Раздел 7. Механизмы и инструменты реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года

 

В целях реализации Стратегии используются следующие механизмы:

- законодательная и институциональная инициативы, направленные на приоритетное развитие межрегиональных проектов, интеграцию социально-экономического пространства округа, с концентрацией на этих направлениях ресурсов бюджетов всех уровней;

- федеральные целевые программы, региональные и муниципальные программы, а также программы крупных компаний, направленные на комплексное развитие территории Южного федерального округа;

- государственно-частное партнерство, в том числе с привлечением средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и других институтов развития при осуществлении крупных инфраструктурных инвестиционных проектов и с использованием концессионных соглашений в сфере дорожного строительства, недропользования и туристско-рекреационного комплекса;

- социальное партнерство в его различных формах;

- поддержка развития кластеров;

- создание особого института развития на уровне округа, учитывающего его специфику. Таким институциональным механизмом может стать Межрегиональная корпорация развития Южного федерального округа, основное назначение которой должно состоять в разработке и осуществлении эффективных способов и мер мобилизации ресурсов всех отраслей бюджетной и внебюджетной сферы на приоритетных направлениях развития, выстраивании эффективной системы взаимоотношений между органами государственной власти всех уровней, инвесторами, собственниками, населением, финансовым сектором территории, которая бы максимально способствовала реализации межрегиональных проектов, привлечению финансовых ресурсов из различных источников с учетом согласования различных интересов и обеспечения их государственными и правовыми гарантиями. Межрегиональная корпорация развития Южного федерального округа может быть создана в форме открытого акционерного общества с участием в её капитале субъектов Российской Федерации, входящих в округ, а также крупных стратегических инвесторов, заинтересованных в комплексном развитии территории округа;

- формирование устойчивого территориального каркаса существующих и новых центров инновационного экономического роста на основе многополярного подхода. Экономические центры федерального уровня значимости будут формировать вокруг себя территории, обладающие потенциалом ускоренного развития относительно окружающей территории в долгосрочной перспективе - зоны опережающего развития (роста), в рамках которых будет идти ускоренное развитие базовых и перспективных отраслей, инфраструктуры федерального уровня, территориально-промышленных кластеров.

Механизмы реализации Стратегии базируются на рациональном сочетании федеральных, региональных и отраслевых интересов и увязаны с положениями стратегических документов социально-экономического развития Российской Федерации.

Механизмы и инструменты реализации Стратегии предусматривают, что инвестиционные проекты и мероприятия, отраженные в Стратегии, не являются источником возникновения дополнительных расходных обязательств федерального бюджета и являются ориентиром для реализуемых на территории Южного федерального округа государственных программ, инвестиционных программ субъектов естественных монополий федерального значения на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Эффективной работе механизмов реализации Стратегии будет способствовать комплекс мер, направленный на:

- определение текущих и будущих конкурентных преимуществ округа во внутристрановом и международном разделении труда;

- создание положительного образа (бренда) региона на внутрироссийском и международном уровне;

- координацию кластерной политики «сверху вниз» и «снизу вверх», стимулирование развития региональных и локальных кластеров, поощрение развития кластерных инициатив;

- развитие морской деятельности в округе, в том числе посредством обеспечения комплексного подхода к планированию развития приморских территорий и прибрежных акваторий региона;

- поощрение производства наукоемкой продукции и включения малого бизнеса в глобальные цепочки добавления стоимости;

- формирование региональной инновационной системы;

- привлечение крупных российских и иностранных компаний в округ для создания новых рабочих мест и обмена технологиями и менеджментом с региональными предприятиями.

 Основные меры по реализации Стратегии Южного федерального округа включают:

организационные меры, к числу которых относятся:

- поддержка институтов государственно-частного партнерства, венчурного финансирования, особых экономических зон;

- создание и поддержка экспериментальных площадок, опытных полигонов для совместной с зарубежными и российскими партнерами отработки и внедрения новых технологий и передового опыта в различных отраслях экономики и социальной сферы (образовательного процесса, системы социального обслуживания, модернизации жилищно-коммунального хозяйства и др.). В результате реализации указанных мер в округе будет создана инновационная система, интегрирующая систему научных исследований и разработок, высшее образование, инжиниринговый бизнес, инновационную инфраструктуру, институты рынка интеллектуальной собственности, механизмы стимулирования инноваций;

- государственная поддержка малого бизнеса, осуществляемая посредством институтов развития; расширением перечня предоставляемых государственными и муниципальными органами услуг предпринимателям; реализацией специальных программ поддержки конкурентоспособных, экспортно-ориентированных проектов; поддержкой институтов микрофинансирования; формированием оптимальных требований к коммерческим банкам, осуществляющим кредитование субъектов малого предпринимательства;

меры правового характера, к числу которых относятся:

- проведение мониторинга регионального законодательства и разработка нормативно-правовых актов региональных органов власти, направленных на создание в округе благоприятных условий для осуществления хозяйственной деятельности, привлечения инвестиций, развития государственно-частного партнерства, стимулирования инновационной деятельности;

- разработка и реализация программ комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий в качестве самостоятельного компонента комплексных стратегий и программ социально-экономического развития приморских субъектов Российской Федерации Южного федерального округа и программ развития приморских муниципальных образований;

- разработка согласованных региональных нормативных правовых актов, стимулирующих туристическую деятельность в преддверии ХХII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в г. Сочи и обеспечение эффективной загрузки инфраструктуры после их проведения;

- создание правовых и институциональных условий для развития инфраструктурного комплекса, жилищного строительства и реформирования жилищно-коммунального комплекса, включающих развитие эффективной транспортной инфраструктуры округа посредствам принятия и реализации программ дорожного строительства, внедрение новых, ипотечных, форм жилищного строительства и формирование с этой целью новой нормативной правовой базы, нацеленной, прежде всего, на повышение доверия между всеми участниками процесса - гражданином, работодателем, банком, строительной компанией-продавцом жилья, повышение качества условий проживания и предоставления услуг, в том числе путем объединения собственников жилья в товарищества (ТСЖ), увеличения доли частных управляющих компаний, а также повышения взаимной ответственности всех участников жилищно-коммунальных отношений;

- в социальной сфере меры правового характера направлены на создание условий, обеспечивающих модернизацию социального комплекса округа (учреждений образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты), укрепление сельской экономики и социальной сферы, и смягчение экологических проблем, с учетом специфических особенностей регионов, входящих в округ, и включают: подготовку нормативной правовой базы для создания и развития социально ориентированных некоммерческих организаций; содействие развитию системы подготовки высококвалифицированных кадров в области металлургии, фармацевтической промышленности, производства строительных материалов и туризме; информатизацию образовательного процесса, укрепление межведомственного взаимодействия и государственно-частного партнерства для максимального соответствия системы образования потребностям регионального рынка труда; обеспечение доступности и качества медицинской помощи; сохранение и развитие накопленного культурного и духовного потенциала округа;

- в сфере управления все административные процедуры должны быть закреплены в регламентах работы органов власти, размещены в Интернете (в открытом доступе) и обеспечивать максимальные удобства для граждан. При посещении государственных и муниципальных учреждений для граждан также должны быть созданы максимально комфортные условия;

меры финансового характера, к числу которых относятся:

- широкое информирование граждан об их правах и возможностях на финансовых рынках при инвестировании личных сбережений; оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения; совершенствование потребительского кредитования, повышение его технологичности; использование современных технических средств и технологий; повышение квалификации и профессионализма банковских работников; расширение спектра предоставляемых услуг; повышение прозрачности банковского бизнеса;

- переориентирование кредитной политики в сфере обслуживания крупных клиентов на проектное финансирование и инвестиционное кредитование;

- участие банков в соинвестировании крупных проектов, осуществляемых на территории округа в форме государственно-частного партнерства;

- внедрение концессионных соглашений (сроком на 25 - 30 лет) для развития дорожно-транспортной отрасли, образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства;

- стимулирование банковского сектора к развитию системы микрофинансирования, кредитование под плавающие процентные ставки, предоставление кредитов сельхозтоваропроизводителям, развитие кредитования лизинговых операций, развитие торгового финансирования, предэкспортного финансирования;

- увеличение объема финансирования развития инновационного сектора из региональных и местных бюджетов (субсидии производства, экспорта, льготы по оплате аренды, льготные кредиты и проч.), предоставление ведущим вузам и инновационно-активным субъектам бизнеса преференций в сфере налогообложения и использовании объектов, находящихся в региональной и муниципальной собственности.

Действенным механизмом реализации Стратегии станет план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года.



Приложения

 

Приложение № 1

к Стратегии социально-экономического

развития Южного федерального округа

 на период до 2020 года

 

Таблица 1.1

Удельный вес Южного федерального округа в основных показателях социально-экономического развития Российской Федерации за 2009 год

 

  Доля в Российской Федерации, (в процентах)
- Территория 2,47
- Численность населения на 01.01.10 года 9,66
- Численность занятых в экономике 9,30
- Основные фонды 6,09
- Валовой региональный продукт 5,99
- Объем промышленного производства 5,12
- Объем продукции сельского хозяйства 13,7
- Объем работ по виду деятельности «Строительство» 8,45
- Оборот розничной торговли 8,70
- Инвестиции в основной капитал 8,61
- Объем поступлений налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации 5,01
- в том числе в федеральный бюджет 3,39
- Экспорт 2,76
- Импорт 4,22

 

 

Таблица 1.2

Основные показатели социально-экономического развития Южного федерального округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации в I полугодии 2010 года (к соответствующему периоду 2009 года)

  Южный федеральный округ Республика Адыгея Республика Калмыкия Краснодар ский край Астрахан ская обл. Волгоград ская обл. Ростовская обл. Российская Федерация
Индекс динамики экономической активности, (в процентах) 107,7 109,1 107,6 108,9 105,8 107,6 106,6 104,9
Индекс динамики экономической активности, 2009 г. к 2008 г., (в процентах) 89,3 103,3 97,5 95,3 83,4 87,3 82,8 92,3
Индекс промышленного производства, (в процентах) 108,6 109,4 112,9 104,1 114,0 106,3 112,7 110,2
Индекс физического объема продукции сельского хозяйства, (в процентах) 106,0 101,3 104,4 105,2 103,2 111,3 107,4 102,9
Индекс физического объема работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», (в процентах) 111,6 110,0 100,7 123,9 87,7 94,7 93,7 96,9
Индекс оборота розничной торговли, (в процентах) 107,7 113,4 106,0 103,9 103,8 110,4 111,4 103,4
Индекс реальных денежных доходов населения, (в процентах) 107,4 115,2 104,1 107,0 100,3 104,8 110,6 104,5
Доля прибыльных организаций в экономике, (в процентах)                
Январь-июнь 2010 г. 66,0 63,5 62,1 68,3 60,8 62,7 66,9 65,6
Январь-июнь 2009 г. 67,7 58,7 56,8 69,2 62,9 64,9 70,5 64,5
Уровень общей безработицы, (в процентах)                
- 2009 г. 8,6 7,9 16,6 7,2 10,0 10,4 8,4 8,4
- 2008 г., 6,5 7,7 16,0 4,8 7,5 8,1 6,6 6,3

 

Таблица 1.3

 

Показатели конкурентоспособности экономики федеральных округов Российской Федерации за 2009 год

 

 

Производство ВРП на 1 занятого в экономике, (в процентах) к Российской Федерации * Денежные доходы (с учетом покупательной способности) на душу населения, (в процентах) к Российской Федерации Оборот малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения, (в процентах) к Российской Федерации Сводный индекс инновационной активности, (в процентах) к Российской Федерации Объем частных инвестиций на душу населения, (в процентах) к Российской Федерации Объем собственных доходов консолидированного бюджета регионов (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, (в процентах) к Российской Федерации Экспорт на душу населения, (в процентах) к Российской Федерации Сальдированный финансовый результат на 1 занятого в экономике, тыс. руб. Интегральный индекс конкурентоспособности**
Российская Федерация

100

100

100

100

100

100

100

62,1

0,375

Центральный федеральный округ

135,6

124,8

96,9

131,97

79,9

132,7 160,7

112,7

0,405

Северо-Западный федеральный округ

99,2

93,4

217,4

83,00

118,1

220,9 111,2

63,9

0,383

Южный федеральный округ

65,1

78,5

103,2

60,43

87,2

65,2 28,6

21,7

0,365

Северо-Кавказский федеральный округ

44,5

71,7

55,4

44,62

31,1

32,7 17,4

4,5

0,351

Приволжский федеральный округ

72,8

101,1

108,5

141,25

74,3

79,0 50,8

32,8

0,380

Уральский федеральный округ

158,8

131,2

83,1

98,15

209,8

140,5 179,4

91,7

0,384

Сибирский федеральный округ

76,6

91,5

70,8

16,73

77,5

83,4 61,4

40,6

0,339

Дальневосточный федеральный округ

93,1

88,3

88,1

31,39

254,3

96,0 87,3

43,8

0,435

* - за 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

** -интегральный индекс конкурентоспособности учитывает также динамику соответствующих показателей за 2008-2009 годы

 


 

Таблица 1.4

Показатели конкурентоспособности экономики регионов Южного федерального округа за 2009 год

 

 

Базовые (уровневые) показатели конкурентоспособности

Средний ранг (место в Российской Федерации) по базовым показателям конкурентоспособности

Средний ранг (место в Российской Федерации) по динамике (к предыдущему году) показателей конкурентоспособности

Интегральный индекс конкурентоспособности**

Производство ВРП на 1 занятого в экономике, (в процентах) к Российской Федерации * Денежные доходы (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, (в процентах) к Российской Федерации Оборот малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения, (в процентах) к Российской Федерации Сводный индекс инновационной активности, (в процентах) к Российской Федерации Объем частных инвестиций на душу населения, (в процентах) к Российской Федерации Объем собственных доходов консолидированного бюджета регионов (с учетом уровня покупательной способности) на душу населения, (в процентах) к Российской Федерации Экспорт на душу населения, (в процентах) к Российской Федерации Сальдированный финансовый результат на 1 занятого в экономике, тыс. руб.
Южный федеральный округ 65,1 78,5 103,2 60,4 87,2 65,2 28,6 21,7 - - 0,365
Республика Адыгея 48,4 64,3 83,1 4,5 36,7 37,5 1,0 2,7 68 30 0,342
Республика Калмыкия 36,9 54,3 38,5 1,9 18,9 45,0 0,4 -3,9 79 25 0,336
Краснодарский край 70,8 81,6 144,2 42,4 129,1 72,5 29,3 34,3 32 29 0,410
Астраханская область 63,4 85,3 81,3 27,0 119,9 69,0 21,4 -5,3 46 53 0,327
Волгоградская область 68,4 79,4 76,2 107,8 49,6 68,3 39,7 37,0 38 48 0,379
Ростовская область 59,6 77,7 83,6 66,7 61,2 58,7 27,4 7,0 47 51 0,333
Российская Федерация 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 62,1 - - 0,375

* - за 2008 год

** -интегральный индекс конкурентоспособности учитывает также динамику соответствующих показателей за 2008-2009 годы

 

 

Приложение № 2

к Стратегии социально-экономического

развития Южного федерального округа

 на период до 2020 года

 

СЦЕНАРИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Сценарии долгосрочного социально-экономического развития Южного федерального округа разработаны на основе стратегических ориентиров и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в целом и приоритетов развития Южного федерального округа, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Однако параметры социально-экономического развития, как целевые, так и ресурсные, заложенные в долгосрочный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации в 2008 году, которые разрабатывались в условиях “не ожидания” мирового экономического кризиса и его столь сильного воздействия на экономику России, исходят из чрезмерно оптимистических с позиции сегодняшнего дня ожиданий в части оценки возможностей роста российской экономики на долгосрочную перспективу по двум основным сценариям – “энерго-сырьевому” и “инновационному”. Наиболее реалистичный по соотношениям прогнозных показателей и посылок прогноза, “инерционный” сценарий, считался пессимистическим, наименее желательным и вероятным. В настоящее время еще нет новых утвержденных официальных долгосрочных сценариев прогноза, учитывающих изменение траекторий экономической динамики в результате кризиса. Оценка перспектив развития Российской Федерации в среднесрочном периоде, представленная в разработанном Правительством Российской Федерации Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов показывает, что выход из кризиса, в отличие от ситуации после 1998 года, ожидается медленным, и темпы роста ВВП будут намного ниже, чем в предшествующие кризису годы.

Макроэкономические параметры развития Российской Федерации в среднесрочном периоде сформированы на основе Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 - 2013 годов в рамках двух сценариев: консервативного и умеренно-оптимистического.

Консервативный вариант отражает условия развития экономики Российской Федерации в условиях реализации рисков, связанных с медленным восстановлением кредитной активности, низкой инвестиционной активностью при возрастании налоговой нагрузки и стагнации государственного спроса. Годовые темпы экономики Российской Федерации в 2011 - 2013 годы оцениваются на уровне 3 - 3,3 процентов.

Умеренно-оптимистический вариант является инвестиционно-обусловленным вариантом развития экономики. В 2011 году предполагаются значительные объемы инвестиций компаний топливно-энергетического комплекса. При общей социальной направленности расходов федерального бюджета предусматривается рост расходов на программы развития высокотехнологичного комплекса, жилищного строительства, здравоохранения. Предполагаются дополнительные инвестиции в инфраструктурные проекты, а также инвестиции в увеличение экспорта нефти, газа, машин и оборудования, продукции переработки. Предполагается повышение конкурентоспособности бизнеса. Рост импорта будет опережать наращивание внутреннего спроса. Темпы роста реальной заработной платы будут сопоставимы с ростом производительности труда. Годовой прирост ВВП России в 2010 - 2013 годы прогнозируется на уровне 3,9 - 4,5 процента.

Умеренно-оптимистический вариант развития экономики можно рассматривать как инфраструктурно-ориентированный сценарий с усиленной инновационной компонентой, вклад которой в экономический рост реализуется в большей степени за пределами прогнозного периода. Развилка в траекториях экономического роста, обусловливающая развитие в соответствии с знерго-сырьевым и инновационным сценариями, также предполагается за пределами среднесрочного периода.

При разработке прогноза социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года рассматривалось два альтернативных сценария: консервативный, который опирается на умеренно-консервативные прогнозы развития российской и мировой экономики, и инновационный, в отношении которого в среднесрочном периоде принимаются сценарные условия умеренно-оптимистического варианта развития России, в дальнейшем предполагается создание условий для активизации инновационных компонентов экономического роста, параметры и ресурсные возможности для которого будут ниже, чем это предполагалось инновационным сценарием КДР, тем не менее, модернизация экономики и формирование инновационной социально - ориентированной экономики являются целевыми ориентирами данного сценария.

Сценарий консервативного развития Южного федерального округа.

В его основе лежит сохранение современной модели развития Южного федерального округа, основанной на развитии аграрного комплекса Южного федерального округа, сформировавшемся к настоящему времени типе развития туристической отрасли, снижении технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств и сохранении опережающего роста импорта, отказе от реализации крупных новых долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества округа, возможном негативным либо нейтральном воздействии Олимпиады в Сочи на развитие Краснодарского края и регионов Южного федерального округа после 2014 года, обострении демографических, социальных, инфраструктурных и экологических проблем округа.

Перспективы экономического роста Южного федерального округа будут определяться в основном следующими факторами:

динамикой производства сельскохозяйственной продукции, которая будет определяться частичной технологической модернизацией аграрного сектора, ограниченным распространением ресурсосберегающих технологий и внедрением в производство высокоурожайных сортов сельскохозяйственных культур, новых пород животных, применением минеральных удобрений и средств защиты растений;

низкими темпами развития транспортной и энергетической инфраструктуры, сдерживающими развитие туристско-рекреационной сферы, освоение минерально–сырьевых ресурсов округа, развитие транспортно-логистических центров, ограничивающими рост индустриальных центров округа;

усилением дифференциации доходов населения, сдерживающим процессы модернизации социальной инфраструктуры; усугубляющимися социальными проблемами в Южном федеральном округе;

низкой инвестиционной привлекательностью обрабатывающих отраслей, не позволяющей провести модернизацию их основных фондов и обеспечить существенный рост производительности труда;

В предположениях консервативного сценария в Южном федеральном округе реализуются только те проекты, работы по которым уже начаты или планируются в 2010 - 2013 годах, либо решения по которым уже приняты, продолжается реализация уже принятых в отношении Южного федерального округа федеральных целевых программ, а том числе ФЦП «Юг России (2008-2013 годы)», завершается строительство олимпийских объектов.

Сохраняются современные структурные характеристики экономики Южного федерального округа: доминирование аграрного сектора в структуре производства, отставание в развитии обрабатывающих секторов, низкие темпы роста высокотехнологичных секторов и отставание от других регионов в развитии сервисных отраслей.

Реализация консервативного сценария также требует модернизации и реструктуризации экономики округа. Инновационная компонента технологического обновления отраслей традиционной специализации Южного федерального округа будет базироваться на развитии научно – образовательного и инновационного потенциала, сложившегося в округе, а также на импорте инноваций из-за рубежа и других российских регионов.

При реализации консервативного сценария социальная сфера характеризуется слабовыраженными повышательными трендами на фоне некоторого ухудшения демографической динамики и показателей обеспечения населения услугами здравоохранения и образования. Предполагаются следующие параметры социального развития Южного федерального округа:

увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 70,3 лет к 2013 году и 71,5 года к 2020 году;

снижение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 17,4 процента к 2013 году и до 15 процентов - к 2020 году;

обеспеченность населения округа врачами (на 10 тыс. человек) снизится до 47,2 в 2013 году и до 46,5 в 2020 году;

сократится охват дошкольным образованием детей старше 5 лет до 51,4 процента к 2013 году и до 47,5 процента к 2020 году;

доля населения, включенного в процессы непрерывного образования, составит 13 процентов в 2013 году и 21процент в 2020 году;

доля граждан, живущих в неблагоустроенном жилье, сократится к 2013 году до 40 процентов, а к 2020 году - до 35 процентов.

Среднегодовой темп прироста суммарного валового регионального продукта Южного федерального округа при реализации консервативного сценария в 2010 - 2020 годы составит 4,8 процента в год, в целом за 2010 - 2020 годы валовой региональный продукт округа увеличится в 1,7 раза, среднегодовой темп прироста инвестиций в экономику округа составит 4,4 процента.


Приложение № 3

к Стратегии социально-экономического

развития Южного федерального округа

 на период до 2020 года

 

ПРОГНОЗНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 

ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

 

Таблица 3.1.

Макроэкономические показатели социально-экономического развития Южного федерального округа в рамках различных сценариев

  Консервативный Инновационный
ВРП    
2020 год к 2009 году 168,0 194,0
2013 год к 2009 году 117,9 125,9
2020 год к 2013 году 142,5 154,1
Инвестиции     
2020 год к 2009 году 160,3 241,5
2013 год к 2009 году 123,2 126,8
2020 год к 2013 году 130,1 190,5
Реальные располагаемые доходы населения    
2020 год к 2009 году 156,9 201,1
2013 год к 2009 году 117,1 120,6
2020 год к 2013 году 133,9 166,7
Производительность труда    
2020 год к 2009 году 171,4 197,8
2013 год к 2009 году 119,9 128,0
2020 год к 2013 году 143,0 154,6

 

Таблица 3.2.

Среднегодовые темпы роста показателей социально-

экономического развития Южного федерального округа в консервативном варианте прогноза (в процентах)

 

2010-2013

2014-2020

2010 -2020

ВРП

104,2

105,2

104,8

Реальные доходы населения

104,0

104,3

104,2

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

105,4

103,8

104,4

Объем отгруженной продукции промышленности

104,5

104,9

104,8

Добыча полезных ископаемых

100,4

102,0

101,4

Обрабатывающие производства

105,3

104,5

104,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

102,9

109,8

107,2

Продукция сельского хозяйства

102,4

103,8

103,3

Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство"

103,8

104,4

104,2

Оборот розничной торговли

105,8

104,4

104,9

Оборот организации по виду деятельности «транспорт и связь»

113,3

112,8

113,0

Производительность труда

104,6

105,2

105,0

 

Таблица 3.3.

Среднегодовые темпы роста показателей социально-

экономического развития Южного федерального округа в инновационном варианте прогноза (в процентах)

 

 

2010-2013

2014-2020

2011 -2020

ВРП

105,9

105,2

105,5

Реальные доходы населения

104,8

107,6

106,6

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования

106,1

109,6

108,3

Объем отгруженной продукции промышленности

106,9

106,2

106,4

Добыча полезных ископаемых

105,2

109,6

108,0

Обрабатывающие производства

107,0

104,9

105,6

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

108,1

110,5

109,6

Продукция сельского хозяйства

102,5

104,3

103,7

Объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство"

106,8

111,6

109,8

Оборот розничной торговли

106,5

107,3

107,0

Оборот организации по виду деятельности «транспорт и связь»

119,2

102,9

108,5

Производительность труда

106,4

106,4

106,4

 

 

Таблица 3.4.

Структура производства валовой добавленной стоимости

Южного федерального округа (в процентах)

 

ВЭД

2009

Консервативный

Инновационный

2013 2020 2013 2020
Промышленность 22,1 22,4 22,7 22,9 24,2
Добыча полезных ископаемых 2,6 2,2 2,4 2,5 3,0
Обрабатывающие производства 17,0 17,8 17,8 17,7 17,6
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,5 2,4 2,5 2,7 3,6
Сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство 19,8 18,5 18,9 17,4 15,2
Строительство 8,0 7,9 8,1 8,3 11,6
Торговля 11,3 12,1 11,7 11,6 12,3
Транспорт и связь 9,3 13,1 11,0 15,0 17,5
Социальные услуги 21,7 18,9 20,3 17,9 12,5
Другие ВЭД 7,6 7,2 7,3 6,9 7,3
Всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

 


 

Таблица 3.5.

Показатели эффективности развития Южного федерального округа

 

 

2009

Консервативный

Инновационный

2013 2020 2013 2020
ВРП на душу населения (тыс. руб. в ценах 2009 года) 143,7 169,1 240,4 179,6 271,8
Производительность труда (выработка на одного занятого, тыс. руб., в ценах 2009 года)  311,0 373,2 533,8 398,4 615,8

 

 

Таблица 3.6

Показатели развития субъектов Российской Федерации в консервативном варианте прогноза Южного федерального округа

 

 

2009

Темп роста (в процентах)

Среднегодовой темп роста (в процентах)

2013 к 2009 2020 к 2013 2020 к 2009 2010-2013 2014-2020 2010-2020
Республика Адыгея              
ВРП 103,5 106,4 116,0 123,4 101,6 102,1 101,9
Реальные доходы населения 110,4 115,0 130,3 149,8 103,5 103,9 103,7
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования 97,7 102,9 138,0 142,0 100,7 104,7 103,2
Индекс промышленного производства 100,1 120,6 120,8 145,7 104,8 102,7 103,5
Республика Калмыкия              
ВРП 101,6 108,0 121,2 131,0 102,0 102,8 102,5
Реальные доходы населения 110,5 115,0 131,2 150,9 103,5 104,0 103,8
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования 95,9 146,2 129,1 188,7 110,0 103,7 105,9
Индекс промышленного производства 110,7 120,4 116,2 139,9 104,7 102,2 103,1
Краснодарский край              
ВРП 97,0 111,4 148,0 164,9 102,7 105,8 104,6
Реальные доходы населения 102,3 113,2 137,7 155,8 103,1 104,7 104,1
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования 106,1 133,4 117,7 157,0 107,5 102,4 104,2
Индекс промышленного производства 90,4 112,9 138,7 156,6 103,1 104,8 104,2
Астраханская область              
ВРП 91,4 143,5 139,0 199,5 109,5 104,8 106,5
Реальные доходы населения 100,6 120,1 133,4 160,2 104,7 104,2 104,4
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования 89,2 117,1 147,5 172,8 104,0 105,7 105,1
Индекс промышленного производства 84,3 154,9 148,9 230,6 111,6 105,9 107,9
Волгоградская область              
ВРП 93,5 121,9 131,8 160,7 105,1 104,0 104,4
Реальные доходы населения 101,3 114,7 130,5 149,7 103,5 103,9 103,7
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования 80,5 97,6 149,6 146,1 99,4 105,9 103,5
Индекс промышленного производства 85,4 114,0 125,0 142,6 103,3 103,2 103,3
Ростовская область              
ВРП 88,2 120,0 146,8 176,2 104,7 105,6 105,3
Реальные доходы населения 94,2 123,7 131,6 162,4 105,5 104,0 104,5
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования 80,2 115,3 146,4 168,9 103,6 105,6 104,9
Индекс промышленного производства 86,1 128,6 132,0 169,8 106,5 104,0 104,9

 

Таблица 3.7

Показатели развития субъектов Российской Федерации в инновационном варианте прогноза Южного федерального округа

 

 

2009

Темп рост(в процентах)

Среднегодовой темп роста (в процентах)

2013 к 2009 2020 к 2013 2020 к 2009 2010-2013 2014-2020 2010-2020
Республика Адыгея              
ВРП 103,5 117,5 184,4 216,8 104,1 109,1 107,3
Реальные доходы населения 110,4 136,8 142,9 195,4 108,1 105,2 106,3
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования 97,7 101,4 168,5 170,9 100,4 107,7 105,0
Индекс промышленного производства 100,1 115,1 132,0 151,8 103,6 104,0 103,9
Республика Калмыкия              
ВРП 101,6 114,4 124,4 142,3 103,4 103,2 103,3
Реальные доходы населения 110,7 139,1 161,9 225,2 108,6 107,1 107,7
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования 95,9 146,5 135,7 198,9 110,0 104,5 106,4
Индекс промышленного производства 110,7 353,7 116,2 411,1 137,1 102,2 113,7
Краснодарский край              
ВРП 97,0 125,6 148,0 185,9 105,9 105,8 105,8
Реальные доходы населения 102,3 114,5 164,6 188,4 103,4 107,4 105,9
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования 106,1 126,3 157,9 199,4 106,0 106,7 106,5
Индекс промышленного производства 90,4 134,7 191,3 257,7 107,7 109,7 109,0
Астраханская область              
ВРП 91,4 130,7 150,8 197,0 106,9 106,0 106,4
Реальные доходы населения 100,6 126,7 187,0 237,0 106,1 109,4 108,2
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования 89,2 118,5 206,1 244,3 104,3 110,9 108,5
Индекс промышленного производства 84,3 193,6 184,5 357,2 118,0 109,1 112,3
Волгоградская область              
ВРП 93,5 125,0 140,7 176,0 105,7 105,0 105,3
Реальные доходы населения 101,3 116,4 177,7 206,9 103,9 108,6 106,8
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования 80,5 142,3 274,5 390,7 109,2 115,5 113,2
Индекс промышленного производства 85,4 114,7 132,8 152,4 103,5 104,1 103,9
Ростовская область              
ВРП 88,2 126,9 172,3 218,7 106,2 108,1 107,4
Реальные доходы населения 93,4 128,8 161,5 207,0 106,4 107,1 106,8
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования 80,2 125,1 218,8 273,6 105,8 111,8 109,6
Индекс промышленного производства 86,1 137,1 157,3 215,6 108,2 106,7 107,2

 

                                                                                                                                              

Приложение № 4

к Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года

 

Рисунок 4.1. Зоны опережающего роста Южного федерального округа

Таблица 4.1

Основные характеристики крупных зон опережающего роста в Южном федеральном округе

 

Наименование зоны опережающего развития (ЗОР) Субъекты Российской Федерации, на территории которых выделяется ЗОР Направления отраслевой специализации ЗОР
Зона 1. Черноморско-Кубанская Краснодарский край, Республика Адыгея Туризм и рекреация, транспорт и логистика, инновации, финансовые услуги, АПК, ЛПК, добыча ресурсов, производство стройматериалов
Зона 2. Азово-Донская Краснодарский край, Волгоградская область, Ростовская область Электроэнергетика, транспорт и логистика, машиностроение, химическое производство, финансовые услуги, добыча ресурсов, АПК, туризм и рекреация
Зона 3. Волжско-Каспийская Республика Калмыкия, Астраханская область, Волгоградская область Туризм и рекреация, транспорт и логистика, АПК (овощеводство, бахчеводство, мясное и шерстяное животноводство, переработка сельскохозяйственного сырья), рыбоводство, судостроение, добыча и переработка нефтегазового сырья

 


[1] Показатели уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 -2013 годы. Министерство экономического развития Российской Федерации, Москва, 17 декабря 2010 года. Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации, www.economy.gov.ru







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: