Руководитель
_____________________
К настоящему времени сформировалась определенная система взглядов на управление экономикой в переходный период. Одним из них является:
Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, обязана самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций – далеко не полный перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших. Социальная ориентация организаций означает, что наряду с экономической функцией она выполняет и общественную роль. Последняя может рассматриваться в двух аспектах: с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием, а также с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды обитания организаций.
концепция социально ориентированного менеджмента, при которой эффективность управления достигается за счет социального партнерства бизнеса, государства и его граждан.
В определенные периоды своей истории многие страны мира находились в тяжелой экономической ситуации. Все они стремились найти наиболее рациональный способ выхода из экономического тупика. США - в начале 30-х гг. XX в., Германия и Япония - после Второй мировой войны, КНР - в 80-е гг. XX в. нашли эффективные направления своего экономического развития. Все эти страны выходили из кризиса на основе социального партнерства государства, частных компаний и населения. При этом обязательно учитывались национальные особенности конкретной страны. Вероятно, идеи Ф.Д. Рузвельта, Л. Эрхарда, Г. Мюрдаля и даже Дэн Сяо Пина значительно больше подходят к реалиям России, чем идеи монетаристов. Правда, эти идеи требуют очень серьезной адаптации к российским условиям.
Современная теория управления учит: "Управление всегда ситуационно. То, что хорошо было вчера, сегодня может быть неприменимо".
Что же отличает состояние российской экономики в настоящее время от ситуации, в которой развивалась теория менеджмента за рубежом?
С позиций теории управления эти отличия заключаются в следующем.
1. Отсутствие стабильной правовой базы, регулирующей экономическую жизнь в стране.
2. Ненормальность экономической системы, при которой основной элемент любого производственного процесса - высококвалифицированный труд (особенно в бюджетной сфере) - оплачивается ниже, чем труд неквалифицированный.
3. Неустойчивое соотношение государственного и частного секторов в экономике.
4. Преобладание монополистического поведения и мышления у большого количества владельцев и руководителей предприятий.
5. Слишком большая коррумпированность аппарата управления.
6. Низкая покупательная способность населения, не способствующая развитию производства товаров и услуг.
Можно полагать, что вывести Россию на путь процветания, создать теорию и методику перехода нашей страны к реальной рыночной социально ориентированной экономике смогут только высокоморальные россияне, владеющие всеми современными экономическими теориями и теорией управления, обладающие умением мыслить, волей и огромным желанием видеть Россию в числе самых высокоразвитых стран, знающие реальную обстановку в нашей стране, желания и чаяния наших людей.
Представляется, что воссоздавать российскую экономику, строить новую систему управления в России необходимо на базе признаваемой всем народом современной Национальной Идеи, которая может быть сформулирована следующим образом: "Единый, здоровый, образованный, богатый, свободный и социально защищенный народ в пределах существующих национальных границ России". Система управления, создаваемая для реализации этой идеи, во-первых, должна показать россиянам направления социального и экономического развития общества, а во-вторых, выраббтать механизм реализации национальной идеи на всех уровнях управления.
Концепция социально ориентированного менеджмента имеет достаточное количество сторонников как в России, так и за рубежом. По мнению авторов, социально ориентированный менеджмент в развитых капиталистических странах существенно отличается от социально ориентированного управления в нашей стране. На Западе идеи социально ориентированного общества формировались на фоне достаточно высокого уровня материального обеспечения большинства населения: богатое общество пришло к выводу о необходимости проявлять заботу о людях, которые не в состоянии обеспечить свое существование на достаточном уровне.
В России социально незащищенным оказалось большинство населения страны на фоне неимоверного обогащения отдельных личностей, никакой пользы ни стране, ни ее гражданам не принесших. В наихудшем положении оказались "бюджетники" - врачи, учителя, работники науки и культуры, т.е. люди, которые определяют будущее страны, ее развитие или деградацию. Если врач, учитель или профессор вуза влачат нищенское существование, то у молодежи не появится желания хорошо учиться для того, чтобы пойти дальше работать в науку, образование или здравоохранение, а ведь степень развития именно этих сфер деятельности определяет уровень развития страны. Например, в Германии, США и Японии врачи, учителя, работники науки и культуры считаются элитой общества, получают всеобщее признание и соответствующий уровень оплаты своего труда.
Очень важная роль в создании условий для формирования социально ориентированного менеджмента в стране принадлежит государству. Государственные органы должны создать правовую базу для возрождения социально значимых сфер деятельности общества: промышленности, образования, здравоохранения, науки, культуры, сельского хозяйства.
Для этого необходимы средства, и немалые, которые могут быть получены только на базе подъема производства в России. Но этот подъем должен сопровождаться не дальнейшим ограблением трудящихся, а социальным партнерством членов общества. Люди поймут и примут ' рынок только в том случае, если прирыночной экономике им жить будет лучше, чем при плановой. Способствовать этому может только сильное государство, опирающееся на справедливую законодательную базу.
Законы должны быть направлены на стимулирование работы отечественных производителей, привлечение инвестиций и социальную защищенность населения. Бизнес всегда будет стремиться к максимизации прибыли. А государство должно контролировать легальность получения доходов компаниями и отдельными гражданами и уплату налогов.
Известно, что основой процветания любой страны являются эффективные конкурентоспособные фирмы. Но работают эти фирмы не в вакууме, а в условиях складывающейся экономической, политической и социальной среды. Только когда в стране начнут действовать правильные, социально ориентированные и понятные всему населению
законы, люди почувствуют свою социальную защищенность и станут социальными партнерами государства. Потребители поймут, что их не обманывают на каждом шагу, поставщики не смогут чувствовать себя монополистами, конкуренты будут вынуждены вести конкуренцию справедливо.
Для реализации Программы возрождения экономики России необходимо правовое решение трех вопросов:
o создание условий, стимулирующих рост производства товаров и услуг в стране;
o контроль легальности полученных доходов и прибыли;
o разработка действительно разумной социально ориентированной системы налогообложения и контроль ее функционирования.
Внедрение такой системы можно было бы начать с водного транспорта по следующим причинам:
o Россия жизненно заинтересована в развитии транспорта, в том числе водного, а за годы "перестройки" позиции страны в перевозках российских грузов утрачены;
o для того, чтобы получить доходы на водном транспорте, необходимо выполнить конкретные работы или услуги, которые практически не могут быть фиктивными;
o достаточно несложно воссоздать систему учета и контроля работы водного транспорта;
o имеется возможность разработать систему налогообложения на транспорте и систему использования этих налогов на социально значимые элементы транспортного процесса - инвестиции, подготовку кадров, поддержание их здоровья, развитие транспортной науки и т.д.
В настоящее время в продаже имеется большое количество книг по общей теории менеджмента, написанных как российскими, так и зарубежными авторами. К сожалению, большинство этих изданий построено на опыте и примерах зарубежных стран, и практически игнорирует опыт и менталитет россиян.
Авторы считают, что менеджмент в России должен обязательно быть социально ориентированным, направленным на повышение эффективности производства и удовлетворение потребностей большинства населения страны. В учебнике предложена единая система идей, показано, что нужно делать и на макроуровне - органами государственного управления, и на микроуровне - предприятиями и организациями, и - главное, как это нужно делать и почему.
Исходя из аксиомы, что система управления транспортом является элементом системы управления народным хозяйством страны в целом, в учебнике излагаются общесистемные основы менеджмента, применимые не только к транспортным, но и к любым другим предприятиям, а все примеры реализации соответствующих основ даны применительно к предприятиям и организациям водного транспорта
Теория управления по целям П. Ф. Друкера
В рамках теории управления по целям деятельность по формированию и установлению системы целей и работы с ними рассматривается как главная задача менеджера, а система целей – как фактор, влияющий на структуру организации и обеспечивающий ее эффективное функционирование и долгосрочное развитие.
П. Друкер рассматривает управление по целям как необходимый элемент деятельности менеджеров в деловой организации и считает, что их основными функциями являются формирование целей и соотнесение с общими целями. Основываясь на представлении о деловой организации как о системе, имеющей множество потребностей, Друкер полагает, что менеджеры должны обязательно учитывать и отражать в формируемой на разных уровнях организации системе целей.
П. Друкер связывает возникновение системы целей с многообразием задач, решаемых менеджерами в разных секторах, а также с разнообразием потребностей различных социальных групп как внутри, так и вне организации, заинтересованных в ее деятельности. Он формирует два тезиса:
1. Менеджер не может эффективно управлять организацией, ориентируясь только на экономическую цель.
2. Работа по усовершенствованию системы целей и с системой целей необходима любым деловым организациям, поскольку их выживание и успешное развитие зависят от удовлетворения многообразных потребностей социальных групп.
Исходя из этого, П. Друкер формирует примерный перечень целей организации, связанных:
· с определением типа (типов) рынков, на котором она должна работать;
· с установлением типа продукта, выпускаемого на данный рынок;
· с определением уровня планируемой прибыли;
· с установлением типа и источника необходимых ресурсов;
· с отношением к нововведениям и допустимому риску;
· с удовлетворением потребностей персонала;
· с обеспечением общественного признания ее деятельности в более широком социуме;
· с развитием менеджмента как главного фактора организационного развития.
В рамках данной концепции работа с целями необходима для повышения эффективности деятельности и разработки долгосрочных стратегий развития организации. Содержание этой работы может быть сведено к выбору перечня целей, расстановке приоритетов в системе целей, "уравновешиванию" и "жонглированию" целями. Наконец, именно с соотнесениями реальных результатов с планируемыми (на основе созданной системы целей), а также с соотнесением целей между собой связывается оценка эффективности деятельности организации.
Рассматривая цели как планируемый результат деятельности организации, П. Друкер пытается определить задачи, решению которых способствует работа с целями:
· оценка "широкого спектра коммерческих, производственных и социальных процессов" и их интерпретации"
· проверка истинности утверждений, латентно заложенных менеджером в основу проводимого курса;
· оценка и прогнозирование поведения отдельных работников, подразделений и других организаций;
· совершенствование деятельности организации.
Использование в менеджменте новейших знаний и мирового опыта означает, что деловые организации обладают «сильной» управленческой культурой. Овладение ею является первейшей обязанностью менеджеров всех уровней, особенно занимающих руководящие должности. «Сильная» культура менеджмента означает, что менеджеры, обладая соответствующими знаниями и высокопрофессиональным опытом, на основе тщательного анализа внешней и внутренней среды организации оперативно формируют алгоритмы реализации конкретных мероприятий в виде управленческих концепций, программ, проектов, направлений и стратегий текущей и перспективной деятельности, разрабатывают и осуществляют рациональные технологии менеджмента. Таким образом, социально ориентированная культура менеджмента деловых организаций носит интегральный характер, синтезирующий рынок, социальную защиту, аналитический подход и информационно-государственное регулирование деятельности.
Философия менеджмента базируется на признании рынка как средства обеспечения достойной жизни каждому гражданину. Экономическая деятельность субъектов хозяйствования ориентируется на социальные нужды населения. Любому человеку предоставляются равные возможности для активного участия в экономической жизни общества. В качестве принципа социальной рыночной экономики должно признаваться именно равенство в возможностях, а не в получении благ, так как это базовое положение создает для всех мощный стимул активно работать.
В то же время посредством перераспределения национального богатства через систему налогообложения должна обеспечиваться достойная жизнь пенсионерам, инвалидам и другим социальномалоактивным слоям общества. Поэтому деятельность организаций должна быть направлена на решение этой задачи на основе постоянного увеличения прибыли и уплачиваемых в государственный бюджет налогов, создания на предприятиях условий для высокого качества трудовой жизни и обеспечения благополучия сотрудников после ухода на пенсию.
Философия менеджмента организации должна основываться на признаваемых государством социальных ценностях, таких как: безработица, высокие доходы всех сотрудников, масштабы поляризации их доходов, их здоровье, высокие продолжительность и качество жизни. Исходя из государственной политики в этих областях, фирмы (предприятия) должны вырабатывать реальные мероприятия и количественные показатели в каждой из этих сфер социальной деятельности. Экологическая безопасность производства должна стать также обязательной нормой деловых организаций.
Важным моментом философии менеджмента является создание условий для саморазвития и творческого самосовершенствования работника, самореализации его способностей.
Успешная деятельность деловой организации во многом зависит от правильного выбора миссии, под которой обычно понимается ее предназначение или социальная роль в обществе. В миссии должны воплощаться интересы социальных слоев и групп населения, удовлетворение их конкретных потребностей. В то же время миссия определяется с таким расчетом, чтобы производить или оказывать услуги в той сфере, где это можно делать наиболее профессионально, компетентно, качественно и конкурентоспособно.
[1] Социальные ориентации менеджмента - главный признак их цивилизованности / Амаглобели Н.Д., Столяренко А.М. / Психология менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов / Москва / ЮНИТИ-ДАНА / 2005
[2] "Кадровик. Кадровый менеджмент", 2009, N 2 А.Селютина
[3] Википедия
[4] Мескон М.Х, Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.,1992.






