Советско-китайские конфликтах и разногласиях в 60-70гг

Введение

 

История отношений России с Китаем насчитывает около 400 лет. Более трех столетий шел процесс формирования восточной части границы между двумя государствами. В середине XVII столетия Приамурье было освоено русскими и административно включено в состав России, затем уступлено по Нерчинскому договору 1689г. Китаю. После заключения Айгуньского (1858г.) и Пекинского (1860г.) договоров Приамурье, а затем Приморье были возвращены в состав России.

Заключение русско-китайских договоров по пограничным вопросам в середине XIXв. имело важное значение для обеих стран. Россия окончательно закрепила за собой Приамурье и Приморье, обезопасив свою территорию от агрессии других стран. Китай предотвратил возможное вторжение западных держав с севера, со стороны Амура. Великие страны решили пограничные вопросы мирным путем, что стало основой для дальнейших добрососедских отношений двух государств. Началось освоение и заселение русскими людьми Уссурийского края – территории современного Приморья. Важную роль в освоении Приморского края сыграли китайские иммигранты, чей труд использовался в самых разных отраслях экономики, в большей или меньшей степени вплоть до середины 30-х годов.

В истории российско-китайских и советско-китайских отношений есть и непростые и даже трагические страницы. Период дружественных и даже братских, союзнических отношений двух стран в 50-е гг. сменился периодом резкого ухудшения отношений в 60-70-е гг., отмеченных различными, вплоть до вооруженных пограничных, инцидентов. Одно из самых серьезных столкновений произошло в марте 1969г. на о. Даманском на р. Уссури и повлекло за собой человеческие жертвы с обеих сторон.

Напряженность в приграничном пространстве двух стран к середине 80-ых годов нашего столетия под воздействием внутренних и внешних факторов стало снижаться. Это сопровождалось большой работой по определению прохождения линии границы, направленных на устранение прежних спорных вопросов.

Обстановка, создавшаяся тогда в международных отношениях, была уникальна для Вашингтона. Кризис в советско-китайских взаимоотношениях позволил ему занять место «мудрой обезьяны», наблюдающей с высокой горы за схваткой двух «тигров». Сам Киссинджер, касаясь политики США в отношении Москвы и Пекина, в своем докладе президенту Никсону по итогам визита в КНР в феврале 1973г., перефразируя известную американскую пословицу, отмечал: «…Нам нужно иметь наш «маотай» и пить нашу водку». Суть такой политики заключалась во взвешенном подходе по отношению к двум другим сторонам «треугольника». Киссинджер, как главный архитектор внешней политики США, с самого начала считал, что «геополитическим интересам Соединенных Штатов отвечает обеспечение независимости и территориальной целостности Китая перед лицом советской угрозы. Однако, в то же время, Америка не хотела быть вовлеченной в грубую конфронтационную политику, к которой призывал Пекин».

 

 

Советско-китайские конфликтах и разногласиях в 60-70гг.

 

Решающая роль Советского Союза в разгроме немецкого фашизма и японского милитаризма в ходе Второй мировой войны создала все необходимые условия и предпосылки для успеха народно-демократических революций и победы социализма в ряде стран Европы и Азии. Образовался могучий социалистический лагерь во главе с Советским Союзом, неотъемлемыми частями которого с самого начала стали Китайская Народная Республика, провозглашена 1 октября 1949г.

До утверждения у власти в СССР ревизионистской группировки во главе с Н. Хрущевым советско-китайские отношения в целом развивались по восходящей. Советский Союз оказывал КНР всестороннюю помощь и поддержку в осуществлении планов развития их народного хозяйства, в отражении посягательств империализма на их суверенитет и независимость, в укреплении их позиций на международной арене. Успешно развивалось двустороннее сотрудничество во всех областях: политической, экономической, научно-технической, военной и культурной. На основе принципов пролетарского интернационализма осуществлялось сотрудничество между коммунистическими партиями обеих стран, проводились встречи и переговоры по актуальным вопросам между И.В. Сталиным и Мао Цзэдуном.

14 февраля 1950г. в Москве был подписан сроком на 30 лет советско-китайский Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи, призванный по словам И.В. Сталина «служить делу обеспечения мира на Дальнем Востоке против всех и всяких агрессоров и поджигателей войны.»

Ревизионистская политика хрущевского руководства нанесла колоссальный ущерб отношениям дружбы и сотрудничества, утвердившимся при И.В. Сталине между СССР и КНР. Особо пагубную роль при этом сыграли решения XX (февраль 1956г.), XXI (январь-февраль 1959г.) и XXII (октябрь 1961г.) съездов КПСС, положившие начало перерождению КПСС и ее превращению из революционной марксистско-ленинской партии в партию ревизионистского типа.

Эти решения вызвали разброд и шатания в мировом коммунистическом и рабочем движении, ослабили потенциал и возможности борьбы народов за своё национальное и социальное освобождение. Антисталинизм, порожденный безответственной и антигосударственной политикой хрущевского руководства, сомкнулся с международным империализмом и стал его важнейшим орудием для подрыва мирового социалистического лагеря.

К чести руководства Коммунистической партии Китая, оно сразу же отвергло огульную критику И.В. Сталина, содержавшуюся в докладе Хрущева на XX съезде КПСС. Ознакомившись с содержанием доклада, Мао Цзэдун в беседах с советским послом в Пекине подчеркивал, что «Сталин, безусловно, является великим марксистом, хорошим и честным революционером», что «по большинству крупных проблем» он осуществлял «правильную линию». Такие же оценки образа и деятельности И.В. Сталина прозвучали и на VIII Всекитайском съезде КПК (сентябрь 1956г.), хотя съезд и осудил сам по себе культ личности как отрицательное явление. Следует также отметить, что вплоть до своего полного разрыва с КПСС руководство КПК продолжало исходить из того, что социалистический лагерь может и должен возглавляться только Советским Союзом.

На Московском совещании представителей коммунистических и рабочих партий (ноябрь 1957г.) делегация КПК во главе с Мао Цзэдуном добилась включения в советский проект Декларации совещания поправок и дополнений, закреплявших, в частности, такие важные положения:

– американский империализм – центр мировой реакции, злейший враг народных масс;

– если империализм развяжет мировую войну, он обречет себя на гибель;

– принцип сочетания всеобщей истины марксизма-ленинизма с конкретной практикой революции и строительства социализма в различных странах;

– необходимость применения диалектического материализма в практической работе;

– безусловная необходимость диктатуры пролетариата в переходный период;

– отказ от абсолютизации мирного перехода от капитализма к социализму, на чем фактически настаивали советские ревизионисты;

– наличие буржуазного влияния – внутренний источник ревизионизма, а капитулянтство под давлением со стороны империализма – его внешний источник и ряд других.

С другой стороны, китайские товарищи, выразив несогласие с формулировкой Декларации совещания относительно «великого значения решений XX съезда КПСС», не настаивали на её изменении, «учитывая трудное положение, в котором находилось в тот период руководство КПСС».

Проявившиеся на Московском совещании идеологические разногласия в дальнейшем переросли в открытую полемику между КПСС и КПК по основным проблемам современности. Китайские коммунисты остро и справедливо критиковали принятую XXII съездом Программу КПСС, в особенности включение в неё положений об общенародном государстве и о КПСС как партии «всего народа». Были также отвергнуты положения XXII съезда КПСС, касающиеся осуждения И.В. Сталина, фактически отрицавшие роль диктатуры пролетариата и ориентировавшие международное коммунистическое движение преимущественно на парламентские методы борьбы и мирное завоевание власти.

В ходе развернувшейся полемики между КПК и КПСС проявились также разногласия по вопросам внешней политики. Китайские товарищи не соглашались с трактовкой хрущевскими ревизионистами принципа мирного сосуществования с капиталистическими странами в отрыве от принципов классовой борьбы и пролетарского интернационализма. Они выступили против нормализации отношений КПСС с югославскими ревизионистами, обвиняя при этом руководство КПСС в игнорировании Заявления Совещания коммунистических и рабочих партий в Москве (ноябрь 1960г.), исходившего из того, что разоблачение югославских ревизионистов должно оставаться «необходимой задачей марксистско-ленинских партий».

В Пекине резко отрицательно реагировали на согласие Хрущева вывезти, в ходе Карибского кризиса 1962г., советское ракетное оружие с территории Кубы, охарактеризовав эту позицию как капитулянтство под нажимом США. На это в Москве было заявлено, что иной подход граничил бы с авантюризмом, чреватым развязыванием термоядерной войны с её катастрофическим последствиями для всего мира.

Китайские коммунисты подвергли критике хрущевское руководство за то, что оно отказалось поддержать КНР в территориальном споре с Индией. Москва в свою очередь обвинила Китай в стремлении поссорить СССР с Индией.

Резкий обмен мнениями произошел между Москвой и Пекином в связи с подписанием в Москве в августе 1963г. Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосе и под водой, а в дальнейшем – в связи с подписанием Договора о нераспространении ядерного оружия 1968г. В Китае считали, что чем больше социалистических стран будет обладать ядерным оружием, тем больше будет возможность обеспечить мир во всем мире.

Как известно, 15 октября 1957г. между СССР и КНР было заключено соглашение о новой оборонной технике, в соответствиями с которым Советский Союз обязался предоставить КНР образцы атомной бомбы и всю необходимую техническую документацию. Однако уже 20 июня 1959г. Москва отказалась от выполнения этого двустороннего соглашения.

Сложность проблем, по которым развернулась полемика между Москвой и Пекином очевидна. В этих условиях умудренному богатым опытом руководству КПСС следовало с самого начала проявлять должное терпение, мудрость и дальновидность, чтобы не допустить необратимого характера осложнения советско-китайских отношений. Однако этого не было сделано. Проигнорировано было и прямое указание И.В. Сталина тем, кто при его жизни непосредственно работал на китайском направлении: «Как угодно, любой ценой сохранить дружеские отношения с Китаем. Наш союз с Китаем обеспечит революционное преобразование мира». Совершенно ясно, что это указание носило стратегический характер. И если бы оно было выполнено, мир сегодня стал бы совершенно иным: мировая система социализма, самой силой своего существования и развития давно привела бы к параличу обреченный историей капиталистический строй.

Между тем безрассудство хрущевских ревизионистов дошло до того, что именно они проявили инициативу в поспешном и ничем не оправданном свертывании экономического и научно-технического сотрудничества СССР с Китаем: в июле 1960г. по личному указанию Хрущева из Китая были отозваны все советские специалисты, работавшие на стройках социализма; соответствующие контракты были односторонне разорваны под глупейшим предлогом о том, что эти специалисты якобы подвергались воздействию антисоветской китайской пропаганды. Все это не помешало однако Москве развернуть впоследствии в СМИ широкую кампанию по осмеянию «большого скачка» и ряда других, не всегда продуманных мер, принятых китайским руководством во многом в поисках выхода из тяжелейшего положения, создавшегося в результате отзыва из Китая советских специалистов.

С середины 60-х годов советско-китайские отношения приобрели открыто враждебный характер. Обе стороны фактически «отлучили» друг друга от социализма. С момента первого вооруженного столкновения на острове Даманском (2 марта 1969г.) и жесткого отпора попытке китайских войск вторгнутся на этот остров (14-15 марта 1969г.) советско-китайская граница превратилась в постоянный очаг напряженности, что подогревалось неоднократными заявлениями китайского руководства о неумеренных и не обоснованных территориальных притязаниях Китая к Советскому Союзу. Началось массированное наращивание советской военной группировки в Монголии и в пограничных с КНР регионах.

В связи с начавшимся развитием сотрудничества СССР с Пакистаном, Китай стал обвинять Советское руководство в стремлении «окружить Китай» системой военных баз. Притчей во-языцах стали исходившие из Пекина заявления о советском «социал-империализме». Китай даже отказался координировать с СССР предоставление военной помощи ДРВ в отражении американской агрессии во Вьетнаме. Вакханалия взаимных обвинений, порою с заведомым и явным искажением смысла тех или иных заявлений противоположной стороны не утихала.

На крайне низком уровне продолжали оставаться советско-китайские отношения и после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976г.). 3 апреля 1979г. китайское руководство заявило о своем намерении не продлевать Договор 1950г. о дружбе, союзе и взаимной помощи. В результате Договор, согласно содержавшимся в нем условиям, утратил свою силу с 11 апреля 1980г.

Еще в начале 70-х годов Мао Цзэдун в стремлении преодолеть грозившую Китаю изоляцию среди социалистических стран пошёл на нормализацию отношений КНР с США. В декабре 1978г. было достигнуто соглашение о взаимном дипломатическом признании КНР и США и установлении между ними с 1 января 1979г. официальных отношений в полном объеме (на уровне посольств). Преемники Мао Цзэдуна стали в открытую говорить о необходимости союза КНР с США в борьбе против советского «социал-империализма».

Во внутренних делах, при Председателе КНР Хуа Гофене (1976-1978гг.), все еще звучали призывы о необходимости продолжения проводившейся Мао Цзэдуном с 1966 года «культурной революции», которую с самого начала резко осуждало Советское руководство и которая, хотя и сыграла определенную роль в мобилизации китайского общественного мнения против угрозы реставрации капитализма, в целом закончилась для Китая катастрофой и была прекращена только по решению XI Всекитайского съезда КПК (август 1977г.)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: