Структурные особенности малых и средних предприятий

Исторически, роль малого и среднего бизнеса в индустриально-экономическом развитии различается от страны к стране и от десятилетия к десятилетию. Например, в таких странах как Южная Корея основой индустриализации стали крупные промышленные конгломераты, и лишь на более позднем этапе было уделено внимание развитию малого и среднего бизнеса. В других странах, например, на Тайване малый бизнес стал движущей силой экономического и индустриального развития, который впоследствии вырос до масштабов транснациональных корпораций. В то же время, в ряде стран, например в Индии, наблюдалось развитие крупных импортозамещающих производств одновременно с развитием семейного и микро- бизнеса.

Несмотря на длительную историю существования, в мировой практике по сей день отсутствует достаточно четкое унифицированное определение малого бизнеса или малого предпринимательства. Существуют различные подходы к определению данного понятия, и в каждой отдельно взятой стране используются различные критерии отнесения предприятий к категории малых.

С одной стороны, отсутствие универсальных критериев затрудняет сравнительную оценку уровня развития малого бизнеса в разных странах. С другой стороны, существующие различия объективны и обусловлены уровнем социально-экономического развития каждого отдельно взятого государства, а также культурными и историческими особенностями.

Признаки или критерии, по которым предприятия могут быть отнесены к категории малых, довольно разнообразны. Однако целесообразно выделить основные из них, которые наиболее часто используются в мировой практике. К ним относятся:

-   Количество занятых сотрудников на предприятии;

-    Стоимость активов предприятия;

-    Объем товарооборота или выпускаемой продукции.

Данные критерии применяются практически во всех странах, при этом используемые количественные показатели существенно различаются. В Таблице 1 приведены примеры отнесения хозяйствующих субъектов к категории малых предприятий в различных странах на основе указанных критериев.

Таблица 1. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса, используемые в различных странах.

 

  Количество занятых, чел. Стоимость активов (тыс. долл. США) Объем товарооборота(тыс. долл. США)
США      
Малые предприятия: <501 - -
Промышленность - - 3500
Сельское хозяйство <101 - 3500
Торговля      
ЕВРОПЕЙСКОЕ      СООБЩЕСТВО (НАЧИНАЯ С 1996 г.)
Микро - предприятия <10 - -
Малые предприятия <50 <2000 <4000
Средние предприятия 50 – 250 2000 – 8000 4000 – 16000
РОССИЯ      
Малые предприятия:      
Промышленность, Строительство, Транспорт <101 - -
Сельское хозяйство <61 - -
Оптовая торговля <51 - -
Рыночная торговля <31 - -
ЯПОНИЯ      
Малые и средние предприятия:      
Промышленность <300 - -
Оптовая торговля <100 - -
Розничная торговля <50 - -
МАЛАЗИЯ      
Малые предприятия <76 <198 -
Средние предприятия <76 198 – 939 -
ТАИЛАНД      
Малые предприятия <50 <781 -
Средние предприятия 50 – 200 781 – 3905 -
ВЬЕТНАМ      
Малые предприятия <50 <4 -
Средние предприятия 50 – 100 4 – 18 -
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН    
Микро - бизнес <11 - -
Малые предприятия <51 <395 -
Средние предприятия <251 <2300 -

 

Данные, приведенные в таблице, показывают, что подходы, используемые в различных странах при определении малых предприятий, отличаются своим многообразием. Это в свою очередь затрудняет сравнительную оценку сектора малого бизнеса в разных странах. Например, предприятие, считающееся в США малым, во Вьетнаме или Малайзии будет уже относится к крупным компаниям.

Нет единства и среди международных организаций, которые в своей деятельности применяют собственную классификацию.

Таблица 2. Критерии отнесения к субъектам малого и среднего бизнеса, используемые международными организациями.

 

  Количество занятых, чел. Стоимость активов (тыс. долл. США) Объем товарооборота(тыс. долл. США)
Международная Финансовая Корпорация (группа всемирного банка)
Микро - предприятия <10 <100 <100
Малые предприятия 10 – 50 100 – 3000 100 – 3000
Средние предприятия 50 – 300 3000 – 15000 3000 – 15000
Европейский Банк (Программа Реконструкции поддержки и Развития малого бизнеса   в Казахстане)
Малые предприятия <100 - -
Организация ООН   Индустриальному Развитию  
Микро - предприятия <10 - -
Малые предприятия 11 – 99 - -
Средние предприятия 100 – 499 - -
  Программа Развития ООН  
Малые и средние предприятия 5 – 200 - -

Имея собственную классификацию, международные организации в своих программах поддержки предпринимательства, как правило, опираются на критерии, принятые в странах, где эти программы реализуются.

Как видно из приведенных данных, в большинстве случаев используемые критерии не учитывают особенностей функционирования малых предприятий, таких как отраслевая принадлежность или стадия развития предприятия, а также социальная характеристика предпринимателя.

Для развивающихся стран наиболее характерно преобладание так называемых "мышей" - микро-бизнеса, представленного кустарным производством, подсобным хозяйством и небольшими семейными предприятиями. Они обеспечивают занятость для большинства населения, но зачастую лишь на уровне прожиточного минимума и, как правило, с низким качеством создаваемых рабочих мест.

Таким образом, в мировой практике отсутствуют единые универсальные критерии для определения малого бизнеса. Но значимость рассматриваемого сектора для социального и экономического развития каждой отдельно взятой страны не вызывает сомнений. [8]

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: