Доходы и расходы населения в России

Главное звено в социальной политике государства занимает политика формирования доходов населения. Понятие «доход» представляет собой показатель результатов экономической деятельности. Экономическая литература использует понятие «доход» как превышение стоимости произведенного продукта над затратами на это производство, а так же как долю каждого класса, социальной группы или отдельного индивидуума в произведенном продукте и присвоенную им. [12, с. 442].

В 2007-2009 годах сохранятся высокие темпы роста денежных доходов населения за счет всех составляющих: заработной платы, трансфертов и выплат социального характера, доходов от собственности, предпринимательской деятельности. Денежные доходы населения в 2009 году по отношению к 2005 году возрастут по второму варианту в номинальном выражении на 95% (в реальном выражении – на 46 процентов). В условиях существенного роста доходов населения будут происходить изменения в структуре доходов и расходовграждан. Ежемесячный собственный уровень доходов (зарплата, пенсия и т.п.), составлял (на март 2008 г) среди бедных в среднем 5338 рублей, среди малообеспеченных - 7624 рубля, а среди относительно благополучных слоев населения - свыше 13000 рублей. Серединные (медианные) доходы составляли среди малообеспеченных 6000 рублей. [7, С. 42].

В структуре доходов населения в прогнозном периоде возрастет доля социальных трансфертов (с 14,2% в 2005 году до 14,4% в 2009 году), что связано с активной социальной политикой государства: поддержанием опережающих темпов роста трудовой пенсии по сравнению с прожиточным минимумом пенсионера, доведением размера социальной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера, совершенствованием государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан, материальной поддержкой женщин, имеющих детей.

Кроме того, высокий уровень экспортных доходов, а также мероприятия, проводимые Правительством Российской Федерации по развитию малого предпринимательства, развитию финансовых рынков и другие стимулируют рост доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Их доля в доходах населения возрастет с 49,2% в 2005 г. до 49,7% в 2009 году. Соответственно доля фонда заработной платы в структуре доходов населения несколько уменьшится - с 36,6% в 2005 году до 35,9% в 2009 году. В структуре расходов граждан доля потребительских расходов населения на покупку товаров и оплату услуг будет достаточно стабильной и в прогнозном периоде составит в среднем 71,4%, что несколько ниже, чем в 2005 году (71,9%). В среднесрочной перспективе продолжится тенденция опережения роста заработной платы по сравнению с ростом экономики в целом. За период 2006-2009 гг. фонд заработной платы по сравнению с 2005 годом возрастет в 1,9 раза, в то время как номинальный объем ВВП – в 1,8 раза. В результате заметно увеличится доля фонда заработной платы в ВВП (с 22,9% в 2005 году до 24,5% в 2009 году), что свидетельствует о повышении роли трудового фактора в формировании первичных доходов экономики. [7, -С. 43].

Динамичный рост заработной платы будет обусловлен ростом производительности труда, сохраняющимися высокими доходами в экспорто-ориентированных отраслях экономики, осуществлением мер по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы. Кроме того, увеличение заработной платы будет стимулироваться дефицитом высококвалифицированных специалистов, усиливаемым общим сокращением предложения трудовых ресурсов. (Приложение 3).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: