Институциональная среда согласования экологических и экономических интересов хозяйствующих субъектов

Проблемы развития эколого-экономической системы связаны с реализацией интересов субъектов хозяйствования через существующие институты. В качестве основных институтов ЭЭС мы рассматриваем собственность в разных формах, рынок как доминирующую на определенном этапе развития общества систему экономических отношений, фирму как ее ключевое звено, государство с его социально-экономическими функциями.

Рынок предстает как институционально оформленное пространство, в котором взаимодействия актеров определены объективными законами и способом присвоения и распределения ресурсов, основанном на праве частной собственности, и определяющее структуру управления и формы обмена. В рамках ЭЭС это проявляется как усиление противоречий между экономическими интересами хозяйствующих субъектов, стремящимися к частному присвоению редких ресурсов, и экологическими интересами всех людей в обеспечении безопасности своей жизнедеятельности и равенству доходов. Тем самым порождается неравенство, которое закрепляется во всем, в том числе и в праве собственности на истощимые ресурсы природы. Нерегулируемый рынок разрушает динамическое равновесие ЭЭС, деформирует ее и приводит к катастрофе.

В условиях развития рыночной экономики институционализация механизмов согласования интересов сопровождается формированием ловушек (коррупционный интерес частных лиц, высокая доля «теневой» экономики, высокая дифференциация населения по уровню доходов) и проявлением оппортунизма в природоохранительной деятельности. В условиях затянувшейся трансформации социально-экономической системы и неэффективности механизма рационального природопользования именно корпоративный сектор становится наиболее невосприимчивым к существующим проблемам.

Экологическая несостоятельность рынка заставляет общество рассматривать государство как главный и важнейший институт, призванный регулировать вопросы согласования экологических и экономических интересов хозяйствующих субъектов. Государство осуществляет управление эколого-экономическими отношениями через экономическое и природно-ресурсное законодательство, платежи за природные ресурсы, лицензирование хозяйственной деятельности, экологический мониторинг, паспортизацию, экспертизу проектов, страхование и аудит. Особое место в системе институционализации эколого-экономи­чес­ких отношений принадлежит механизму платежей за природные ресурсы и негативное воздействие на окружающую среду.

Анализ сложившейся системы формальных институтов госрегулирования эколого-экономических противоречий показывает, что этот механизм тоже требует совершенствования. Предприятиям выгоднее загрязнять окружающую среду, а не вкладывать средства в природоохранные мероприятия. Поэтому нуждается в развитии и доработке правовое обеспечение экономического регулирования природопользования, регламентации разрешительной деятельности и платы за негативное воздействие на окружающую среду. Правовые нормы, касающиеся льготного налогообложения для природопользователей, не имеют необходимых механизмов реализации. Используемые экономические механизмы носят сугубо фискальный характер и отличаются низкой эффективностью своего воздействия. Так, по Пензенской области размер платы за загрязнение окружающей среды в 2006 г. составил 15 122,1 тыс. руб., а в 2007 г. – 55 878,4 тыс. руб., что показывает несостоятельность компенсирующей функции института платежей за загрязнения.

Действующий институт законодательства по-прежнему не стимулирует переход на экологически эффективные технологии и проведение природоохранных мероприятий. Неэффективность правовой базы порождается несамостоятельностью и недостаточной целостностью для защиты общественных и государственных экологических интересов, проявляется в противоречии законодательных норм, что мешает развитию рыночных механизмов рационализации природопользования и охраны окружающей среды. Следует отметить, что сам механизм природопользования должен носить рыночный характер, однако основные его параметры (ставки, нормативы), т. е. «правила игры», должны устанавливаться государством. Обозначенные противоречия может исправить принятие Экологического кодекса РФ. 

Механизм согласования экологических и экономических интересовсубъектов эколого-экономических отношенийвыступает структурообразующим фактором формирования и развития эколого-эко­но­мической системы. Его целью является повышение устойчивости ЭЭС посредством упорядочивания отношений между субъектами на основе определенных норм и правил действий, направленных на удовлетворение противоречивых интересов. В зависимости от выбранной стратегии он может быть направлен на разрушение устаревших неэффективных институтов (квотирование при распределении ресурсов между природопользователями на нерыночной основе); сохранение, укрепление перспективных институтов (институт аренды природного объекта); создание основ новых институтов (рынок прав на загрязнение);

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: