Цель методики: измерение стрессоустойчивости и социальной адаптации.
Данная методика предназначена для самостоятельной оценки любым желающим своего «уровня стресса» и «стрессоустойчивости», а также может эффективно применяться при диагностике психосоматических больных.
Инструкция: "Внимательно прочтите весь перечень, чтобы иметь общее представление о том, какие ситуации, события и жизненные обстоятельства, вызывающие стресс, в нем представлены. Затем повторно прочтите каждый пункт, обращая внимание на количество баллов, которым оценивается каждая ситуация. Далее попробуйте вывести из тех событий и ситуаций, которые за последние два года происходили в вашей жизни, среднее арифметическое (посчитайте — среднее количество баллов в 1 год). Если какая-либо ситуация возникала у вас чаще одного раза, то полученный результат следует умножить на данное количество раз".
Обработка и интерпретация результатов. Итоговая сумма имеет большое значение: она выражает в цифрах степень стрессовой нагрузки человека. Большое количество баллов — это сигнал тревоги, предупреждающий об опасности. Подсчитанная сумма определяет одновременно и степень сопротивляемости человека стрессу.
|
|
Для наглядности приводим сравнительную таблицу стрессовых характеристик.
Общая сумма баллов | Степень сопротивляемости стрессу |
150-199 | Высокая |
200-299 | Пороговая |
300 и более | Низкая (ранимость) |
Подсчет суммы баллов даст вам возможность воссоздать картину своего стресса. И тогда можно понять, что не отдельные, вроде бы незначительные события в жизни, явились причиной возникновения стрессовой ситуации, а их комплексное воздействие.
Тест нервно-психологической устойчивости.
Цель методики: исследование нервно - психологической устойчивости.
Методика разработана в ЛВМА им. С.М.Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.
Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов может уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.
Обработка данных. Подсчитывается сумма баллов – правильных ответов, соответствующих "ключу".
Начинать подведение итогов следует с проверки искренности ответов респондента: если по данной шкале опрашиваемый набирает 5 и более баллов, результаты опроса недостоверны, ибо человек хочет казаться лучше, а не таким, какой он есть.
|
|
Интерпретация результатов. Нервно-психическая неустойчивость тем больше, чем больше получено баллов. Полученный балл надо соотнести с условной шкалой НПУ; она в интервале от 1 до 10 пунктов. Чем больше значение пункта условной шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость.
Полученные баллы НПУ | Пункты шкалы НПУ | Значение пунктов шкалы НПУ |
33 и более 29-32 23-28 18-22 | 1 2 3 4 | Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе |
14-17 | 5 | Среднее |
11-13 9-10 7-8 6 5 и менее | 6 7 8 9 10 | Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезатаптации |
Тест тактики поведения в конфликтной ситуации К.Томаса.
Цель методики: предназначен для изучения стиля поведения в конфликтной ситуации.
К.Томас выделяет следующие стили регулирования конфликтных ситуаций:
а) соперничество – наименее эффективный способ поведения, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
б) сотрудничество – когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
в) компромисс – как соглашение между участниками ситуации, достигнутое путем взаимных уступок;
г) избегание – (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
д) приспособление – означающее принесение в жертву собственных интересов ради другого [10].
В опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении человека в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в тридцать пар, в каждой из которых испытуемому предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.
Полученные в результате исследования данные соотносятся с ключом, и подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению того или иного стиля поведения [10].
Инструкция: "Предлагаемый тест имеет целью определить характерную для Вас тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенные буквами А и Б (они иногда повторяются в разных пунктах). Сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз выбирайте из них то, которое является более типичным для Вашего поведения. В бланке для ответов под номером пункта поставьте А или Б в соответствии с Вашим выбором".
Обработка и интерпретация результатов
Количество баллов, набранных испытуемым по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.