Машиностроительный комплекс

Машиностроение Южного федерального округа характеризуется сложной отраслевой структурой: особенно выделяются сельскохозяйственное машиностроение, энергетическое и транспортное машиностроение. Доля Южного федерального округа в общероссийском выпуске продукции отрасли составляет только 5 процентов от выпуска отрасли в Российской Федерации, что является одним из наиболее низких показателей среди федеральных округов.

Машиностроительный потенциал Южного федерального округа территориально сосредоточен преимущественно в Ростовской и Волгоградской областях. На их долю приходится 75 процентов общего выпуска машиностроения округа. Многие из машиностроительных предприятий являются крупнейшими и даже единственными в стране производителями отдельных видов машиностроительной продукции. К числу основных проблем отраслевого развития относятся высокий износ основных фондов (50 процентов и более) и недозагрузка мощностей по ряду производств. Производительность и заработная плата в машиностроении Южного федерального округа ниже, чем в среднем по России.

Несмотря на существующие в настоящее время в отрасли проблемы, машиностроение должно стать одним из приоритетных направлений для развития на территории Южного федерального округа, так как обладает значительным потенциалом для роста. Ключевыми факторами, определяющими конкурентоспособность региона для развития отрасли, являются уникальность ряда машиностроительных предприятий и выпускаемых ими машин и оборудования, наличие квалифицированных кадров, уровень развития транспортной и энергетической инфраструктуры, а также опыт развития в регионе.

Ростовская и Волгоградская области обладают наибольшей конкурентоспособностью для развития машиностроения.

Наибольший потенциал для увеличения выпуска продукции машиностроения имеют Краснодарский край, Ростовская, Астраханская и Волгоградская области.

Наиболее перспективными подотраслями машиностроения для развития на территории Южного федерального округа являются автомобилестроение, авиастроение, судостроение, сельскохозяйственное и железнодорожное машиностроение.

В отрасли будут реализованы крупные инвестиционные проекты, направленные на модернизацию действующих предприятий и организацию производств новых видов продукции.

На удовлетворение потребностей в сельскохозяйственной технике направлены проекты создания семейства гусеничных сельскохозяйственных тракторов нового поколения и организации производства зерноуборочных комбайнов «Енисей-960» в Волгоградской области, строительство второй очереди завода по производству сельскохозяйственной техники в Краснодарском крае, разработку и производство современных моделей сельскохозяйственной техники в Ростовской области.

В авиастроении предполагается наладить производство многоцелевого самолета-амфибии Бе-200, а также освоить производство новых военных и гражданских вертолетов в Ростовской области.

В судостроении планируется осуществление в Астраханской области строительства танкеров и сухогрузов. Активно развивается сотрудничество судостроительных предприятий региона с нефтяными компаниями в части строительства технических средств для поиска и добычи нефти на Каспии.

Будут развиваться проекты в транспортном машиностроении, в частности производство электровозов в Ростовской области, перспективы развития которого связаны с расширением производства, в основном уже имеющихся моделей подвижного состава для замены локомотивного парка российских железных дорог и обеспечения пассажирских и грузовых перевозок, и освоением производства новых типов электровозов, в том числе грузовых и пассажирских с асинхронным приводом.

Для поддержки развития машиностроительного комплекса будут создаваться специальные индустриальные парки с соответствующей инфраструктурой.

К числу основных механизмов реализации стратегии развития машиностроительного комплекса Южного федерального округа относятся:

 - разработка и внедрение инвестиционных программ и проектов;

 - финансирование НИОКР за счет государственного бюджета в рамках федеральных целевых программ и государственного оборонного заказа;

 - использование развитых финансовых инструментов, включая лизинг;

 - субсидирование платежей по кредитам.

В результате реализации указанных мер будут обеспечены:

 - реализация инвестиционных программ, направленных на увеличение выпуска продукции машиностроения;

 - практическое использование научных исследований, разработка документации для выпуска новой наукоемкой продукции;

 - необходимое финансирование на осуществление новых инвестиционных проектов;

 - увеличение рынка сбыта отечественной продукции сельскохозяйственного машиностроения с использованием механизмов лизинга оборудования.

В соответствии с прогнозами развития машиностроительного комплекса в Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу ожидается устойчивый рост спроса на сельскохозяйственную технику, железнодорожные транспортные средства и продукцию оборонно-промышленного комплекса (в частности, вертолетов) в силу высокой степени износа эксплуатируемой техники, ее нехваткой на рынке, а также необходимостью модернизации экономики. Реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» и Государственной программы развития сельского хозяйства, ФЦП «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», ряда инвестиционных программ предприятий, а также увеличение гособоронзаказа приведут в перспективе к росту инвестиций в соответствующие сектора экономики, что обеспечит увеличение емкости тех сегментов рынка продукции машиностроения, на котором предприятиям Южного федерального округа принадлежит значительная доля (70 процентов производства комбайнов, абсолютное доминирование в производстве магистральных электровозов, ударных вертолетов МИ-26Т, самолетов-амфибий).

Общественно значимыми результатами поддержки развития машиностроительного комплекса Южного федерального округа (с учетом инвестиционной составляющей) могут стать среднегодовые темпы прироста производства на уровне 5 процентов, снижение удельной энергоемкости промышленной продукции – на 15 - 20 процентов, увеличение доли инновационной продукции до 10 - 12 процентов от общего объема производства по отрасли, увеличение занятости путем создания 50 - 60 тыс. новых рабочих мест за период 2010-2020 годов, повышение производительности труда в 2 раза, рост заработной платы на 45 - 50 процентов по сравнению с уровнем 2009 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: