Государственный долг и управление ним

Функционирование гос.крсдита ведет к образованию гос.долга.

Капитальный; гос.долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные %-ты, которые должны быт» выплачены по этим обязательствам.

Текущий гос. долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам и по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Гос. долг является характеристикой результативности всех совершенных гос. кредитных операций. Под управлением гос. долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных эаймов, определению условий и выпуску новых гос ЦБ.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно проводится за счет бюджетных средств. Под рефинансированием понимается погашение старой гос.задолженности путем выпуска новых займов.

На достижение эффективности гос.кредита направлены такие меры в области управления гос. долгом как конверсии, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.

Под конверсией понимается изменение доходности займов.

Под консолидацией гос.долга понимается изменение условий займов, связанное с их сроками.

В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Отсрочка погашения займов отличается от консолидации тем, что при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращается выплата доходов. Во время консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.

Под аннулированием гос. долга понимается мера, в результате которой гос-во полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам.

Важной является сфера управления гос.долгом, связанная с определением условий и выпуском новых займов.

Предельный размер внутреннего курса долга Укр. по состоянию на 01.01.98 утверждён закон Укр. «О государственном бюджете Украины на 1998 год» в сумме 14150755,9 тыс. грн.

Расходы местных бюджетов.

1 Учреждения, организации культуры, науки, здравоохранения, физ-ры и соц защите населения, находящихся в подчинении исполнит-х органов вл-ти. 2 Содержание местных органов вл-ти. 3 Финансирование предпр-й, орган-й входящих в состав местного хоз-ва 4 Финанс-е прирооохр-х мер и др расходы. В составе местных бюджетов образуются местные фонды в размере 1% от расходов каждого из соот-х бюджетов для финанср-я неотложных мер, кот-е не могли быть предусмотрены при утверждении этих бюджетов. При утверждении бюджета одновременно утверж-ся сумма оборотно-кассовой наличности, кот-я может быть в течении года use на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена в том же году до утвержденных размеров.

 

Виды и формы ФК.

Виды ФК:

В зависимости от субъектов осуществляющих ФК:

Государственный - реализуется через общегосударственный и ведомственный ФК.

Общегосударственный ФК осуществляют органы гос. власти и управления; направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной принадлежности.

Ведомственный ФК осуществляют контрольно-ревизионные отделы министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти.

Объект - производственная и фин. деятельность подведомственных предприятий и учреждений.

Внутрихозяйственный осуществляется экономическими службами предприятий (бухгалтерия, фин. отделы и т.д.)

Объект - производственная и фин. деятельность предприятий и его структурных подразделений.

Общественный

Субъекты - группы или отдельные физические лица на основе добровольности и безвозмездности.

Объект зависит от конкретной задачи.

Независимый

Субъекты - аудиторские фирмы и службы.

По формам проведения ФК:

Предварительный - на стадии составления, рассмотрения и утверждени фин. планов предприятия; смет доходов и расходов предприятий, организаций; проектов бюджета; текстов договорных соглашений и учредительных документов.

Текущий - проводится в процессе исполнения фин. планов; в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций; при проверке соблюдения норм и нормативов расходования ТМЦ и денежных средств. (Осуществляется повседневно фин. службами для исключения нарушений фин. дисциплины).

Последующий - осуществляется после завершения отчётного периода и финансового года в целом. При этом проверяется целесообразность расходования гос. денежных средств рпи исполнении бюджетов; при фыполнении финансовых планов предприятий, организаций, смет бюджетных организаций.

По методам проведения ФК:

Проверка - проводится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. При этом выявляются нарушения фин. дисциплины и намечаются мероприятия по устранению негативных последствий.

Обследование - охватывает отдельные стороны деятельности предприятия, но, в отличие от проверок по более широкому кругу показателей. В ходе обследования определяют:

финансовое положение предприятия;

необходимость реорганизации (переориентации) производства

Анализ - проводится по данным периодической или годовой отчётности. Выявляются:

уровень выполнения плана;

соблюдение норм расходования ресурсов;

соблюдение фин. дисциплины.

Ревизия - метод документального контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия, соблюдения фин. законодательства. Выделяют ревизии:

в зависимости от объекта (полные, частичные, тематические, комплексные);

в зависимости от запланированности (плановые и внеплановые);

по степени охвата данных в процессе ревизии (сплошные проверки и выборочные);

по характеру материала на основе которого проводятся ревизии (Документальные и фактические)

При проведении любого вида ревизии составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема, основные вопроссы ревизии.

По результатам ревизии составляется акт на основе которого разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков.

 

Финансы и кредит.

В стоимостном выражении участвует кредит, который во многом однотипен с финансами. Вместе с тем, их функционирование значительно различается.

Кредит функционирует на возвратной основе. Возвратность - важнейший признак кредита, который обуславливающего различие в характере, источниках и направлениях использования по сравнению с финансами.

Отличие кредита от финансов:

Кредитные ресурсы выражают разорванное во времени движение стоимости от кредитора к заёмщику и обратно; а финансовые ресурсы - одностороннее движение стоимости.

Кредитное распределение связано с перемещением денежных средств между субъектами распределительного процесса; финансовое распределение осуществляется как между субъектами хозяйствования, так и внутри каждого из них (по целевому назначению в соответствии с общественными потребностями).

Кредитные финансы формируются за счёт свободных денежных средств предприятий и граждан; финансовые ресурсы - из доходов и накоплений, образующихся на стадии стоимостного распределения.

Кредитные ресурсы предоставляются заёмщикам на определённый срок на условиях возвратности и платности; финансовые ресурсы - бесплатно без оговаривания условий их возврата.

В отличии от финансов, кредит имеет более тесную связь с денежным оборотом. С его помощью удовлетворяются потребности субъектов хозяйствования в платёжных средствах, необходимых для обращения.

Взаимодействие финансов и кредита:

Пример взаимодействия и взаимозависимости кредита и финансов - комплексное использование финансовых и кредитных рессурсов.

 

10.Фин-вая наука изучает эк-кие отношения по

поводу образования, распределения и использования фондов денежных ресурсов на различных этапах развития общества. Решение этой проблемы зависит от уровня эк-го развития гос-ва, форм собственности, структуры эк-ки, социального состава населения, уровня интеграции в мир эк-ки.

Фин-вая наука изучает факты и явления конкретных условий гос-ва и реализации интересов разных групп населения.

Важнейшим заданием финансовых групп явл-ся изучение явлений фин-вой действительности, анализ последствий, вызываемых этими явлениями.

Фин-вая наука формируется под влиянием исследований, проводимых учеными-экономистами. Фин-вые теории, создаваемые ими, проверяются реальными потребностями общества и признаются наукой, если отражают реальную сущность явлений и вносят определенные практические рекомендации для гос-ва и населения.

Основателем финансовой науки является А. Смит. В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» разработал отдельные положения о сущности финансов гос-ва, которые опираются на его учение о производительном и непроизводительном труде.

Вывод А. Смита состоял в том, что необходимо уменьшить затраты гос-ва, которое непроизводительно растрачивает созданные стоимости и тем самым сдерживает развитие производительных сил.

Главный постулат фин-вой концепции классической буржуазной политэкономии - обеспечение экономически благоприятных условий для накопления капитала.

Он сформулировал 4 основных принципа целесообразной организации налогообложения:

* налоги уплачиваются в соответствии с силами и способностями подданных;

* размер налогов и сроки их уплаты должны быть точно определены;

* время взимания налогов устанавливается удобным для налогоплательщиков;

* обеспечиваются min издержки при сборе налогов.

Гл-ная цель налоговой политики А. Смита - стимулирование накопления капитала и ускорение развития производительных сил.

Рикардо:* налоги являются великим злом т.к. вызывают увеличение з\пл. и снижение прибыли хотя и не в одинаковой степени, * ув-ние налогов или правительственных расходов понижает потребление народа, что сказывается на производстве, * следовательно задача гос-ва поощрять накопление капитала.

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОЙ РАДЫ УКРАИНЫ  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: