Жизненный путь Ибн-Сины

Введение

 

Имя Абу Али ибн Сины (Авиценна) прочно вошло в историю мировой культуры. Он внес богатейший вклад непреходящей ценности в развитие общественной мысли человечества, мировой цивилизации.

По решению ЮНЕСКО в 1980 г. широко отмечено 1000-летие со дня рождения Ибн Сины. Научное наследие Ибн Сины огромно, но наиболее ярко талант Ибн Сины раскрылся в области философии и медицины.

Изучение медицинского наследия Ибн Сины и состояния медицины Средней Азии прошлых веков, отраженное в сочинениях предшественников Ибн Сины, его учеников и врачей более позднего времени, позволяет показать вклад народов Средней Азии в мировую культуру. Тщательное изучение медицинских взглядов Ибн Сины на основе анализа «Канона врачебной науки» и других его сочинений, ставших доступными благодаря переводам на русский, узбекский, таджикский языки, позволяет убедиться в том, что Ибн Сина не был только собирателем научных знаний античной и восточной медицины, но выдающимся целителем своей эпохи.

Выбранная нами тема является актуальной, так как «Канон врачебной науки», самое выдающееся произведение Ибн Сины, до сих пор читают все, кто выбрал медицину своей профессией.

Цель работы – изучить основные понятия, касающиеся фармации Ибн Сины.

Задачи курсовой работы – рассмотреть основные этапы жизненного пути Авиценны, изучить его духовное и медицинское наследие, а также особенности учения Ибн Сины о назначении и применении лекарств.

 

 



Жизненный путь Ибн-Сины

 

Духовная и материальная культура народов Средней Азии и Ирана того времени развивалась на базе местных традиций, обогащенных культурными достижениями других народов. Значительное развитие при саманидах получила литература и поэзия. Создавали свои произведения мастер сатиры Шахид Балхи, лирик Хосравани, поэт Дакики (ум. 977), Фирдоуси, поэтесса Рабиа, слагал стихи Рудаки (860–940) и др.

Однако годы жизни и творчества Ибн Сины хронологически совпали со временем, которое в политическом отношении отмечено в истории Средней Азии и Ирана особым драматизмом. Саманидское государство, охватывавшее в пору своего расцвета практически всю Среднюю Азию, значительную часть Афганистана и Ирана, быстро клонилось к упадку. Его сотрясали крестьянские восстания и феодальные смуты. Крупные феодалы лишь формально считались подданными сидевшего на Бухарском престоле саманида Абул Касыма Нуха (976–999), фактически они действовали как самостоятельные правители.

В Хорасане усиливалось давление со стороны Бундов. В этой обстановке всеобщей разрухи с северо-востока на Саманидское государство началось наступление объединившихся тюркских племен во главе династии, получившей в исторической литературе название Илеков, или Караханидов. После окончательного падения династии саманидов (999) Караханидское государство охватило Семиречье, долину Зарафшана и прилегающие области, а также Восточный Туркестан. Южная часть Средней Азии находилась под властью Газне-видского государства, достигшего наибольшего расцвета при султане Махмуде Газневи (970–1030). Его владения, простиравшиеся на огромной территории включали Афганистан, часть северной Индии восточный и часть западного Ирана, юг Средней Азии и Хорезма. В Хорезме в конце X – начале XI в. правила династия мамунидов. В 1017 г. Хорезм был присоединен к Газневидскому государству.

Такова социально-политическая и культурная обстановка, в которой пришлось жить и творить Ибн Сине.

Биография Ибн Сины[1], составленная им самим и продолженная его учеником Абу Убайдом Джузджани, дошла до нас в четырех редакциях: Абул Хасана Байхаки (ум. около 1160), Кифти (ум 1172) Усайбии (ум. 1203) и Ибн Халликана (1256–1274).

Ибн Сина родился 16 августа 980 г. в селении Афшана близ Бухары. Отец его Абдуллах, уроженец города Балха, переехал в Бухару во времена правления Нуха ибн Мансура Самани. Мать Ибн Сины, Сита-рабану, была из Афшаны, которое в X в. было небольшим, но сильно укрепленным селением, славившимся еженедельным базаром. По-видимому, уровень культурной жизни в ней был высок. Отец Ибн Сины занимал видное место среди знати Афшаны. В семье было двое сыновей: Хусейн (собственное имя Ибн Сины) и Махмуд – младший брат Ибн Сины. В 986 г. семья Абдуллаха переезжает в Бухару, где Ибн Сину отдают в школу.

Бухара в X в. была не только одним из многолюдных торговых городов своего времени, но и крупнейшим культурным центром Востока, «где можно было встретить представителей и сторонников всех течений тогдашней интеллектуальной жизни: от самых правоверных (следовательно, реакционных) мусульманских верований до самых крайних шиитских воззрений, от философских течений, в той или иной ^мере связанных с исламом, до самых нигилистических теорий, ересей и толков, ничего общего фактически с исламом не имевших. Все это диспутировало между собою, волновалось и доходило до ожесточенных, даже кровавых столкновений на идеологической почве.

В юные годы Ибн Сина сначала с помощью учителей, а затем самостоятельно стал изучать математику, геометрию, законоведение, логику, физику, естествознание, философию и другие науки по произведениям древнегреческих и восточных авторов. В своей автобиографии он рассказывает, как штудировал «Исагогу» – сочинение по логике древнегреческого философа неоплатоника Порфирия Тира (232–364), «Начало» – произведение древнегреческого математика Евклида (III в. до н.э.), «Альмагест» – сочинение Птолемея по астрономии, «Метафизику» Аристотеля, комментарий Фараби к «Метафизике» – «Цели метафизики» и др.

Первыми наставниками Ибн Сины были Махмуд Массох, известный бухарский ученый Исмаил Захид. У них Ибн Сина обучился «индийскому счету», законоведению. Философию, логику он начал изучать под руководством философа Абу Абдуллаха Натили, но вскоре превзошел учителя. Рассказывая о процессе изучения «Альмагеста», Ибн Сина в биографии о своем наставнике пишет: «…Сколько было сложных фигур, которых он не знал до тех пор, пока я не изложил и не объяснил ему!»[2] Однако путь познания наук, как признает Ибн Сина, был тяжел и тернист. Особенно большие трудности он встретил при изучении «Метафизики» Аристотеля. Арабские тексты сочинений древнегреческих ученых не всегда были доступными для понимания, так как они, искаженные вымыслами переводчиков, были известны в передаче неоплатоников. Кроме того, переводы на арабский язык были сделаны не непосредственно с греческого, а с переводов на сирийский сред-неперсидский и другие языки.

Как рассказывает сам Ибн Сина, «Метафизику» Аристотеля он читал сорок раз, текст книги знал наизусть, но приходил в отчаяние из-за того, что никак не мог вникнуть в сущность идей Аристотеля. По счастливой случайности Ибн Сине удалось приобрести на книжном базаре Бухары комментарии Фараби к «Метафизике» Аристотеля, ознакомившись с которыми он понял смысл учения Аристотеля.

Когда Ибн Сине исполнилось 16 лет, он приступил к изучению медицины. В занятиях по медицине ему помогал известный бухарский врач ученый Абу Мансур Камари – один из придворных врачей эмира. В своей биографии Ибн Сина пишет: «…Я увлекся наукой врачевания и стал читать книги, написанные о ней… За короткое время я настолько овладел ею, что даже самые превосходные мужи медицины стали. учиться у меня науке врачевания. Благодаря приобретенному опыту, передо мною открылись неописуемые врата врачевания». Таковы сведения документального источника автобиографии Ибн Сины.

К 18 годам Ибн Сина завершил изучение всех наук и стал достаточно искусным врачом, приобрел популярность и пользовался большим авторитетом среди врачей Бухары. Об этом он так писал в своей автобиографии: «Правителем Бухары в то время был Нух ибн Мансур. Однажды он заболел, и врачи оказались не в состоянии исцелить его. Поскольку мое имя было известно в их среде благодаря начитанности, они упомянули ему обо мне и попросили его вызвать меня»[3].

Несомненно, что в формировании Ибн Сины как ученого-медика большую роль играли его поразительные трудолюбие и трудоспособность, настойчивость, упорство. и любовь к знаниям, активность в преодолении трудностей и особенно глубокое знание философии и логики. Об этом свидетельствуют строки из его автобиографии – «Полтора года я учился еще усерднее и снова прошел логику и все философские науки. Во все это время я с ночи до утра не спал и с утра до ночи не отдыхал и кроме умственной работы ничем не занимался Если я… на мгновение забывался сном, то во сне я видел эти самые научные проблемы, и часто бывало, что во сне спадал покров с трудных вопросов и мне удавалось разрешить их».

Так упорно работал 16–18-летний юноша. Результаты такого труда в последующем отразились на его творческой деятельности как ученого-медика. В частности, различные проблемы медицинской науки он постоянно стремился рассматривать с широких философских позиций, строить рассуждения и выводы в строгой логической системе

Таким образом, годы, проведенные Ибн Синой в Бухаре, оказались благоприятными для самостоятельного изучения наук. Он довольно рано оказался подготовленным к большой творческой деятельности. В молодом ученом уже пробудился мыслитель-энциклопедист.

Но относительно спокойная научная и творческая деятельность Ибн Сины была нарушена. В конце X в. политическая обстановка в стране осложнилась. После того как Илек-хан Наср занял Бухару (999), в ней на несколько лет установилась анархия, никто не мог быть спокоен ни за свое имущество, ни за свою жизнь. Ибн Сине пришлось покинуть Бухару и в 1002 г. переехать в столицу Хорезма – Гургандж. Там его принял под свое покровительство Хорезмшах Али ибн Мамун и назначил (месячное) жалованье.

В период правления Мамуна Гургандж переживал пору расцвета. Он был одним из узловых пунктов торговых путей, ведущих из приволжских областей, городов Мавераннахра, Китая, Индии и др Оживленную торговлю население Гурганджа вело и с соседними племенами

Обстановка в столице Хорезма в тот период для ученых была более благоприятной, чем в Бухаре. Хорезмшах Мамун поощрял развитие наук и искусств. При дворце шаха находились многие известные тогда ученые, поэты, художники и музыканты. В знаменитой «Академии Мамуна» объединились блестящие ученые во главе с Беруни Ученые Хорезма приветливо встретили Ибн Сину. Здесь в тесном кругу с великим ученым и мыслителем Беруни, медиком Абу Сахлем Масихи, математиком и астрономом Абу Насром ибн Ираком и другими видными учеными он мог вникать в суть различных философских вопросов и вести научные споры.

Научные диспуты и беседы с виднейшими представителями среднеазиатской культуры и науки помогли Ибн Сине углубить свои знания по ряду областей науки, особенно по медицине.

Как подлинный ученый – энциклопедист Ибн Сина с большим успехом работал почти во всех областях знания. В источниках упоминается свыше 450 названий его сочинений, а число дошедших до нас трудов около 240. Они охватывают такие области науки, как философия, медицина, логика, психология, «физика» (т.е. естествознание), астрономия, математика, музыка, химия, этика, литература, языкознание и др.

Однако Ибн Сина прославился главным образом благодаря своим трудам по философии и медицине. Из числа дошедших до нас филосовских трудов ученого упомянем «Книгу исцеления» («Китаб аш-шифа»), «Книгу спасения» («Китаб ан-наджат»), «Указания и наставления» («Ал-ишарат ва-т-танбихат») и «Книгу знания» («Да-ниш-наме»).

Ибн Сина использовал все ценное, что было выработано его предшественниками в области естествознания и философии и создал философию, ставшую вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего средневековья. Несмотря на противоречивость отдельных положений, философское учение Ибн Сины в условиях феодализма сыграло прогрессивную роль. В нем отчетливо выступает материалистическая тенденция, стремление противопоставить религии научные познания, основанные на опыте и логических доказательствах.

Определенный интерес представляют работы Ибн Сины по психологии. В этом вопросе он сделал большой шаг к материализму, ибо впервые пытался увязать отдельные виды психической деятельности человека с определенными частями головного мозга.

Общественно-политические взгляды великого философа свидетельствуют о том, что и в этой области он придерживался прогрессивных идеалов. Ибн Сина выступал за идеальное государство, население которого должно состоять из правителей, производителей и войска, и каждый должен заниматься полезной работой.

Ибн Сина с успехом занимался и другими науками. Он обладал широкими для своего времени познаниями в области химии, и ему приписываются несколько химических работ. Ибн Сина во многом содействовал последующему развитию химии, главным образом благодаря критике основного принципа алхимии, а именно, возможности превращения неблагородных металлов в благородные.

В области геологии он высказал оригинальную, близкую современной научной теории точку зрения на горообразование. По его мнению, горы образовались в результате 2 факторов: 1 – поднятие земной коры во время сильных землетрясений, 2 – действие потока воды, которая в поисках пути делает большие углубления в долинах и этим самым обусловливает образование больших возвышенностей.

Ибн Сина много занимался и вопросами ботаники, ибо как врач, он не мог не уделять должного внимания изучению растений, имеющих целебные свойства. Карл Линней (1707–17078), учитывая заслуги Ибн Сины в области этой науки, назвал вечнозеленое тропическое растение его именем – Авиценния.

Особенно велики заслуги Ибн Сины в области медицины. Его справедливо считают одним из величайших ученых медиков в истории человечества. По содержанию его труды можно разделить (за исключением «Канона») условно на три группы:

1) труды общего характера, в которых освещаются те или иные разделы медицины и некоторые ее теоретические вопросы;

2) труды о заболеваниях какого-либо одного органа или об одной конкретной болезни, например, о заболеваниях сердца и средствах его лечения, о болезни толстой кишки (куландж), о расстройствах функции половых органов;

3) труды по лекарствоведению.

Однако главным медицинским трудом Ибн Сины, принесшим ему многовековую славу во всем культурном мире, является «Канон врачебной науки». Это подлинно медицинская энциклопедия, в которой с логической стройностью излагается все, что относится к профилактике и лечению болезней. В «Каноне врачебной науки», а также в ряде специальных работ по лекарствоведению («Книга о лекарствах при сердечных болезнях», «О свойствах цикория», «О свойствах уксуса – лида» и др.). Ибн Сина не только объединил разрозненный опыт прошлого и дополнил его результатами собственных наблюдений, но и сформировал ряд принципиальных положений рациональной формации. Если Ибн Аббаз (930–994) указывал на благоприятные условия проверки действия в больнице, то Ибн Сина предлагает систему их испытания, включающую наблюдение за их действием у постели больного, постановку опытов на животных и даже некоторое подобие клинического испытания. При этом Ибн Сина считает наиболее надежным экспериментальный путь проверки действия лекарственных средств и предлагает «условия», обеспечивающие «чистоту эксперимента». В «Каноне врачебной науки» содержаться указания на необходимость выявления побочного действия лекарств, на наличие взаимного усиления их и взаимного ослабления действия лекарственных средств при их совместном назначении.

Ибн Сина связывал развитие рациональной фармации с применением лекарственных средств, полученных химическим путем. Эта идея, которую разделяли некоторые арабские и среднеазиатские ученые и врачи (Джабир ибн Хайян; Рази, Бируни и др.), была в дальнейшем развита алхимиками средневековой Европы, а также врачами эпохи Возрождения и Нового времени. Ибн Сина описал много новых лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения. В частности, с его именем связывают первое применение ртути, которая в 10 в. добывалась в окрестностях Бухары, для лечения сифилиса. Им же как побочное действие ртути описаны проявления ртутного стоматита. Из перечня лекарственных средств, приложенного к Книге второй «Канона врачебной науки», около 150 значились в первых восьми изданиях русской фармакопеи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: