество расширяет сотрудничествопо предупреждению и пресечению террористических акций,совершенствует механизм координации взаимодействия по укреплению международно-правовых основ их противодействию.



Заключение

Терроризм как социальное, политическое, криминогенное, экономическое явление существует и развивается в сложных международных и внутриполитических условиях, которые характерны для общественной жизни всех без исключения стран мира, а значит, и России и ее ближайших соседей - стран СНГ, с которыми до настоящего времени имеются в основном прозрачные территориальные границы.

При этом терроризм в настоящее время - это не какое-то разовое, случайное проявление, посягающее на права и свободы отдельных граждан. Сегодня его следует рассматривать как широкомасштабное явление, представляющее угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства. Это объясняется тем, что, во-первых, терроризм подрывает систему государственной власти и управления, снижая таким образом эффективность управления обществом, регулирования социально-политических процессов; во-вторых, ослабляя государственные и общественные структуры, он усиливает влияние в обществе оппозиционных антиконституционных образований; в-третьих, активизируя морально-психологическое воздействие на население, он вызывает хаос, беспорядки, ожесточенность людей по отношению друг к другу, что опять-таки используется субъектами терроризма в своих политических целях; в-четвертых, располагает огромными денежными средствами и значительным экономическим потенциалом; в-пятых, активно выходя за пределы государственных границ, терроризм все больше и больше приобретает международный характер и представляет собой опасность для международного сообщества.

Исключительную опасность представляет в настоящее время значительно набирающая силу интеграция терроризма и организованной преступности как на международном, так и на внутригосударственном уровне.

В последние годы активно происходит сращивание криминального терроризма с политическим, национальным и религиозным. Как правило, руководители всех современных террористических группировок помимо национальных, религиозных, территориальных, политических имеют своей целью получение материальных выгод или обеспечение доступа к власти для получения возможности перераспределения материальных и государственных ценностей.

Преступные организации, активно исповедующие методы криминального терроризма, уже в силу самой своей природы подрывают гражданское общество, прибегая к терроризму, обостряют напряженность во внутренней политике и угрожают нормальному функционированию государственного управления и правопорядка. Их деятельность особенно эффективна, если правительство уже ослаблено или является нестабильным, причем преступные организации еще более расшатывают обстановку.

Современные террористические объединения, используя в своей деятельности криминальное начало, повышают опасность терроризма, усиливают его потенциал по применению насилия для решения политических задач. Слияние терроризма и организованной преступности ведет к значительному расширению финансовых, материальных и оперативных возможностей терроризма, тем самым нанося колоссальный урон жизненно важным интересам личности, общества, государства и мирового сообщества в целом.

Терроризм как никакое другое преступление связан с глобальными социальными, политическими, экономическими противоречиями развития общества. В то же время по своим масштабам, направленности и тяжести последствий он наиболее опасен для государства и отдельных граждан. Спецслужбы и правоохранительные органы в своей практике противодействия терроризму сталкиваются с вышеназванными общественными проблемами, разрешение которых не в их компетенции. Устранение таких проблем — единственный путь профилактики терроризма. Поэтому главным субъектом борьбы с терроризмом должно быть само государство, законодательная и исполнительная ветви власти.

В основе борьбы с терроризмом должна быть единая, целостная, комплексная, стратегически ориентированная государственная концепция, учитывающая международно-правовые акты и реалии государственного и общественного устройства страны.

Приоритетной задачей государства в борьбе с терроризмом является совершенствование эффективных правовых механизмов пресечения и профилактики различных видов терроризма, дальнейшее развитие нормативно-правовой базы о недопустимости и запрете возбуждения религиозной, национальной вражды с учетом международного опыта законодательного регулирования противодействию терроризму.
  Важнейшее значение в деле предупреждения терроризма имеет общественная изоляция террористических групп, лишение их внутренней и внешней поддержки, выявление и ликвидация источников их финансирования, включая легитимные и криминальные доходы террористов как внутри страны, так и из-за рубежа, в том числе изоляцию террористов от источников пополнения оружия и материальных средств, ввоза и продажи оружия.
Наиболее важным и ответственным компонентом всей антитеррористической деятельности является вскрытие и устранение причин и условий, порождающих терроризм, разработка политики государственного противодействия терроризму как социально-политическому явлению, координация и согласованность усилий силовых и гражданских структур,централизация руководства всеми действиями по профилактике и борьбе с терроризмом, а также всестороннее обеспечение осуществляемых военных, специальных и идеологических мероприятий.





Список использованной литературы

1. Конституция РФ

2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. от 10 мая 2007 г. N 70-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954

3. Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" // Российская газета. 2006. 10 марта. С. 12.

4. Федеральный закон от 20.04.2006 N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" // СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. 1).

5. Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ. 2006. N 11., N 31.

6. Федеральный закон от 19.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в ред. от 06.07.2006) // СЗ РФ. 1997. N 39; 2000. N 14; 2002. N 12, N 30; 2003. N 50; 2004. N 27; 2006. N 29.

7. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации"

8. Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г. // Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств - участников СНГ в борьбе с преступностью. Выпуск 2 / Исполнительный комитет СНГ. Минск, 2001.

9. Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" // Российская газета. 2006. 25 янв.

10. Уголовный кодекс РСФСР. М., 1953.

11. Уголовно-процессуальный кодекс. М., 1941.

12. Сборник постановлений Пленума ВС СССР.1924-77. М., 1978.

13. Судебная практика по уголовным делам / Сост. Г.А. Есаков. М., 2005.

14. Алиев Х. Борьба с преступлениями террористической направленности // Законность. 2002. N 4.

15. Аналитический вестник, Выпуск 17, Москва 2008, Информационно-аналитическое управление

16. Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998.

17. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб., 2004.

18. Артамонов И.И. Некоторые предложения по совершенствованию правовой основы борьбы с терроризмом // Терроризм в России и проблемы системного реагирования. М., 2004.

19. Белых-Силаев Д.В. Понятие, цели, задачи, средства и методы информационно-психологической операции (американский опыт) // Юридическая психология. 2007. N 3.

20. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 2004

21. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. М., 2003.

22. Галахов С.С. Криминальные взрывы. М., 2002.

23. Гаухман Л.Д., Максимов С.В. Ответственность за организацию преступного сообщества // Законность. 1997. N 2.

24. Дерюгина Ю.Н. Терроризм: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дис.... канд. юрид. наук. 12.00.08. М., 2001.

25. Доклад рабочей группы по разработке политики по вопросу о роли ООН в связи с терроризмом / Международно-правовые основы борьбы с терроризмом: Сборник документов. М., 2003.

26. Егорова Н. Служащий как специальный субъект преступления в уголовном праве России // Уголовное право. 2004. N 2.

27. Емельянов В.П. Проблемы уголовно-правовой борьбы с терроризмом // Государство и право. 2000. N 3.

28. Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования (уголовно-правовое исследование). М., 2000.

29. Курс уголовного права: в 5 т. т. 4. / Под ред. проф. Г.Н. Борзенкова и проф. В.С. Комиссарова. М.: Зерцало-М, 2002.

30. Комиссаров В.С. Захват заложника: стремление к наживе или преступление от безысходности? // Законность. 1999. N 3.

31. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 510.

32. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М., 2004.

33. Криминология. Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005

34. Криминология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 297.

35. Кузнецова Н.Ф. Избранные труды / Предисловие академика В.Н. Кудрявцева. СПб., 2003.

36. Лунеев В.В. Тенденции терроризма и уголовно-правовая борьба с ним // Государство и право. 2002. N 6.

37. Лунеев В.В. Глобализация и преступность // Государство и право. 2003, 6.

38. Лунеев В.В. Криминальная глобализация // Государство и право 2004, 10.

39. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 13.

40. Марьин М.И., Касперович Ю.Г. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности. М.: Академия, 2007.

41. Морозов И.Н. Технологии против терроризма /ред. В.А. Минаев. М., 2003.

42. Овчинникова Г.В., Павлик М.Ю., Коршунова О.Н.Захват заложника. М., 2001

43. Оснащение подразделений полиции по борьбе с терроризмом. Технический прогресс и его влияние на террористическую деятельность. Рекомендации по защите компьютерных центров от нападения террористов: обзорная информация. Зарубежный опыт. N 3. М.: ГИЦ МВД России, 1996.

44. Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. М., 1997.

45. Рудаков А.Б. Стратегия информационной войны. М., 2003.

46. Рууд Ч., Степанов С.А. Фонтанка, 16: политический сыск при царях. М.,1993.

47. Рябчук В.Н. Уголовная ответственность за публичные призывы к насильственным действиям против советского государственного и общественного строя // Правоведение. 1991. N 2.

48. Сальникова Н.И. Незаконное вооруженное формирование не является разновидностью преступного сообщества //Российский следователь 2005 №3.

49. Скобликов П. Незаконное лишение свободы, похищение человека и захват заложника в новом уголовном законодательстве // Законность. 1997. N 9.

50. Степанов О.А. Государственно-правовые аспекты проблемы борьбы с терроризмом в высокотехнологичном обществе //Материалы 2 международ.научно-практической конференции. 12 – 13.11.2001 г. М., 2002.

51. Терроризм и безопасность на транспорте в России (1991 - 2002 гг.): Белая книга / Под ред. докт. юрид. наук В.Н. Лопатина. СПб., 2004.

52. Уголовные и политические преступники. Б/м., б/г.

53. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. 2-е изд. М., 2005.

54. Уголовное право. Особ.часть: Учебник/ ред. проф. А.И. Рарога. М., 1997

55. Уголовное право: Учебник / под общ. ред. Л.Д. Гаухмана, проф. Л.М. Колодкина, проф. С.В. Максимова. М., 1999.

56. Уголовное право. Общая часть: Учебник для вузов / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М., 2005.

57. Устинов В.В. Особенности социально-правовой характеристики преступлений террористического характера и проблемы их квалификации // Следственная практика. 2002. N 3(157).

58. Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002.

59. Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Ростов-на-Дону, 2004.

60. Шнайдер Г.Й. Криминология: Пер с нем. / Под общ. ред. и с предисл. Л.О. Иванова. М., 1994.


[1] Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 N 1300 (в ред. от 10.01.2000) // СЗ РФ. 1997. N 52. Ст. 5909; 2000. N 2. Ст. 170.

 

[2] Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. от 10 мая 2007 г. N 70-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954

[3] Антонян Ю.М. Терроризм. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 1998. С. 59.

[4] Емельянов В.П. Проблемы ответственности за международный терроризм // Государство и право. 2000. N 1. С. 71.

[5] Курс уголовного права: в 5 т. Т. 4. Особенная часть / Под ред. проф. Г.Н. Борзенкова и проф. В.С. Комиссарова. М.: Зерцало-М, 2002. С. 151.

[6] Емельянов В.П. Проблемы уголовно-правовой борьбы с терроризмом // Государство и право. 2000. N 3. С. 86.

[7] ч. 2 ст. 25 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. от 10 мая 2007 г. N 70-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

[8] Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Отв. ред. В.М. Лебедев. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 510.

 

[9] Грачев С.И., Ретроспективно-правоой обзор понятия «Государственный терроризм», М, 2008

 

[10] Грачев С.И., Терроризм и организованная преступность в условиях глобализма, М, 2008

[11] ст.ст.13, 29 Конституции РФ

[12] Федеральный закон от 20.04.2006 N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" // СЗ РФ. 2006. N 17 (ч. 1). Ст. 1785.

[13] Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (в ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ. 2006. N 11. Ст. 1146, N 31 (ч. 1). Ст. 3452.

 

[14] Судебник Иоанна III и Иоанна IV 1497 и 1550 годов. Харьков, 1915. С. 26.

[15] Судебные Уставы 20 ноября 1864 г. за пятьдесят лет. Т. 1. Петроград, 1914. С. 272.

[16] Судебник. Сборник новых судебных законов и распоряжений по отправлению правосудия на 1866 год. СПб., 1866. С. 26.

[17] Законы уголовные. СПб., 1911. С. 427 - 439.

[18] Там же. С. 439 - 447.

[19] Законы уголовные. СПб., 1911. С. 75.

[20] Уголовные и политические преступники. Б/м., б/г. С. 18.

[21] Рууд Ч., Степанов С.А. Фонтанка, 16: политический сыск при царях. М., 1993. С. 76.

[22] Артамонов И.И. Некоторые предложения по совершенствованию правовой основы борьбы с терроризмом // Терроризм в России и проблемы системного реагирования. М., 2004. С. 116 - 117.

[23] О необходимости подобных изменений подробнее см.: Емельянов В.П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования (уголовно-правовое исследование). М., 2000. С. 28 - 30.

[24] Устинов В.В. Особенности социально-правовой характеристики преступлений террористического характера и проблемы их квалификации // Следственная практика. 2002. N 3(157). С. 32.

[25] Федеральный закон от 19.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (в ред. от 06.07.2006) // СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465; 2000. N 14. Ст. 1430; 2002. N 12. Ст. 1093, N 30. Ст. 3029; 2003. N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; 2006. N 29. Ст. 3122.

[26] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.М. Лебедева. М., 2004. С. 701.

[27] Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Ростов-на-Дону, 2004. С. 84.

[28] Рябчук В.Н. Уголовная ответственность за публичные призывы к насильственным действиям против советского государственного и общественного строя // Правоведение. 1991. N 2. С. 92.

[29] Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. М., 2003. С. 243.

 

[30] Рябчук В.Н. Указ. соч. С. 93.

[31] Курс уголовного права. Т. 4. Особенная часть. М., 2002. С. 231.

[32] Курс уголовного права. Т. 4. Особенная часть. М., 2002. С. 231.

[33] Аналитический вестник, Выпуск 17, Москва 2008 (Федеральное Собрание Российской Федерации, Аппарат Государственной Думы, Информационно-аналитическое управление)

[34] Рудаков А.Б. Стратегия информационной войны. М., 2003. С. 12.

[35] Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб., 2004. С. 223.

 

[36] Российская газета. 2006. 10 марта.

[37] Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3808.

[38] Лунеев В.В. Глобализация и преступность (тезисы доклада на Московском юридическим форуме "Глобализация, государство, право, XXI век". 22 - 24 января 2003 г.) // Государство и право. 2003. N 6. С. 118.

[39] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 13. С. 515.

[40] Шнайдер Г.Й. Криминология: Пер с нем. / Под общ. ред. и с предисл. Л.О. Иванова. М., 1994. С. 439 - 440.

[41] Терроризм и безопасность на транспорте в России (1991 - 2002 гг.): Белая книга (аналитический доклад) / Под ред. докт. юрид. наук В.Н. Лопатина. СПб., 2004. С. 15.

[42] Дерюгина Ю.Н. Терроризм: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Дис.... канд. юрид. наук. 12.00.08. М., 2001. С. 60; Терроризм и безопасность на транспорте в России (1991 - 2002 гг.): Белая книга (аналитический доклад). С. 23; Алиев Х. Борьба с преступлениями террористической направленности // Законность. 2002. N 4. С. 8; Криминология. Учебник для вузов / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005. С. 602.

[43] Приказ Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСКН России от 29 декабря 2005 г. N 39/1070/1021/253/780/353/399 "О едином учете преступлений" // Российская газета. 2006. 25 янв.

[44] Согласно Федеральному закону от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ с 1 января 1997 г. вступил в действие Уголовный кодекс Российской Федерации, в который была включена ст. 205 "Терроризм".

[45] Криминология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Д. Малкова. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 297.

[46] Лунеев В.В. Криминальная глобализация // Государство и право. 2004. N 10. С. 36.

[47] Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 2004. С. 124.

[48] Лунеев В.В. Тенденции терроризма и уголовно-правовая борьба с ним // Государство и право. 2002. N 6. С. 35.

[49] Судебная практика по уголовным делам / Сост. Г.А. Есаков. М., 2005. С. 140.

[50] Кузнецова Н.Ф. Избранные труды / Предисловие академика В.Н. Кудрявцева. СПб., 2003. С. 739.

[51] Dershowitz A. Why terrorism works. New Haven and London. 2002. P. 6 - 7.

[52] Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г. // Сборник нормативных актов, регулирующих взаимодействие государств - участников СНГ в борьбе с преступностью. Выпуск 2 / Исполнительный комитет СНГ. Минск, 2001. С. 98.

[53] Устинов В.В. Международный опыт борьбы с терроризмом: стандарты и практика. М., 2002. С. 90.

[54] Морозов И.Н. Технологии против терроризма / Науч. ред. В.А. Минаев. М., 2003. С. 124 - 125.

[55] Морозов И.Н. Указ. соч. С. 154.

[56] Степанов О.А. Государственно-правовые аспекты проблемы борьбы с терроризмом в высокотехнологичном обществе // Мировое сообщество в борьбе с терроризмом: Материалы 2-й международной научно-практической конференции. 12 - 13 ноября 2001 г. М., 2002. С. 215.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: