Основные принципы развития социальной сферы

Улучшение качества и уровня жизни населения в Южном федеральном округе и входящих в него субъектах Российской Федерации необходимо для полноценного раскрытия и наращивания интеллектуального потенциала и человеческого капитала – основополагающих ресурсов устойчивого социально-экономического роста и повышения конкурентоспособности макрорегиона в глобальной системе разделения труда. Достижение этой цели осуществляется посредством стратегического планирования и проектирования социального развития, создания благоприятных условий для самореализации проживающего и приезжающего населения, активного внедрения в социальную сферу технологических, организационных и институциональных инноваций, интенсификации межрегионального и международного сотрудничества в интересах эффективной интеграции регионов Южного федерального округа в социокультурное и экономическое пространства России и мира, что, в итоге, сформирует новый социально-ориентированный и привлекательный образ макрорегиона.

Такой подход предполагает проведение целостной, комплексной, скоординированной, целенаправленной и последовательной социальной политики, которая должна стать органичным, неотъемлемым и первостепенным приоритетом долгосрочного социально-экономического развития Южного федерального округа.

Социальная политика предусматривает повышение результативности всех своих видов, их сбалансированное пространственное развитие на территории Южного федерального округа, комплексное совершенствование и управление ими в целом. В ее основе лежат следующие общие принципы:

 - возрастающей роли социальной политики в укреплении основ российской государственности, в содействии территориальной целостности, незыблемости конституционного строя, внутриполитической стабильности и согласию в социуме, удовлетворению других конституционных прав, свобод и обязанностей личности, общества и государства;

 - целостного, интегрального подхода к стратегическому прогнозированию и долгосрочному планированию социального развития, предполагающего комплексность решения ключевых проблем, интегральный охват предлагаемыми мероприятиями всех направлений, сфер и видов социальной политики в их взаимосвязи;

 - увязки приоритетных направлений социальной политики Южного федерального округа с общегосударственной системой стратегического прогнозирования и долгосрочного планирования, а также с основными параметрами федеральных, отраслевых, региональных и корпоративных концепций, стратегий, средне- и долгосрочных программ;

 - концентрации интеллектуальных, материально-технических и финансовых ресурсов на приоритетах – выбор и обоснование наиболее эффективных и результативных способов решения комплексных актуальных задач, которые сменяются по этапам реализации;

 - приоритета механизмов согласования интересов и стимулирования всех заинтересованных участников, включая прямые (дотации, субсидии, пр.) и косвенные (налоговые, таможенные, тарифные, кредитные, страховые и пр.) меры государственного экономического стимулирования и регулирования социального развития, а также сглаживания конфликтогенных ведомственных и региональных интересов, меж- и надведомственной координации и согласования «по вертикали» и «по горизонтали» действий всех заинтересованных сторон – субъектов социальной политики;

 - партнерства государства, бизнеса, науки и институтов гражданского общества в интересах устойчивого социального развития Южного федерального округа;

 - реализации социальной политики по правилам ориентированного на результат бюджетирования, обеспечения ее нацеленности на достижение общественно-значимых результатов;

 - адекватной оценки открывающихся возможностей и сопутствующих рисков в условиях неопределенности, оперативности, своевременности и гибкости реагирования на возникающие вызовы и неблагоприятные тенденции, распределения и разделения рисков (и управления ими), обязательств и компетенций между всеми заинтересованными субъектами социальной политики;

 - использования сценарного подхода с разработкой системы компенсаторов и альтернативных путей достижения стратегических целей;

 - учета текущих и перспективных потребностей Южного федерального округа на основе анализа политических, экономических, социальных и демографических процессов, происходящих в Российской Федерации и сопредельных государствах;

 - опоры на внутренние ресурсы – стратегия использования эндогенного потенциала, ориентация перспективного социально-экономического развития на повышение уровня и качества жизни населения в соответствии с ресурсными возможностями, использование преимуществ географического положения регионов Южного федерального округа, обуславливающих интенсификацию межрегионального и международного (двух- и многостороннего) сотрудничества с их участием;

 - повышения эффективности, результативности и качества принимаемых управленческих решений с использованием мониторинговой информации;

 - учета пространственной неоднородности социального развития территорий Южного федерального округа, специфики существующих и возможных вызовов и угроз, дифференцированного подхода к реализации стратегических решений в разрезе муниципальных образований;

 - форсайт-прогнозирования, включая упреждающее прогнозирование долгосрочного развития, интерактивные методы дискуссий и анализа; формирование новых сетевых взаимосвязей в системе координации социальной политики; выработку стратегического видения, основанного на разделяемых участвующими сторонами представлениях, идеологических ценностях, стратегических целеустановках; причастность к решениям и действиям сегодняшнего дня, определяющим эффективность процессов социального развития Южного федерального округа; широкое использование информационно-коммуникационных технологий;

 - эффективной пропаганды целей социальной политики и популяризации общественно-значимых социальных проектов.

Достижению высоких стандартов качества и уровня жизни в Южном федеральном округе и входящих в него субъектах Российской Федерации, сравнимых с показателями развитых стран Средиземноморья, препятствует ряд общесистемных проблем в социальной сфере. Наряду с ними в настоящее время открываются новые перспективные возможности для устойчивого и комплексного социального развития макрорегиона.




double arrow
Сейчас читают про: