Современные тенденции и проблемы социального развития

Несмотря на сравнительно высокие показатели демографической динамики, округу грозит старение населения, трансформация его генетической структуры (распределения населения по продолжительности проживания в той или иной местности) и снижение доли лиц трудоспособного возраста в условиях невысокой производительности труда, которые могут обернуться негативными последствиями в экономике, в первую очередь, в вопросах формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и интеллектуальный потенциал. За годы реформ резко уменьшились инвестиции в социальную сферу, что привело к сужению воспроизводства материальной базы, износу основных фондов социальной инфраструктуры.

В силу исторических и природно-климатических причин округ на протяжении многих лет был и остается высокопривлекательным для мигрантов как из других регионов России, так и из-за рубежа, что обусловило сложный полиэтнический состав населения при преобладании русских. В то же время, современные миграционные процессы идут и в направлении оттока из округа высококвалифицированных трудовых ресурсов в центральные районы страны и за границу. А усугубление нерегулируемой миграции (включая трудовую, транзитную миграцию и нелегальные перемещения) из зарубежья малоквалифицированной рабочей силы меняет внутреннюю этническую и религиозно-цивилизационную структуру на региональном уровне, размывает соцокультурную идентичность населения.

При сохранении современных тенденций миграции населения будет происходить замещение уезжающих из Южного федерального округа постоянных жителей мигрантами, что препятствует обеспечению национальной безопасности и комплексному социально-экономическому развитию. К тому же, значительная межрегиональная скорость движения населения снижает устойчивость поселенческого ядра, препятствует развитию социокультурной идентичности, местного самосознания и патриотизма (проявляется «синдром временщиков»). Отмечается также недоиспользование мер стимулирования притока квалифицированных кадров, а также кадров рабочих и инженерных профессий в региональные экономики. Усугубляется моноспециализация и асимметрия социокультурного развития, происходит усиление дифференциации социальных групп по степени их участия в культурной жизни и приобщенности к социокультурным благам в зависимости не только от места проживания, но и от уровня доходов.

Среди внутренней миграции преобладает трудовая, обусловленная временной или сезонной занятостью, поиском возможностей профессиональной самореализации, а также лучших условий и качества жизни. В этом процессе в качестве донора в первую очередь выступает Республика Калмыкия, а в качестве акцепторов – Краснодарский край и промышленно развитые Волгоградская и Ростовская области. Преимущественно по этим же причинам усиливаются миграционные потоки из села в город, что особенно актуально для округа, поскольку он заметно превышает среднероссийские показатели по доле сельского населения в общей численности (37,9 процента – по Южному федеральному округу при 26,9 процента – по России). В условиях открывающихся перспектив развития макрорегиона многочисленное сельское население может частично обеспечить его трудовыми ресурсами, что, однако, в свою очередь, потребует создания адекватной системы их переквалификации, а также разработки соответствующих мер миграционной политики.

Запаздывающее развитие сферы социального обеспечения и социальных инфраструктур в регионах Южного федерального округа приводит к снижению качества жизни, что препятствует развитию человеческого капитала. Его следствиями становятся усугубление имущественного расслоения общества, дифференциации доходов населения, в том числе среднемесячной заработной платы, в территориальном разрезе и по видам экономической деятельности, а также в сравнении с другими регионами страны и зарубежья, которая отражается в перманентном росте коэффициента фондов или децильного коэффициента. К числу характерных особенностей Южного федерального округа относится также высокий уровень общей безработицы в округе – этот показатель ниже среднего по России лишь в Краснодарском крае и Республике Адыгея, а в Республике Калмыкия существенно выше (почти в 2 раза), что во многом объясняется занятостью населения в личных подсобных хозяйствах. Несмотря на опережающие темпы роста денежных доходов населения Южного федерального округа, их абсолютное выражение в округе по-прежнему существенно отстает от средних значений по стране, особенно в республиках Калмыкия и Адыгея (81 и 78 места в Российской Федерации соответственно).

Состояние здоровья населения Южного федерального округа в целом лучше, чем у среднестатистического жителя России – по показателю уровня заболеваемости округ сохраняет значительный разрыв с общероссийскими значениями. В 2009 году наиболее высокие показатели заболеваемости на 100 тысяч населения отмечаются в Ростовской области (164786,7), в Астраханской области (144013,8). Заболеваемость населения округа социально-значимыми болезнями также в целом ниже общестрановой, однако, по некоторым из них зарегистрированы значения, превышающие среднероссийские (в том числе, активный туберкулез - в Республике Калмыкия (110,9 на 100 тысяч населения), Волгоградской области (103,8), злокачественные новообразования - в Волгоградской области (418,8), Краснодарском крае (414,9) и болезни, передающиеся половым путем). В 2009 году высокая заболеваемость в Южном федеральном округе хроническим алкоголизмом отмечалась в Астраханской области (134,6 на 100 тысяч населения), в Республике Адыгея (132,8); наркоманией – в Волгоградской области (19,8) и в Республике Адыгея (16,9).

Округ отличается значительными межрегиональными диспропорциями по качеству оказываемых медицинских услуг, доступности высококвалифицированной помощи и эффективности системы здравоохранения в целом. Специализированные современные клиники сконцентрированы преимущественно в нескольких крупнейших городах округа (Краснодаре, Ростове, Астрахани и Волгограде), а объем оказываемых услуг также имеет неоднородную структуру по субъектам Южного федерального округа. В целом округ отстает от среднероссийских показателей обеспеченности населения врачами (в 2009 году этот показатель составил 40,0 на 10 тысяч населения, а в Российской Федерации по сравнению с 2008 годом увеличился с 42,2 до 44,1), средним медицинским персоналом (за последние 10 лет в Южном федеральном округе он уменьшился с 88,6 до 86,8 на 10 тысяч населения, в то время как в Российской Федерации он снизился с 96,9 до 94,3 на 10 тысяч населения), мощностями врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ). По нехватке врачей заметно выделяются Республика Адыгея, Ростовская область и Краснодарский край, недостаточно обеспечены средним медицинским персоналом Ростовская область и Краснодарский край, а недостаточность мощностей АПУ испытывают все регионы округа за исключением Астраханской и Волгоградской областей.

Наблюдается также резкая и не уменьшающаяся поляризация урбанизированных и сельских районов по уровню развития культуры. Социальная, и территориальная доступность в социокультурной сфере снизилась, что в первую очередь обусловлено изменением структуры расселения, сокращением числа малых и средних городов, а также поселков городского типа наряду с демографическими трендами и проблемами расселения (растущая дисперсность, мелкоселенность), что привело к существенному несоответствию сетей социального обслуживания и системы расселения.

Обеспеченность учреждениями культуры Южного федерального округа не высока, за последние 5 лет сократилось число библиотек, культурно-досуговых учреждений, детских школ искусств, театров и концертных организаций. По отношению к минимальным социальным нормативам и нормам, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2007 года № 923-р, Южный федеральный округ на 50 процентов обеспечен театрами, на 13 процентов – музеями, на 53 процента – культурно-досуговыми учреждениями, на 28 процентов – парками культуры и отдыха, на 33 процента – концертными организациями и коллективами. Данные статистики свидетельствуют о сокращении по сравнению с 2005 годом детских школ искусств: в Республике Калмыкия на 8 единиц, в Ростовской области - на 5 и в Астраханской области - на 7 единиц.

Более 30 процентов зданий требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. Велика потребность музеев в фондовых и экспозиционных площадях: по экспертным оценкам она составляет более 30 тыс. кв. метров. Требуется полное обновление сценического и другого специального оборудования культурно-досуговых учреждений. А отсутствие современных киноустановок, кинозалов со специальным звуком и спецэффектами, рассчитанных на показ современных фильмов, делает недоступным целый пласт мировой художественной культуры для зрителей регионов.

По причинам высоких миграционных потоков, слабой закрепляемости молодых специалистов, низкой заработной платы (от 5 тыс. рублей в Республике Калмыкия до 8,9 тыс. рублей в Краснодарском крае) одной из ключевых проблем в регионах Южного федерального округа остается проблема кадрового обеспечения отрасли культуры. Только 30 процентов специалистов, работающих в учреждениях культуры, имеют высшее профессиональное образование.

В настоящее время в субъектах Южного федерального округа проживает 3,3 млн. молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет (по данным на начало 2010 года), что составляет значительную часть (24,1 процента) от всего населения округа. К наиболее значимым проблемам молодежи можно отнести низкий уровень культуры межнационального общения, безработицу, распространение наркомании и алкоголизма, отсутствие доступного жилья, высокий уровень преступности среди молодежи. Кроме того, отмечается слабая развитость институциональных механизмов и способов соучастия молодежи в формировании социальной политики, включая собственно саму молодежную политику. Перечисленными факторами объясняется политическая и социальная пассивность и инертность молодежи, ее самоустранение от политического процесса и концентрация исключительно на создании материальной основы своего существования. Названные причины влекут за собой деградацию молодежной культуры, ведущую к доминированию субкультурных или контркультурных течений и организационных формирований, в том числе на принципах их противопоставления общегосударственной политике. К тому же практически во всех регионах Южного федерального округа отмечается недостаточная развитость малого и среднего бизнеса, как механизма становления каркаса и институциональной сети молодежных организаций, а также как культивирования амбициозных профессионально-должностных и потребительских притязаний и стратегий успеха.

На фоне сохранения в большинстве субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, высокого образовательного уровня населения, его толерантности и уникальных качественных характеристик происходит усугубление кризиса системы подготовки кадров для региональных экономик (особенно рабочих и инженерных профессий), а также самой социальной сферы. Усугубление дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы происходит и в территориальном, и в профессиональном разрезах (дефицит рабочих и инженерных специальностей и переизбыток невостребованных специалистов в банковском секторе, операциях с недвижимым имуществом, торговле и сфере услуг, а также людей, не имеющих профессионального образования, то есть понижение образовательного уровня занятых).

В этой связи отмечается неполное соответствие содержания образования и технологии обучения общественным запросам, требованиям работодателей и потребностям устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, а также дисбаланс в подготовке специалистов, переизбыток выпускников, имеющих невостребованные направления подготовки. Недостаточен и уровень диверсификации образовательных услуг, оказываемых населению, а также расширения компетентностей.

В то же время, Южный федеральный округ располагает развитой системой высшего профессионального образования, а Краснодарский край и Ростовская область занимают лидирующие позиции в стране по числу ВУЗов (3 и 8 места соответственно). В 2006 году в округе был образован Южный федеральный университет. По количеству студентов на 10 тыс. человек занятого населения Южный федеральный округ немного отстает от среднероссийских значений (529 – по России и 520 – по Южному федеральному округу), однако превосходит их по количеству студентов государственных учреждений высшего образования (443 на 10 тыс. человек занятого населения в Южном федеральном округе и 438 – в России). В сфере начального и среднего профессионального образования продолжает сокращаться как число учреждений, так и абсолютные показатели выпуска квалифицированных рабочих, однако по числу выпускников на 10 тыс. человек занятого населения округ все еще превышает среднероссийские значения, что свидетельствует о сохранении в округе общероссийской тенденции падения престижа рабочих профессий, несмотря на значительный спрос на них на рынке труда как в масштабах округа, так и в масштабах всей страны.

Перечисленными обстоятельствами объясняется ограниченность использования местных трудовых ресурсов при реализации экономического потенциала и масштабных инвестиционных проектов, в первую очередь намеченных в связи с проведением в г.Сочи ХХII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр 2014 года, а также в рамках ФЦП «Юг России (2008-2013 годы)». Спрос на трудовые ресурсы в Южном федеральном округе увеличивается, вследствие чего, в прогнозный период в макрорегионе снизится уровень безработицы. При этом основной дефицит высококвалифицированных кадров, обладающих профессиональными и языковыми компетенциями международного уровня, будут испытывать Краснодарский край, Ростовская и Волгоградская области. Значительные изменения ожидаются и в структуре занятости по секторам экономики. В отраслевом разрезе значительно возрастет спрос на трудовые ресурсы со стороны туристско-рекреационного комплекса, услуг для бизнеса и населения. В свою очередь, потребности в кадрах со стороны обрабатывающей промышленности в целом снизятся.

Для округа также характерен ряд проблем в жилищной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве. Так в 2009 году по общей площади жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя, Южный федеральный округ (21,6 кв. м на человека) отставал от среднероссийского значения (22,4). Для округа характерен более высокий показатель доли ветхого и аварийного жилищного фонда в общей его площади – 4,6 процента (в среднем по России - 3,2 процента). Отмечается также значительный разрыв округа по некоторым показателям обеспеченности жилья отдельными видами благоустройства, в частности лишь 68,4 процента общей площади оборудовано водоотведением (канализацией), в то время как в среднем по Российской Федерации – 73,3 процента.

На решение ключевых проблем Южного федерального округа нацелены основные направления социального развития округа общесистемного характера. Кроме того, с учетом специфики социальной сферы потребуется реализация особых подходов к развитию социальной инфраструктуры, основными составляющими которой выступают учреждения образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социального обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: