З. З. Международная сертификация

Сертификация призвана содействовать развитию международной торговли. Однако система сертификации может оказаться и техническим барьером. Устранению технических барьеров в торговле способствуют соглашения о взаимном признании (соглашение по признанию - согласно терминологии Руководства 2 ИСО/МЭК), которые в зависимости от количества стран, признающих результаты деятельности другой (других) стороны, бывают односторонние, двусторонние, многосторонние.

Европейская программа качества EQP (European Quality Programm) имеет своей целью объединить усилия всей экономики Европейского сообщества, направленные на повышение конкурентоспособности в результате улучшения качества товаров, услуг и совершенствования производства. Развитие этой программы, видимо, следует отнести к середине 90-х годов, когда в Европейском Сообществе (ЕС) была приняты основы новой политики в области качества продукции, которая отражена в документе КЕС " Элементы политики Европейского Сообщества в области качества". Этому же предшествовало все более возрастающее насыщение европейского рынка товарами и еще более явное усиление неценовой конкуренции, в том числе в области качества. С другой стороны, анализ деятельности основных мировых конкурентов (японских и американских компаний) показывает, что в подходе к проблеме качества они значительно превзошли европейцев. Так, на удовлетворение запросов потребителей нацелено около 34% из опрошенных западноевропейских фирм и почти 53% компаний США и Тихоокеанского региона. Концепцию TQM применяет около 30% фирм Европы, более 56% компаний США и свыше 53% - в Тихоокеанском регионе.

Цели политики по качеству как неотъемлемой составляющей общей экономической политики ЕС видит в следующем: согласование требований к качеству национальных и единого рынков для разработки общих целей в области качества; обеспечение условий для постоянного улучшения качества; повышение качества вследствие сближения требований к качеству государственного и частного секторов производства; изменение структуры производства в соответствии с мировыми тенденциями для усиления влияния на качество соответствующих организаций (институтов качества) и т.д. Основные принципы европейской политики по качеству сформулированы следующим образом: кооперация и взаимное дополнение; базовый подход; социальность; структурирование; использование новой концепции качества и интернационализация.

Европейская программа качества состоит из пяти разделов: повышение качества и осознание необходимости этого; создание, развитие и демонстрация способов и методов повышения качества; повышение роли "инфраструктур качества"; обучение и повышение квалификации; структурная координация.

Задачи, поставленные в первом разделе, заключаются в доведении до руководителей производственных, и обслуживающих подразделений информации о преимуществах, которые обеспечивают высокое качество продукции на внутреннем рынке, проведении широкой рекламной кампании, пропагандирующей повышение качества, учреждении европейской премии за качество для фирм, достигших в этой области значительных успехов, расширении маркировки товаров знаками соответствия и другими символами, несущими потребителю необходимую информацию о товаре.

Задачи второго раздела определены как распространение передового опыта по управлению качеством внутри ЕС, обеспечение взаимопроникновения методов и организация обмена практическим опытом на национальном и на региональном уровнях.

Третий раздел направлен на выявление и реформирование тех составляющих инфраструктуры качества, которые могут оказать негативное влияние на управление единым рынком ЕС.

Цель четвертого раздела - усиление эффективности использования человеческого фактора путем обучения персонала всех уровней, вовлечение каждого сотрудника от высшего звена управления до рядового исполнителя в процесс управления качеством.

Главная задача пятого раздела состоит в "подготовке Европейской Хартии качества для закрепления и повышения роли инфраструктуры качества", для чего намечается белее тесное взаимодействие организаций по стандартизации, сертификации и метрологии ЕС с общеевропейскими соответствующими организациями. Наряду с этим отмечается необходимость поддержки национальных органов, которые руководят испытательными центрами, что связано с трудностями периода гармонизации технических требований к продукции, а также обязательной увязки методов, применяемых для повышения качества, с требованиями безопасности для человека и окружающей среды.

С практическими действиями по выполнению программы связана сертификация систем качества.

Европейская сеть по оценке и сертификации систем качества (EQNET) в настоящее время объединяет 17 европейских национальных организаций, занимающихся сертификацией систем обеспечения качества (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Испания, Ирландия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Швейцария и Словения). EQNET является открытой организацией, к которой могут присоединиться органы по сертификации систем качества любой страны. Деятельность EQNET направлена на содействие широкому и взаимному признанию сертификатов соответствия систем качества международным стандартам ИСО серии 9000, выдаваемых национальными органами. EQNET имеет единую форму сертификата, который признается организациями-партнерами (пример такого сертификата приведен на рис.15). Владелец такого сертификата имеет право получить сертификат от любого конкретного органа, входящего в состав Сети, без дополнительной проверки системы качества и заявителя. Сеть предлагает некоторые дополнительные услуги: оказание помощи транснациональными корпорациями по признанию сертификатов практически в любой стране мира; дополнительная сертификация товара на соответствие Директивам ЕС; проведение добровольной сертификации. Основополагающими нормативными документами для аудиторов EQNET служат стандарт ИСО 10011 "Руководящие указания по проверке систем качества. Проверка, квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества" и европейский стандарт EN 45012 "Критерии оценки органов по сертификации систем качества".

Международная независимая организация по сертификации (IIОС) объединяет семь крупных международных фирм по сертификации продукции и систем качества, среди которых наиболее известны Дет Норске Веритас (Det Norske Veritas), Регистр Ллойда (Lloyd's Register) и ТЮФ-СЕРТ (TYς-XEPT). Примеры общего вида сертификатов, выдаваемых этими организациями представлены на рис.16-18. Основная цель организации IIOC состоит в исключении повторных сертификации систем качества и придании большей весомости сертификации на соответствие стандартам ИСО серии 9000. В настоящее время сертификаты Дет Норске Веритас, Регистр Ллойда и ТЮФ-СЕРТ пользуются достаточно широкой популярностью у экспортеров продукции во всем мире. Среди украинских экспортеров продукции можно выделить металлургические предприятия, которые в большинстве своем стремятся достигнуть максимально возможной степени аттестации по в системе стандартов ИСО 9000, получив сертификаты вышеупомянутых фирм. Учитывая тот факт, что Украина экспортирует более 65% своей металлопродукции (10-11 млн. тонн), роль такого рода сертификации продукции трудно переоценить.

Международный форум по аккредитации (IAF) объединяет национальные органы по аккредитации 19 стран, в том числе Австралии, Канады, США, Японии, Великобритании, Китая и др. Россия - также член IAF, где она представлена Госстандартом РФ.

Идея создания и широкого распространения в мире единого сертификата, выдаваемого на основе результатов аудиторской проверки по единым правилам, концептуально сформулирована ИСО еще в 1994 г. и широко поддерживается международными и региональными организациями. Для этого в структуре ИСО создано специализированное подразделение для сертификации систем качества (QSAR). Система QSAR является двухуровневой системой, а ее членами могут быть как аккредитующие органы, так и органы по сертификации систем качества. Фирмы (предприятия), системы качества которых сертифицированы органами-членами QSAR, имеют право на применение знака QSAR. Поскольку в МЭК имеется система сертификации, которая применяет и стандарты ИСО серии 9000, система QSAR совместима с ней.

Основным условием принятия в члены QSAR и IAF является соответствие заявителя положениям Руководства 61 ИСО/МЭК "Общие требования к оценке и аккредитации органов по сертификации (регистрации)" и Руководство 62 И6О/МЭК "Общие требования к органам, выполняющим оценку и сертификацию (регистрацию) систем качества", принятым в 1995г.

Большое место в деятельности сертификационных органов и комиссий занимает экологическая сертификация, занимающаяся объектами окружающей природной среды, источниками загрязнения окружающей среды, продукцией природоохранного назначения и экологическими информационными ресурсами, продуктами и технологиями. Для многих видов продукции экологический сертификат или знак является определяющим фактором их конкурентоспособности.

Цель экологической сертификации - стимулирование производителей к внедрению таких технологических процессов и разработке таких товаров, которые в минимальной степени загрязняют природную среду и дают потребителю гарантию безопасности продукции для его жизни, здоровья, имущества и среды обитания.

В западноевропейских странах экосертификация развита достаточно широко. Она дополняет обычную сертификацию и почти всегда носит обязательный характер. При этом принципы экосертификации состоят в обеспечении безопасности продукции для потребителя и окружающей среды, соответствия европейской экосертификации учета экологической ситуации на рынках. Системы экосертификации уже длительное время существуют во всех странах Западной Европы и, как показывает практика, большинство положений национальных систем экосертификации этих стран весьма созвучны. Однако в некоторых случаях следует отметить и различия в экосертификации между странами, которые определяются многими факторами, в том числе географическим положением, удельным весом различных отраслей промышленности, ситуацией на внутреннем рынке и пр. Наиболее представителен в этом плане опыт Германии.

В Германии работы по экосертификации начались в 1974 г. Через несколько лет был учрежден экознак - прообраз теперешнего, известного в мире «Голубого ангела» (рис.9), информирующий о безопасности продукции для здоровья человека и окружающей среды. Дальнейшее развитие системы экосертификации с присвоением знака "Голубой ангел" во многом связано с программой ООН по защите окружающей среды. Продукция, маркированная этим знаком, соответствует установленной группе критериев, гарантирующих ее экологическую безопасность. Например, автомобиль, имеющий экознак, оборудован надежной системой очистки выхлопных газов. Сертификация на знак "Голубой ангел" не охватывает продукцию сельского хозяйства, фармацевтическую, бытового назначения и т.п.

Авторитет немецкой системы экосертификации достаточно высок, о чем свидетельствует тот факт, что ранее используемые только в Германии экознаки «Голубой ангел» и «Зеленая точка»" стали общеевропейскими.

Рис. 19. Экознак                        Рис. 20. Знак «Зеленая точка»

    «Голубой ангел»                                 (“Grune Punkt”)

 

Широко распространенный экознак «Зеленая точка» (рис.20) применяется в системе мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды отходами. Такой знак на упаковке указывает на возможность ее последующей переработке. Другие экознаки информируют потребителя о различных экологических характеристиках продаваемых товаров, что нередко служит основным критерием их выбора среди многочисленных аналогов (рис.21 – рис.26).

Рис.21 Экознак «Исследован на        Рис.22 Знак, обозначающий вы-

    пригодность товара                            полнение изготовителем

    для пищевых продуктов                      требований по сохранению

                                                              озонового слоя Земли

Рис.23. Знак «Ресайклинг" (воз-        Рис.24. Экознак, проставляемый

можность вторичной переработ-                на бумаге, полученной из

ки или использования)                                 вторичного сырья (США)

 

Рис.25. Знак опасности товара                    Рис.26. Экознак Японской ассоциа-

    для окружающей среды                               ции по охране окружающей

Особую позицию в Европе по вопросам защиты окружающей среды занимает Дания, что связано с ее географической близостью к основным «загрязнителям» природы в Европе (Польша, Чехия, Россия, Великобритания, Швеция и т.п.). В стране действует закон, регулирующий использование и производство химических продуктов и их компонентов. В нем содержатся и принципы экосертификации. Парламент Дании учитывает все действия ЕС в области экологии в отличие от других стран, например Германии, где общественность считает экосертификацию сугубо национальным делом каждой страны. Правительство Дании способствует применению экознаков, но полагает, что оно должно носить добровольный характер, хотя сами знаки охраняются законом. Датские потребители считают наличие экознака важным аргументом при покупке товара, но поскольку применение знаков не носит обязательного характера, есть немало случаев введения изготовителями, союзами торговцев и даже отдельными супермаркетами своих экознаков, что приводит к конкуренции экознаков на рынке Дании, а также их фальсификации недобросовестными производителями.

Что касается европейской экосертификации, то Европейское сообщество подчеркивает ее добровольность и открытый характер для всех стран, что также не исключает и развития системы национальной экосертификации. Вместе с тем еще в 1993 г. была принята Директива ЕС, определяющая преимущества экосертифицированной продукции, поставляемой на единый рынок, в соответствии с которой цена ее может быть повышена в два раза.

Принципы экосертификации ЕС базируются на превентивных мерах: ущерб для окружающей среды надо предотвращать в первую очередь путем ликвидации источников загрязнения. Эффективность сертификации напрямую зависит от критериев безвредности продукции, услуги, процесса или другого объекта экосертификации для окружающей среды. Критерии экосертификации должны превосходить по своей сущности (всесторонности, охвату) параметры экологичности, содержащиеся в стандартах. Определить такие критерии возможно на основе широких маркетинговых исследований, которые позволят установить критерии для каждой конкретной группы товаров в зависимости от степени их воздействия на окружающую среду. Официальный бюллетень Комиссии ЕС периодически публикует экологические критерии, которые соотносятся с каждой фазой жизненного цикла объекта сертификации - от проектирования до утилизации отходов. Информация о критериях сопровождается данными о сроках годности продукта и продолжительности периода применимости критерия.

Установление видов товаров, которые подлежат экосертификации и маркировке экознаком ЕС, критериев их оценки возложено на уполномоченные государственные органы стран-членов ЕС с участием представителей промышленности, потребительских обществ, независимых ученых, экологических организаций, которые объединяются на региональном уровне в специальный консультативный форум. Практическая работа по присвоению европейского экологического знака проводится на национальном уровне, на котором осуществляются экологические испытания на со­ответствие утвержденным критериям и выносится заключение о присвоении экознака.

В ЕС принята экомаркировка специальным знаком (рис.27). Цели его введения заключаются в достоверном информировании потребителей об экологичности приобретаемого продукта и стимулирование изготовителей к соблюдению норм и требований по охране окружающей среды.

Рис. 27. Знак экомаркировки ЕС

 

Европейский экознак не распространяется на пищевые продукты, напитки и лекарственные препараты. Им маркируют товары, которые содержат вещества и препараты, отнесенные директивами к опасным, но в допустимых пределах. Цвет знака может быть зеленым, голубым, черным на белом фоне (и наоборот). Экознак широко используется в рекламе и способствует продвижению товара на рынок, положительно влияя на конкурентные позиции продавца (изготовителя).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: