Понятие малого и среднего бизнеса

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Макроэкономика»

 

На тему: Развитие малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

Выполнила: студентка                                                                                                      1-го курса гр. Фин08Р                                                                                        Тымочко Надежда

Проверил: Бордоусов Олег

Владимирович

Алматы 2008

Содержание

Введение.. 3

1. МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС.. 5

1.1.  Понятие малого и среднего бизнеса.. 5

1.2.  Структурные особенности малых и средних предприятий.. 9

2. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН.. 13

2.1.  Малый и средний бизнес РК: современное состояние.. 13

2.2.  Влияние малого и среднего бизнеса на экономический рост.. 19

Список использованных источников.. 23

 

 

Введение

    Создание предпринимательских структур является одной из главнейших задач, стоящих перед государством в переходный период. Именно предпринимательские структуры всех уровней способны обеспечить максимальную занятость и повысить жизненный уровень населения, а следовательно и обеспечить улучшение социального климата, необходимого для дальнейшего социально – экономического развития Республики Казахстан.

    Развитие предпринимательской деятельности должно иметь комплексный, многоуровневый характер, поскольку данная деятельность является экономическим базисом для достижения стратегических целей реализации индустриально – инновационного развития страны.

    Развитие малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике в наибольшей степени связано с разгосударствлением и приватизацией государственной собственности.

    В экономической литературе стран Запада принято считать малый бизнес «растущим ребенком». В частности, утверждается, что «Малый бизнес – как растущий ребенок потому что он не может все время оставаться в колыбели. Он нуждается иметь большее жилье, а для этого он должен усиленно заниматься предпринимательской деятельностью».

    Малое предпринимательство как показывает международная практика, зарождается, прежде всего, в тех отраслях, где капитал оборачивается быстрее, а именно в торговле , общественном питании и в сфере услуг. Однако форсированная экономическая политика по реформированию рыночной экономики, начавшаяся с либерализации цен и связанная с ней нарастающая инфляция привлекла к ликвидации финансовой базы мелкого бизнеса из – за обесценивания сбережений населения и резкого повышения процентных ставок, что вызвало паралич в формировании малого бизнеса и его инвестиционной деятельности. Малое предпринимательство оказалось под прессом многочисленных сборов и больших налогов.

    В настоящее время роль малого и среднего бизнеса в общем числе новых продуктов, внедренных на рынок Казахстана весьма значительна.

    По данным управления федеральных закупок США, мелкие фирмы(с числом занятых менее тысячи человек) с середины 50-х годов до середины 70-х годов создали почти половину различных нововведений. Почти четверть нововведений приходится на фирмы с числом занятых до 100 человек. Именно мелкой компании «Apple» одной из первых наладить производство персональных компьютеров, а затем превратиться в одного из важнейших производителей. Из разряда мелких выдвинулись на авансцену такие известные ныне американские компании, как «Ксерокс», «Тексас инструмент», «Палороид».

    Малый и средний бизнес играет существенную роль в расширении занятости населения в развитых странах. В США за последние 10 лет 60% новых рабочих мест приходится на компании, где работает менее 20 человек. В начале 80-х годов в условиях гигантского роста безработицы многие ученые, экономисты и государственные деятели усматривали в мелком бизнесе средство создания новых рабочих мест, способное компенсировать сокращение занятости на крупных предприятиях. Именно поэтому со стороны правительств развитых стран оказывается различная помощь мелкому и среднему бизнесу.        

Проблематика для малого и среднего бизнеса Казахстана в последние годы существенно изменилась. На сегодня нет дефицита финансовых ресурсов и давления со стороны контролирующих госорганов благодаря повышению эффективности управления и внедрению инноваций.

    В данной роте я хочу рассмотреть теоретические аспекты малого и среднего бизнеса, его структурные особенности. Рассмотреть отдельно развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане.

Целью написания данной курсовой работы является рассмотрение исторических и современных аспектов функционирования малого и среднего бизнеса.

 

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС

 

Понятие малого и среднего бизнеса

 

Понимание роли бизнеса требует ясного представления, какое место он занимает в развитии рыночных отношений и становлении национальной экономики на базе различных форм собственности.

Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и зарубежным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего бизнеса в защите на внутреннем рынке путем проведения государственной экономической политики и формирования правил рыночных отношений, которые обеспечивают тесную связь среднего бизнеса с национальными интересами. Характерными представителями среднего бизнеса могут быть предприятия отраслей машиностроения и легкой промышленности.

Малый бизнес – вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение его конъюнктуры, взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом – все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими стабильность внутреннего рынка. 

Малый бизнес осуществляется самым многочисленным слоем мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально – экономический и отчасти политический уровень страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широко спектра товаров и услуг. Сектор малого бизнеса образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Малый бизнес является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя лицо развитого государства определяют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы – крупного капитала – в значительной мере обуславливает уровень научно – технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования выступает малый бизнес как наиболее массовая динамичная и гибкая форма деловой жизни.

Именно в малом бизнесе создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной сферой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость малого бизнеса и охват им практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата.

Владельцы малого бизнеса, с одной стороны, являются мелкими собственниками и имеют единые корпоративные интересы в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей малого бизнеса отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положения активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке побуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными партнерами из различных социальных групп.[2; с.6]

Функции малого бизнеса.

Общеизвестно, что сектор малого бизнеса является одним из ключевых элементов рыночной экономики с присущими ему закономерностями развития. Его роль определяется тремя основополагающими функциями:

-   экономической;

-   социальной;

-   политической.

Экономическая функция сектора малого бизнеса заключается в его вкладе в производство ВВП, влиянии на структуру экономики и создание конкурентной среды. Также малый бизнес способствует укреплению экономической независимости населения и, как следствие, росту платежеспособного спроса.  

В силу своей специфики и возможностей малые предприятия ориентируются преимущественно на локальные узкоспециализированные сегменты рынка товаров и услуг. Они занимают специфичные рыночные ниши, производя товары, которые из-за высоких накладных (indirect costs) расходов или быстро изменяющихся потребительских предпочтений могут быть экономически невыгодными для производства на крупных и средних предприятиях. Мобилизуя местные финансовые, трудовые и прочие ресурсы, малые предприятия через развитие производства и внутри  межрегиональной торговли способствуют оживлению локальной экономики.

Социальная функция малого бизнеса заключается в смягчении последствий структурной трансформации экономики и перехода к рыночным отношениям, решении проблем занятости населения, вовлечении в экономическую деятельность наименее социально защищенных слоев населения.

В области решения проблемы безработицы сектор малых предприятий в целом способен предоставить значительное количество рабочих мест при относительно невысоких капитальных затратах. Как основной создатель рабочих мест, даже в периоды спадов, малый бизнес помогает сохранить или повысить источники доходов, способствует их более равномерному распределению, внося таким образом вклад в обеспечение социальной стабильности.

По данным Программы развития ООН, количество малых и средних предприятий достигает свыше 95% от общего количества всех предприятий. В мировой экономике на долю малых предприятий приходится свыше 60% занятых, а их доля в ВВП достигает 50%.

Одной из важных социальных функций, которую выполняет малый бизнес в обществе, является изменение сознания населения. В рыночной экономике малый бизнес является не только источником средств к существованию, но также способом раскрытия потенциала личности. Особенно это актуально для пост-социалистических стран, где проведение структурных изменений, связанных с рыночными преобразованиями экономики, привело к тому, что значительное количество людей вынуждено было обратиться к малому предпринимательству, как способу обеспечения самозанятости.

Политическая функция сектора малого бизнеса, на примере зарубежных стран, заключается в формировании самостоятельного класса собственников в обществе. Широко известно, что успешно развивающиеся представители малого бизнеса пополняют средний класс, который является гарантом политической стабильности в обществе.

Во многих странах предпринимателями ищут активного участия в политических процессах, формируют политические движения и партии, выражающие и лоббирующие их интересы.

Признание значимости выполняемых малым бизнесом функций способствовало тому, что практически во всех странах вопросам развития и поддержки малого бизнеса уделяется существенное внимание как на национальном, так и на местном уровнях. [8]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: