Уникальность языка обусловлена строительной тематикой, постоянно используются слова, обозначающие различные строительные материалы. Наиболее часто употребляемые слова в ходе рабочего дня: гипс, заявка, клиент, снабжение, простой.
В анкете «Луковица культуры» (приложение 3) опрашиваемые охарактеризовали язык как:
§ Профессиональный
§ Разговорный
§ Обычный
§ Нормальный
§ Естественный
Особый жаргон:
§ Матерные ругательства (перечислять не буду)
§ Культурно, иногда не очень
§ Ненормативная лексика
§ Литературный
Слова наиболее часто употребляемые в общении:
§ Когда?
§ Почему?
§ Опять «косячит»
§ Объект
§ Смета
§ Заказчик
§ А почему мы?
§ А откуда я знаю, привезут или нет, я заказывал
§ Скорее бы зарплата
§ Нем хлеба не надо, работы давай
§ Клиент всегда прав
§ Стройцентр, здравствуйте
Второй слой луковицы
Традиции
За 4 года деятельности в компании сложились определенные традиции, самыми задействованными являются корпоративные праздники.
|
|
Традиционно 2 февраля весь коллектив отмечает День рождения фирмы. Для проведения корпоративного праздника нанимается человек, ответственный за мероприятие и программу развлечений.
8 марта администрация организовывает вручение подарков всем сотрудницам с поздравлениями в отделах.
23 февраля поздравляют всех рабочих, администрация собирается в кафе.
Дни рождения сотрудников обычно отмечаются в узкой компании, обычно отделом, но каждый сотрудник в этот день обязательно получает открытку.
В Новый год администрация готовит сладкие подарки для детей сотрудников.
День строителей (первое воскресенье августа) - администрация компании выезжает на шашлыки.
Ритуалы
Видимыми проявлениями корпоративной культуры являются ритуалы. Они служат средством для наглядной демонстрации ценностных ориентаций фирмы и призваны напоминать сотрудникам о стандартах поведения и нормах взаимоотношений, которые от них ожидаются компанией. Таким образом, ритуалы структурируют бытие социальной организации.
Своего рода ритуалом стали вечерние планерки совещания у технического директора с 17.00 до 18.30. Обсуждение организационных работ позволяет провести анализ ошибок и выработать общую стратегию дальнейшей работы.
Раз в полгода проводится общее собрание, где каждому сотруднику предоставляется слово в обсуждении назревших проблем.
Неформальные ритуалы призваны компенсировать недостатки официальной культуры, они могут быть как разрушительными, так и позитивными.
Прежде всего к ним относятся
§ «Перерыв на обед» и «перекур» (обсуждение корпоративных новостей, сплетен и событий, обмен информацией, опытом и советами);
|
|
§ Неформальные встречи после работы (установление более тесных отношений между коллегами, обсуждение проблем, о которых на работе «нельзя и заикаться»).
Содержание неформальных ритуалов зависит от степени профессионализма и ценностей сотрудников. Для одних «чайные церемонии» могут стать формой саботажа, для других способом передачи полезных знаний и опыта.Таким образом, содержание ритуала гораздо важнее его формы.
Именно ритуалы, традиции и мероприятия компании, являются наиболее эффективными средствами управления корпоративной культурой: через систему мероприятий можно не только поддерживать культуру, но и разрешать конфликтные ситуации, осуществлять предупредительные меры (например, перед принятием непопулярных решений), настраивать людей на решение задач, поддерживать корпоративный дух в тяжелые для компании времена.
Ритуалы, совершаемые при вступлении в коллектив, называются инициирующими. Ритуал приема сотрудника на работу- это обязательное собеседование. В случае приема нового рабочего собеседование проводит инспектор по качеству, если речь идет о приеме инженерно-технического работника, то собеседование проводит Казак Михаил. Каждый новый сотрудник получает первичную вводную информацию и должностные инструкции.
Герои
Значительное место в корпоративной культуре компании занимают герои. Ими могут стать успешные менеджеры, служащие, которые принесли фирме наибольший успех, "герои ситуации" - это работники, добившиеся впечатляющих результатов, в тот или иной период своей деятельности. Истории о героях призваны в наглядной, образной, живой форме довести до служащих общекорпоративные ценности. Оказывая сильное эмоциональное влияние на служащих, они дают необходимые ориентиры для поступков, этические образцы поведения, типы и нормы достижений. Герои, находящие отклик в сердцах сотрудников, служат примером для подражания, что позволяет сохранять и укреплять культурные ценности, делать их частью личной мотивации сотрудников, превращая в заинтересованных союзников, преданных общему делу
Самый лучший транслятор - это люди, которые имеют уже достаточный опыт работы в компании, разделяют базовые идеалы и участвуют в их создании.
В анкете среди героев были названы следующие сотрудники организации, в скобках указано общее число упоминаний:
Казак Михаил Иванович – генеральный директор (11)
Ивановский Алексей Анатольевич - коммерческий директор(8)
Скоробогатько Роман – главный инженер (4)
Беляева Галя офис-менеджер (3)
Широглазова Виктория – бухгалтер (2)
Борисов Александр – начальник отдела снабжения (2)
Земляков Данил - дизайнер (2)
Елисеев Георгий – каменщик, бригадир (1)
Андропов Игорь – прораб строительных работ (1)
Также в качестве примера для подражания сотрудники отметили ударника коммунистического труда, известного из учебников истории – Стаханова.
Несколько слов об интересных личностях, вызывающих всеобщие положительные эмоции.
Никола Кузьмич Сорокин – прораб сантехнических работ. Самый старший по возрасту сотрудник нашей организации. Коллектив считает, что его талант сценического актера пропадает в нашей фирме. Больше всего шуток вызывает его манера общаться по сотовому телефону. Пока он задаст конкретный вопрос по работе, проходит около 3-4 минут, в течение которых задаются вопросы как дела? Как семья, дети? и комментарии по поводу погоды и всю следующую неделю. Все это дополняется старым советским менталитетом и железной дисциплиной.
Борисов Александр Валерьевич – начальник отдела снабжения. Человек с легким характером и таким же поведением. Покоритель женских сердец. Его личность постоянно окутана дымкой любовных историй и похождений. Человек, который не смотрит на острую критику работы отдела снабжения, остается всеобщим любимцем коллектива.
|
|
Третий слой луковицы
Глубинный уровень корпоративной культуры представлен нормами и правилами поведения в организации.
Для установления правил и норм, которыми руководствуются сотрудникам ООО «Стройцентр» было предложено ответить на несколько вопросов.