Несмотря на сравнительно высокие показатели демографической динамики, округу грозит старение населения, трансформация его генетической структуры (распределения населения по продолжительности проживания в той или иной местности) и снижение доли лиц трудоспособного возраста в условиях невысокой производительности труда, которые могут обернуться негативными последствиями в экономике, в первую очередь, в вопросах формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал. За годы реформ резко уменьшились инвестиции в социальную сферу, что привело к сужению воспроизводства материальной базы, износу основных фондов социальной инфраструктуры.
В силу исторических и природно-климатических причин округ на протяжении многих лет был и остается высокопривлекательным для мигрантов как из других регионов России, так и из-за рубежа, что обусловило сложный полиэтнический состав населения при преобладании русских. В то же время, современные миграционные процессы идут и в направлении оттока из округа высококвалифицированных трудовых ресурсов в центральные районы страны и за границу. А усугубление нерегулируемой миграции (включая трудовую, транзитную миграцию и нелегальные перемещения) из зарубежья малоквалифицированной рабочей силы меняет внутреннюю этническую и религиозно-цивилизационную структуру на региональном уровне, размывает соцокультурную идентичность населения.
|
|
При сохранении современных тенденций миграции населения будет происходить замещение уезжающих из Южного федерального округа постоянных жителей мигрантами, что препятствует обеспечению национальной безопасности и комплексному социально-экономическому развитию. К тому же, значительная межрегиональная скорость движения населения снижает устойчивость поселенческого ядра, препятствует развитию социокультурной идентичности, местного самосознания и патриотизма (проявляется «синдром временщиков»). Отмечается также недоиспользование мер стимулирования притока квалифицированных кадров, а также кадров рабочих и инженерных профессий в региональные экономики. Усугубляется моноспециализация и асимметрия социокультурного развития, происходит усиление дифференциации социальных групп по степени их участия в культурной жизни и приобщенности к социокультурным благам в зависимости не только от места проживания, но и от уровня доходов.
Среди внутренней миграции преобладает трудовая, обусловленная временной или сезонной занятостью, поиском возможностей профессиональной самореализации, а также лучших условий и качества жизни. В этом процессе в качестве донора в первую очередь выступает Республика Калмыкия, а в качестве акцепторов – Краснодарский край и промышленно развитые Волгоградская и Ростовская области. Преимущественно по этим же причинам усиливаются миграционные потоки из села в город, что особенно актуально для округа, поскольку он заметно превышает среднероссийские показатели по доле сельского населения в общей численности (37,9 процента – по Южному федеральному округу при 26,9 процента – по России). В условиях открывающихся перспектив развития макрорегиона многочисленное сельское население может частично обеспечить его трудовыми ресурсами, что, однако, в свою очередь, потребует создания адекватной системы их переквалификации, а также разработки соответствующих мер миграционной политики.
|
|
Запаздывающее развитие сферы социального обеспечения и социальных инфраструктур в регионах Южного федерального округа приводит к снижению качества жизни, что препятствует развитию человеческого капитала. Его следствиями становятся усугубление имущественного расслоения общества, дифференциации доходов населения, в том числе среднемесячной заработной платы, в территориальном разрезе и по видам экономической деятельности, а также в сравнении с другими регионами страны и зарубежья, которая отражается в перманентном росте коэффициента фондов или децильного коэффициента. К числу характерных особенностей Южного федерального округа относится также высокий уровень общей безработицы в округе – этот показатель ниже среднего по России лишь в Краснодарском крае и Республике Адыгея, а в Республике Калмыкия существенно выше (почти в 2 раза), что во многом объясняется занятостью населения в личных подсобных хозяйствах. Несмотря на опережающие темпы роста денежных доходов населения Южного федерального округа, их абсолютное выражение в округе по-прежнему существенно отстает от средних значений по стране, особенно в республиках Калмыкия и Адыгея (81 и 78 места в Российской Федерации соответственно).
Состояние здоровья населения Южного федерального округа в целом лучше, чем у среднестатистического жителя России – по показателю уровня заболеваемости округ сохраняет значительный разрыв с общероссийскими значениями. В 2009 году наиболее высокие показатели заболеваемости на 100 тысяч населения отмечаются в Ростовской области (164786,7), в Астраханской области (144013,8). Заболеваемость населения округа социально-значимыми болезнями также в целом ниже общестрановой, однако, по некоторым из них зарегистрированы значения, превышающие среднероссийские (в том числе, активный туберкулез - в Республике Калмыкия (110,9 на 100 тысяч населения), Волгоградской области (103,8), злокачественные новообразования - в Волгоградской области (418,8), Краснодарском крае (414,9) и болезни, передающиеся половым путем). В 2009 году высокая заболеваемость в Южном федеральном округе хроническим алкоголизмом отмечалась в Астраханской области (134,6 на 100 тысяч населения), в Республике Адыгея (132,8); наркоманией – в Волгоградской области (19,8) и в Республике Адыгея (16,9).
Округ отличается значительными межрегиональными диспропорциями по качеству оказываемых медицинских услуг, доступности высококвалифицированной помощи и эффективности системы здравоохранения в целом. Специализированные современные клиники сконцентрированы преимущественно в нескольких крупнейших городах округа (Краснодаре, Ростове, Астрахани и Волгограде), а объем оказываемых услуг также имеет неоднородную структуру по субъектам Южного федерального округа. В целом округ отстает от среднероссийских показателей обеспеченности населения врачами (в 2009 году этот показатель составил 40,0 на 10 тысяч населения, а в Российской Федерации по сравнению с 2008 годом увеличился с 42,2 до 44,1), средним медицинским персоналом (за последние 10 лет в Южном федеральном округе он уменьшился с 88,6 до 86,8 на 10 тысяч населения, в то время как в Российской Федерации он снизился с 96,9 до 94,3 на 10 тысяч населения), мощностями врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ). По нехватке врачей заметно выделяются Республика Адыгея, Ростовская область и Краснодарский край, недостаточно обеспечены средним медицинским персоналом Ростовская область и Краснодарский край, а недостаточность мощностей АПУ испытывают все регионы округа за исключением Астраханской и Волгоградской областей.
|
|
Наблюдается также резкая и не уменьшающаяся поляризация урбанизированных и сельских районов по уровню развития культуры. Социальная, и территориальная доступность в социокультурной сфере снизилась, что в первую очередь обусловлено изменением структуры расселения, сокращением числа малых и средних городов, а также поселков городского типа наряду с демографическими трендами и проблемами расселения (растущая дисперсность, мелкоселенность), что привело к существенному несоответствию сетей социального обслуживания и системы расселения.
Обеспеченность учреждениями культуры Южного федерального округа не высока, за последние 5 лет сократилось число библиотек, культурно-досуговых учреждений, детских школ искусств, театров и концертных организаций. По отношению к минимальным социальным нормативам и нормам, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 года № 923-р, Южный федеральный округ на 50 процентов обеспечен театрами, на 13 процентов – музеями, на 53 процента – культурно-досуговыми учреждениями, на 28 процентов – парками культуры и отдыха, на 33 процента – концертными организациями и коллективами. Данные статистики свидетельствуют о сокращении по сравнению с 2005 годом детских школ искусств: в Республике Калмыкия на 8 единиц, в Ростовской области - на 5 и в Астраханской области - на 7 единиц.
|
|
Более 30 процентов зданий требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. Велика потребность музеев в фондовых и экспозиционных площадях: по экспертным оценкам она составляет более 30 тыс. кв. метров. Требуется полное обновление сценического и другого специального оборудования культурно-досуговых учреждений. А отсутствие современных киноустановок, кинозалов со специальным звуком и спецэффектами, рассчитанных на показ современных фильмов, делает недоступным целый пласт мировой художественной культуры для зрителей регионов.
По причинам высоких миграционных потоков, слабой закрепляемости молодых специалистов, низкой заработной платы (от 5 тыс. рублей в Республике Калмыкия до 8,9 тыс. рублей в Краснодарском крае) одной из ключевых проблем в регионах Южного федерального округа остается проблема кадрового обеспечения отрасли культуры. Только 30 процентов специалистов, работающих в учреждениях культуры, имеют высшее профессиональное образование.
В настоящее время в субъектах Южного федерального округа проживает 3,3 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет (по данным на начало 2010 года), что составляет значительную часть (24,1 процента) от всего населения округа. К наиболее значимым проблемам молодежи можно отнести низкий уровень культуры межнационального общения, безработицу, распространение наркомании и алкоголизма, отсутствие доступного жилья, высокий уровень преступности среди молодежи. Кроме того, отмечается слабая развитость институциональных механизмов и способов соучастия молодежи в формировании социальной политики, включая собственно саму молодежную политику. Перечисленными факторами объясняется политическая и социальная пассивность и инертность молодежи, ее самоустранение от политического процесса и концентрация исключительно на создании материальной основы своего существования. Названные причины влекут за собой деградацию молодежной культуры, ведущую к доминированию субкультурных или контркультурных течений и организационных формирований, в том числе на принципах их противопоставления общегосударственной политике. К тому же практически во всех регионах Южного федерального округа отмечается недостаточная развитость малого и среднего бизнеса, как механизма становления каркаса и институциональной сети молодежных организаций, а также как культивирования амбициозных профессионально-должностных и потребительских притязаний и стратегий успеха.
На фоне сохранения в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, высокого образовательного уровня населения, его толерантности и уникальных качественных характеристик происходит усугубление кризиса системы подготовки кадров для региональных экономик (особенно рабочих и инженерных профессий), а также самой социальной сферы. Усугубление дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы происходит и в территориальном, и в профессиональном разрезах (дефицит рабочих и инженерных специальностей и переизбыток невостребованных специалистов в банковском секторе, операциях с недвижимым имуществом, торговле и сфере услуг, а также людей, не имеющих профессионального образования, то есть понижение образовательного уровня занятых).
В этой связи отмечается неполное соответствие содержания образования и технологии обучения общественным запросам, требованиям работодателей и потребностям устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, а также дисбаланс в подготовке специалистов, переизбыток выпускников, имеющих невостребованные направления подготовки. Недостаточен и уровень диверсификации образовательных услуг, оказываемых населению, а также расширения компетентностей.
В то же время, Южный федеральный округ располагает развитой системой высшего профессионального образования, а Краснодарский край и Ростовская область занимают лидирующие позиции в стране по числу ВУЗов (3 и 8 места соответственно). В 2006 году в округе был образован Южный федеральный университет. По количеству студентов на 10 тыс. человек занятого населения Южный федеральный округ немного отстает от среднероссийских значений (529 – по России и 520 – по Южному федеральному округу), однако превосходит их по количеству студентов государственных учреждений высшего образования (443 на 10 тыс. человек занятого населения в Южном федеральном округе и 438 – в России). В сфере начального и среднего профессионального образования продолжает сокращаться как число учреждений, так и абсолютные показатели выпуска квалифицированных рабочих, однако по числу выпускников на 10 тыс. человек занятого населения округ все еще превышает среднероссийские значения, что свидетельствует о сохранении в округе общероссийской тенденции падения престижа рабочих профессий, несмотря на значительный спрос на них на рынке труда как в масштабах округа, так и в масштабах всей страны.
Перечисленными обстоятельствами объясняется ограниченность использования местных трудовых ресурсов при реализации экономического потенциала и масштабных инвестиционных проектов, в первую очередь намеченных в связи с проведением в г.Сочи ХХII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 года, а также в рамках ФЦП «Юг России (2008-2013 годы)». Спрос на трудовые ресурсы в Южном федеральном округе увеличивается, вследствие чего, в прогнозный период в макрорегионе снизится уровень безработицы. При этом основной дефицит высококвалифицированных кадров, обладающих профессиональными и языковыми компетенциями международного уровня, будут испытывать Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области. Значительные изменения ожидаются и в структуре занятости по секторам экономики. В отраслевом разрезе значительно возрастет спрос на трудовые ресурсы со стороны туристско-рекреационного комплекса, услуг для бизнеса и населения. В свою очередь, потребности в кадрах со стороны обрабатывающей промышленности в целом снизятся.
Для округа также характерен ряд проблем в жилищной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. Так в 2009 году по общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя, Южный федеральный округ (21,6 кв. м на человека) отставал от среднероссийского значения (22,4). Для округа характерен более высокий показатель доли ветхого и аварийного жилищного фонда в общей его площади – 4,6 процента (в среднем по России - 3,2 процента). Отмечается также значительный разрыв округа по некоторым показателям обеспеченности жилья отдельными видами благоустройства, в частности лишь 68,4 процента общей площади оборудовано водоотведением (канализацией), в то время как в среднем по Российской Федерации – 73,3 процента.
На решение ключевых проблем Южного федерального округа нацелены основные направления социального развития округа общесистемного характера. Кроме того, с учетом специфики социальной сферы потребуется реализация особых подходов к развитию социальной инфраструктуры, основными составляющими которой выступают учреждения образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социального обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства.