Малый и средний бизнес РК: современное состояние

«Краеугольным камнем государственной политики является поддержка частного бизнеса и, прежде всего, малого и среднего бизнеса… Частному бизнесу мы отводим ведущую роль в реализации нашей главной задачи – диверсификация национальной экономики на основе инновационных технологий. Совместными усилиями нам нужно добиться развития не сырьевых отраслей экономики. Именно они в перспективе должны стать главным источником наращивания экспортного потенциала».

Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев

(Из выступления на Конгрессе предпринимателей

«О пяти вопросах национальной

экономической повестки».

Астана, 25 марта 2005 года)

 

Современный этап развития малого бизнеса в Казахстане, начиная с 2001 года, характеризуется внедрением ряда комплексных мер, направленных на упорядочение деятельности в сфере частного предпринимательства, и в том числе малого бизнеса.

В социально-экономической политике Республике Казахстан на рубеже XXI века развитию малого предпринимательства уделяется особое внимание. Его роль в улучшении социального климата занимает ведущее место. В первую очередь в этой сфере быстрее растет занятость населения и создаются условия для стабильности в обществе.

В условиях мировой современной экономики дальнейшее развитие могущества крупных монополий сопровождается сохранением и развитием мелких и средних фирм, что обусловлено научно-технической революцией.

Большую роль в развитии малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан в свое время сыграл Указ Президента РК «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» от 6 марта 1997 года. Документ по своему содержанию является государственной программой развития малого и среднего предпринимательства.[1; с.336]

В феврале 2004 года был создан Союз юридических лиц «Федерация развития малого и среднего бизнеса», целью которого является стимулирование развития малого и среднего бизнеса, обеспечение данным сектором устойчивого роста экономики Казахстана. Основными задачами Федерации являются: формирование эффективно действующей, самофинансируемой структуры ФРМСБ, имеющей разветвленную сеть региональных филиалов, оснащенных современной материально-технической базой и высокопрофессиональным кадровым составом, а также поиск и разработка действенных механизмов, необходимых для развития сектора малого бизнеса, в том числе организация взаимодействия субъектов малого бизнеса с госучреждениями и НПО, финансовыми институтами и источниками инновационных и других технологий. Пройденный путь позволил Федерации не только достичь положительных результатов в области поддержки и развития малого и среднего бизнеса, но и выявить ряд дополнительных проблем, тормозящих развитие данного сектора. В связи с этим Федерацией была разработана Программа развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан на 2005 - 2006 гг. [3; с.25]

Один из этапов реализации Стратегии индустриально– иновационного развития Казахстана – решение задачи развития инфраструктуры предпринимательства.

Инфраструктура поддержки предпринимательства представляет собой комплекс организаций, обеспечивающих благоприятные условия создания, функционирования и развития частной предпринимательской деятельности.

К таковым можно отнести:

- государственные и созданные по инициативе государства организации;

- неправительственные организации;

- международные и иностранные организации.

В зависимости от функциональной направленности структура институтов инфраструктуры определяется следующим образом:

- государственная поддержка и содействие на этапах становление, функционирования и развития бизнеса;

- финансовая поддержка

- информационно – аналитическая поддержка;

- поддержка в области образования и повышения квалификации кадров.

Для успешного развития своего бизнеса предприниматели должны иметь свободный доступ к нормативным и законодательным актам, разъяснительным документам и инструкциям, регулирующим их деятельность. Помимо этого им необходимо владеть информацией о спросе и предложении на рынке, конкурентах, поставщиках сырья, возможностях сбыта готовой продукции участия в тендерах. Не менее важным для предпринимателей является наличие возможности для повышения уровня знаний и специализированных навыков, которые они применяют в своей повседневной деятельности.[7; с.36]

Вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию.

Казахстан подал официальную заявку о присоединении к Всемирной торговой организации в Секретариат ВИО в 1996 году.

В феврале 1996 года Казахстану присвоен статус страны – наблюдателя в ВТО. Одновременно с этим создана Рабочая группа по вступлению Казахстана в ВТО.

В состав Рабочей группы входит 39 стран – членов ВТО: Кыргызстан, Грузия, Пакистан, Турция, Китай, Корея, Оман, Япония, Куба, Мексика, Норвегия, Гондурас, США, ЕС, Австралия, Канада, Швейцария, Бразилия, Доминиканская Республика, Малайзия, Египет, Болгария, Индия, Монголия, Парагвай, Израиль, Колумбия, Индонезия, Армения, Новая Зеландия, Молдова, Тайвань, Таиланд, Сальвадор, Хорватия, Ямайка, Шри – Ланка, Панама и Гватемала.

В 2003 году завершен информационный период процесса вступления, в ходе которого в Секретариат ВТО направлен большой объём информационных материалов и обязательных документов в соответствии с условиями вступления в ВТО и начата активная фаза переговорного процесса со странами - членами Рабочей группы по определению условий членства в ВТО.  На сегодняшний день завершены двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров и услуг с 19-ю странами, осталось завершить переговоры с 5-ю странами.[6; c.4]

20 ноября 2007 года г. Петропавловске состоялся региональный семинар на тему: «Присоединение Казахстана к ВТО: интересы бизнеса». Семинар организован Министерством индустрии и торговли Республики Казахстан совместно с АО «центр развития торговой политики» при Министерстве индустрии и торговли РК и акиматом Северо-Казахстанской области.

Целью семинара являлось обсуждение процесса присоединения Казахстана к Всемирной торговой организации, возможных последствий членства Казахстана в ВТО для экономики в целом и для конкурентоспособности отечественного бизнеса в частности.

В работе семинара приняли участие эксперты Департамента развития торговой политики и вступления в ВТО Министерства индустрии и торговли РК и АО «Центр развития торговой политики» при министерстве индустрии и торговли РК, непосредственно вовлеченные в переговорный процесс по присоединению Казахстана к ВТО, а также представители областного акимата, более 200 представителей местных деловых и научных кругов.

Эксперты ознакомили участников семинара с состояние и проблемами переговорного процесса по присоединению Казахстана к ВТО, ходом проводимых Правительством РК реформ по приведению национального законодательства в соответствии с нормами ВТО, текущим статусом работ по подготовке отечественных товаропроизводителей и поставщиков услуг к условиям будущего членства Казахстана в ВТО.

Присоединение Казахстана к ВТО является актуальной необходимостью, так как Казахстан – страна с относительно небольшим внутренним рынком. Поэтому республике необходимо искать источники экономического роста в активном продвижении своих товаров услуг на внешние рынки, что предполагает активное развитие многосторонней внешней торговли, в том числе в рамках ВТО.

Таким образом участие Казахстана в ВТО будет способствовать кА дальнейшей либерализации внутреннего рынка, так и более широкому продвижению отечественной продукции на внешние рынки, увеличению притока иностранных инвестиций, в которых остро нуждается обрабатывающая промышленность, особенно предприятия инновационного направления.

По итогам семинара участники выработали рекомендации о дальнейшем сотрудничестве правительства РК, местных исполнительных органов и бизнес – кругов в подготовке отечественного бизнеса к условиям будущего членства Казахстана в ВТО.[7; c.10]

Оптовый и розничный товарооборот.

В январе – июле 2007 года объем розничного товарооборота составил 988,9 млрд. тенге и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2006 года (в постоянных ценах) на 10,9%. В июле 2007 года реализация товаров составила 156,7 млрд. тенге, что в постоянных ценах выше уровня июля 2006 года на 9,9%, по сравнению с июнем 2007 года увеличение составило 2.4%.

С начала года оборот от реализации товаров предприятиями частной формы собственности, от торговли а рынках и индивидуальными предпринимателями получен в сумме 958,1 млрд. тенге (96,9%), других государств, их юридических лиц и граждан – 30,6 млрд. тенге (3,1%). Доля государственной торговли в республике незначительна.

В январе – июле 3007 года оборот розничной торговли в большей степени (75,8% от общего объема розничного товарооборота) формировался торгующими предприятиями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в основном в стационарной торговой сети.

Следует отметить, что рост розничного товарооборота обусловлен прежде всего повышением реальных объемов товарооборота торгующих предприятий (25,6%) к соответствующему периоду прошлого года). Неуклонно увеличивается и доля предприятий в общем объеме розничного товарооборота (с 45,1% в январе – июле 2006 года до 51,1% в январе – июле 2007 года), которая обеспечивает высоким уровнем культуры обслуживания и широким ассортиментом качественных товаров.

Заметную долю в формировании товарооборота занимает доля индивидуального предпринимательства, которая увеличилась в отчетном периоде до 24,7% против 23,0% в январе – июле 2006 года.

Оптовый товарооборот республики с начала 2007 года составил 2445,7 млрд. тенге или на 9,4% больше чем за соответствующий период 2006 года. При этом практически весь объем полученного товарооборота приходится на негосударственный сектор. Преобладающую долю в оптовом товарообороте продолжают занимать непродовольственные товары и товары – технического назначения. [4; с.7]

 

Структура розничного товарооборота по каналам реализации (в % по общему объему)

 

Республике по состоянию на 1 октября 2007 года количество субъектов малого предпринимательства, активно работающих на рынке, по сравнению с соответствующим периодом 2006 года выросло на 11,7 % и составило 609 519 единиц, из них: юридических лиц – 52 760, индивидуальных предпринимателей – 388 366, крестьянских хозяйств – 168 393. Численность занятых в малом предпринимательстве увеличилась на 11,5% и составила 1 784 233 человека.

Выпуск продукции активными субъектами малого предпринимательства за январь-сентябрь 2007 года увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2006 года на 14,9% и составил 1 236 584 млн. тенге.

Основными факторами увеличения численности субъектов малого предпринимательства являются:

- система мер поддержки на государственном и региональных уровнях;

- совершенствование организационного и экономического механизма, вследствие чего наблюдается расширение сфер деятельности и экономического укрепления предприятий.[5; с.3]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: