Метод управления резервной позицией является методом с большими преимуществами и большими недостатками. Его содержание заключается в следующем: определяем резервную позицию, т.е. не формируем заранее вторичные резервы, а лишь прогнозируем количество фондов, которое мы можем купить на денежном рынке и тем самым профинансировать возможный отток денежных средств. В первую очередь, речь идет о привлечении средств на межбанковском рынке и заимствовании у ЦБР.
Преимущества метода очевидны:
· сокращается доля низкодоходных и недоходных активов;
· в случае изъятия депозитов валюта баланса банка не уменьшается или уменьшается в меньшей степени, потому что вторичные резервы не ликвидируются, а напротив, банк привлекает дополнительные средства.
Но при использовании данного метода риск ликвидности замещается другими видами риска:
· риском изменения процентных ставок;
· риском доступности фондов (который определяется, в первую очередь, емкостью межбанковского рынка).
Метод управления кредитной позицией заключается в определении особой кредитной позиции — того объема денежных средств, которые банк получит в краткосрочном периоде, если не будет возобновлять краткосрочные кредиты. При этом подходе к управлению ликвидностью также присутствует фактор риска доступности фондов и, как и в предыдущем варианте, его актуальность будет возрастать по мере развития денежного рынка.
Ключевое слово при использовании метода активного управления портфелем — секьюритизация. Термин «секьюритизация» происходит от англ. securities — ценные бумаги — и означает обращение банковских активов в ценные бумаги. При секьюритизации активов размещение кредитных ресурсов осуществляется не только посредством заключения кредитного договора, но и путем использования векселей (при краткосрочном кредитовании) и облигаций (при долгосрочном кредитовании). Близкий к секьюритизации альтернативный путь — применение права переуступки, например переуступки кредита. Таким образом, секьюритизация в широком смысле слова означает не только превращение кредитов в ценные бумаги, но и любой перевод их в такую форму, когда их можно реализовать третьим лицам на рынке.






