Современное состояние и перспективы социально-экономического развития регионов Южного федерального округа, в значительной степени опирающиеся на использование агропромышленного и рекреационного потенциалов, зависят от состояния экосистем территории. Стратегическое планирование в современных условиях базируется, в том числе, и на принципе устойчивого развития, который предполагает эффективное природопользование с сохранением социально-экологических приоритетов. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года (далее - Стратегия), основанная на гармоничном сочетании экономических, и гуманитарных (социальных и экологических) интересов субъектов Российской Федерации в составе округа, предполагает определение приоритетов экологии живых систем и рационального природопользования, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны. Разработка Стратегии требует учета экологических аспектов реализуемых в округе инвестиционных проектов на фоне своеобразия сложившихся проблемных экологических ситуаций и перспектив дальнейшего развития.
К числу важнейших задач и наиболее острых проблемных экологических ситуаций, актуальных для всех субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, относятся следующие:
- сверхнормативное загрязнение атмосферного воздуха урбанизированных территорий и прилегающих районов от стационарных источников. По данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2008 году» в списке городов с максимальными концентрациями загрязняющих веществ (10 ПДК и более) в атмосферном воздухе особо отмечен г. Ростов-на-Дону, где основным загрязняющим веществом является в течение многих лет фторид водорода. В 2009 году в Приоритетный список городов России с наибольшим уровнем загрязнения воздуха включен г. Новочеркасск. В отдельных субъектах Южного федерального округа весьма высока доля населения проживающего в городах с высоким и очень высоким загрязнением воздуха: в Астраханской области 73 процента, в Ростовской области – 61 процент городского населения. При этом города Азов, Волгодонск, Новочеркасск и Ростов-на-Дону отличаются высоким уровнем загрязнения воздуха, а города Таганрог и Шахты имеют повышенный уровень загрязнения воздуха. Из наиболее неблагополучных городов, прежде всего, выделяется Ростовско-Шахтинскую группу городов, для которой в Стратегии предлагается создание одной из зон опережающего развития;
- необеспеченность кондиционной водой для хозяйственно-питьевого водоснабжения, нерациональное использование водных ресурсов. Водные объекты загрязнены промышленными и неочищенными канализационными стоками, ливневыми и сбросными водами сельскохозяйственных предприятий. На территории Южного федерального округа, по данным Государственного доклада «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 году», сброшено в водные объекты более 5 куб. км сточных вод, из которых 27 процентов относятся к категории загрязненных, в том числе в Краснодарском крае – 0,82 куб. км сточных вод данной категории, 84 процента которых сброшено без очистки. В Республике Калмыкия через систему очистных сооружений проходит 0,018 куб км сточных вод. Отсутствует нормативная очистка сточных вод в Республике Адыгея, Волгоградской и Астраханской областях. Для Южного федерального округа основной проблемой качества питьевой воды является несоответствие нормативам по микробиологическим показателям. В целом по Российской Федерации 5,3 процента проб воды из водопроводной сети не соответствовало гигиеническим требованиям по микробиологическим показателям, а в Южном федеральном округе - 7,6 процента. Основной причиной такой ситуации является высокий износ водопроводных объектов. Планово-предупредительный ремонт водопроводных сооружений и сетей полностью уступил место аварийно-восстановительным работам;
- отсутствие современных промышленных методов утилизации отходов. Согласно «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» предполагается снижение удельного показателя образования отходов в стране на 20 процентов. Количество отходов на территории Южного федерального округа ежегодно увеличивается в среднем на 10 - 15 процентов. Особенно остро данная проблема стоит в Астраханской области, где значение этого показателя в 2008 году составило 29 процентов, а в 2009 году - 44 процента от уровня предыдущего года. При этом промышленные методы утилизации, обеспечивающие гигиеническую и экологическую надежность, практически не применяются. По данным территориальных органов Росприроднадзора по состоянию на конец 2010 года в Южном федеральном округе образовано 13489,473 млн. тонн отходов, из которых было переработано 0,04 процента (при среднем по стране - 6,12 процента). Вместе с тем можно отметить и положительную тенденцию во вторичном использовании и обезвреживании отходов в округе: у лидеров – Краснодарского края и Ростовской области – доля использованных и обезвреженных отходов производства и потребления в 2009 году составляла 73,8 процента и 62,7 процента соответственно, а в Волгоградской и Астраханской областях - 38 процентов. Однако, в то же время, существующие места хранения отходов в Южном федеральном округе не отвечают элементарным санитарным и экологическим требованиям. Растет число неорганизованных свалок, на которых сжигаются твердые бытовые отходы (ТБО), что приводит к загрязнению атмосферного воздуха высокотоксичными соединениями. По имеющимся данным на территории России на конец 2009 года размещалось 15 000 зарегистрированных свалок и 10 000 несанкционированных. На территории Южного федерального округа располагалось 5 процентов всех свалок, причем количество и площадь несанкционированных мест хранения отходов преобладает. Для преодоления негативной тенденции прогрессирующего обострения проблемы утилизации твердых бытовых отходов необходимо разработать комплекс мер по повышению эффективности действующих правовых норм и административных мер в данной сфере, включая: создание геоинформационной базы данных и организация мониторинга мест хранения отходов (ГИС МХТБО) в субъектах Южного федерального округа с обобщенными по районам и городам данными, включающими характеристики мест хранения отходов и собственно ТБО, сведениями о токсичности (опасности) отходов и прочих показателях, содержащихся в специальных формах ежегодной статистической отчетности - для информационного обеспечения органов государственной власти всех уровней, предприятий и организаций, актуальной информацией о размещении, юридическом статусе, состоянии и ходе эксплуатации мест хранения ТБО, состоянии окружающей среды и прогнозе ее изменений для принятия оптимальных решений в сфере обращения отходов; усиление административной и материальной ответственности за нарушение действующих правил и норм; стимулирование хозяйствующих субъектов к внедрению современных промышленных методов утилизации отходов;
- неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных угодий, деградация растительного и почвенного покрова. На междуречье Дона и Кубани – в повсеместно развитых почвах с кислыми режимами возникают условия миграции тяжелых металлов, которые способствуют интенсивному их вовлечению в биологический круговорот. Это, в свою очередь, привело за много лет к накоплению тяжелых металлов в верхней части почвенного профиля. В таких условиях пахотные земли обладают высокой потенциальной опасностью загрязнения при внесении минеральных удобрений. В Западных частях Краснодарского края вне населенных пунктов отмечается очень высокое (от 20 до 40 мг на кг почвы) содержание свинца, а в Ростовской области его содержание составляет даже более 40 - 50 мг/кг почвы. Положение усугубляется тем, что природная способность почв к самоочищению на пахотных землях Краснодарского края «низкая», а в Ростовской области (правобережные участки в бассейне Дона) – «очень низкая». Для таких земель необходима разработка специальной системы мер как агротехнического, так и управленческого характера.
В Республике Калмыкия продолжаются процессы природного и антропогенного опустынивания на Черных землях, в частности, из-за неравномерного распределения и превышения предельно допустимых величин пастбищных нагрузок. По своему состоянию эти земли могут быть приравнены к зонам экологического бедствия. Мероприятия, которые предусматриваются республиканской целевой программой "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния республики Калмыкия на 2006-2010 годы", не выполняются в должном объеме. Более 52 процентов земель республики подвержены ветровой и водной эрозии.
Материалы почвенного обследования, проведенного в Ростовской области до 1989 года, имеются почти на 100 процентов площади земель сельскохозяйственного назначения. После 1990 года почвенные обследования земель сельскохозяйственного назначения проведены на площади, охватывающей лишь чуть более 3 процентов. Аналогичная ситуация с материалами геоботанического обследования площади кормовых угодий. По другим регионам Южного федерального округа данные отсутствуют, однако нет оснований для оценки ситуации в них как более благополучной. При этом на сельскохозяйственных угодьях наблюдается прогрессирующее распространение таких негативных процессов, как водная и ветровая эрозия, подтопление, засоление, осолонцевание, дегумификация.
Сложившаяся ситуация требует срочных мер по проведению систематических мониторинговых исследований земель, как главного средства оценки и прогнозирования изменений их состояния для выработки решений по улучшению условий использования земель, предупреждению и устранению негативных процессов в почвах;
- неблагоприятная экологическая обстановка в крупных городах Южного федерального округа. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха приводит к росту числа хронических заболеваний населения. Неблагополучная ситуация обусловлена отсутствием современных предприятий по утилизации отходов производства и потребления, выбросов в атмосферу от стационарных и передвижных источников. В крупных городах Южного федерального округа необходимо проведение обследования с целью выявления проблемных ситуаций, источников и характера и уровня загрязнения окружающей среды, оценки их влияния на качество окружающей среды (в том числе на привлекательность бизнеса, качество проживания жителей и пр.). Основные сферы оценки: водоподготовка и очистка воды (качество питьевой воды, отпускаемой потребителям, стабильность поставок воды, потенциальные риски, качество и характер сброса сточных вод); состояние атмосферного воздуха (загрязнение от промышленных объектов, автомобильного транспорта и других источников). На основе обобщения полученных данных необходимо разработать Программу мероприятий по реконструкции населенных пунктов и промышленных зон в целях создания благоприятной среды обитания.
Качество окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни и одним из основных показателей социально-экономического развития территорий, должно стать критерием оценки эффективности деятельности органов власти на местах.
Для предотвращения негативных экологических последствий в результате хозяйственной деятельности и учёта отдалённых экологических последствий необходима организация эффективной системы экологического мониторинга, функционирование которой должно являться неотъемлемой частью экологического сопровождения крупных инвестиционных проектов, реализация которых сопряжена с существенным воздействием на компоненты природной среды.
Необходимо разработать систему предложений по экологизации хозяйственной деятельности - стимулированию учета и принятия необходимых мер, направленных на снижение негативных экологических последствий хозяйственной деятельности. Природопользователь должен быть реально заинтересован во вложении средств в природоохранные мероприятия. В качестве экономического механизма, стимулирующего экологическое оздоровление производства и прилегающей к нему территории, может быть использована «экологическая амнистия» (неприменение штрафных санкций за превышение установленных экологических норм в течение установленного периода при реальном инвестировании в природоохранные мероприятия), применение механизма государственно-частного партнерства, использование стимулирующей функции налогов в интересах ресурсосбережения и охраны окружающей среды.
Особое внимание следует уделять вопросам экологизации агропромышленного комплекса: при планировании мероприятий по его развитиюнеобходимо внедрение систем обустройства сельскохозяйственных земель и ведения сельского хозяйства, адаптированных к природным ландшафтам, развитие экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранение и восстановление естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения.
Для обеспечения кондиционной водой для хозяйственно-питьевого водоснабжения в соответствии с установленным нормами необходимо разработать Концепцию рационального использования, восстановления и охраны водных объектов Южного федерального округа, предусматривающую:
- решение вопросов водоснабжения населенных пунктов со строительством водоемов, водозаборов и водоочистных сооружений в городах, поселках и сельских населенных пунктах;
- строительство канализационных очистных сооружений в населенных пунктах Южного федерального округа;
- строительство ливневых канализаций по сбору и очистке сточных вод с территорий городов и поселков;
- обустройство санитарно–защитных зон источников водоснабжения.
Стратегия должна быть также согласована с работами по сохранению и обогащению биоразнообразия.
Обеднение флоры и фауны на территории округа носит прогрессирующий характер. Очень медленно решаются вопросы расширения существующих и создания новых особо охраняемых природных территорий. Необходимо укрепление института особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Наличие таких территорий, в той или иной степени лимитирующих хозяйственную и иную деятельность, требует при подготовке инвестиционных проектов учета специфики их функционирования.
Необходима разработка и внедрение региональной системы управления природоохранной деятельностью, соответствующей требованиям международных стандартов и направленной на постоянное совершенствование природоохранной деятельности и снижение воздействия на окружающую среду.
Сохранение и восстановление природных систем и рациональное природопользование становится одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. В систему социально-экономических отношений должна быть включена природная среда - как ценнейший компонент национального достояния. Отсутствие надлежащего учета и отражения экологических ущербов в национальных счетах (в цифрах валового внутреннего и валового регионального продуктов, темпов экономического роста и т.п.), экономия на природоохранных мероприятиях оборачивается огромными экономическими потерями. При оценочном экономическом анализе и при разработке программ развития территории необходимо внедрение системы эколого-экономического учета (СЭЭУ), которая обуславливает взаимосвязь между состоянием экономики и природной средой.
Успешная реализации Стратегии предполагает улучшение по следующим индикаторам в экологической сфере Южного федерального округа в период до 2020 года:
- снижение доли населения, проживающего в городах с «высоким» и очень высоким» загрязнением атмосферного воздуха в процентах от общего числа городских жителей в Южном федеральном округе, в том числе, к 2013 году снижение показателя в Астраханской, Волгоградской и Ростовской областях до современного среднероссийского уровня (55 процентов), а к 2020 году – до 45 процентов;
- снижение до среднего уровня по стране доли населения Южного федерального округа, необеспеченного кондиционной водой для хозяйственно-питьевого водоснабжения;
- сокращение на 2,3 процента доли контрольных проб воды из водопроводной сети, не соответствующих требованиям по микробиологическим показателям, с целью достижения среднего показателя по стране;
- снижение на 30 процентов доли населения, использующего в качестве питьевой привозную воду и воду из открытых источников;
- достижение среднего по стране показателя доли оборотного и повторного (последовательного) водопотребления к валовому водопотреблению на производственные нужды в 79,7 процента;
- рост доли переработанных промышленных и твердых бытовых отходов до среднего по стране показателя (6,12 процента) от их общего количества;
- прекращение роста к 2013 году и сокращение на 20 процентов к 2020 году количества и занимаемых площадей мест хранения отходов, не отвечающих санитарным и экологическим требованиям;
- достижение среднероссийского показателя доли рекультивированных земель от общей площади нарушенных земель.