I.4 Деловая репутация организации как особый вид нематериальных активов

 Стоимость любой организации, взятой в целом как единый имущественно-хозяйственный комплекс, отлична от совокупности ее активов и обязательств. Другими словами, между стоимостью организации и чистой стоимостью ее имущества всегда есть разница. Эта разница представляет собой деловую репутацию организации, или гудвилл (Goodwill). [14, стр. 110]

 Деловая репутация органи­зации в соответствии с пунк­том 27 ПБУ 14/2001 может определяться в виде разницы между покупной ценой орга­низации (как приобретенно­го имущественного комплек­са в целом и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

Зарубежные экономисты определяют деловую репута­цию (англ. goodwill) как раз­ницу между рыночной стои­мостью компании (или ценой реализации, с которой сог­ласны и покупатель, и прода­вец) и стоимостью (или сум­мой рыночных цен) ее акти­вов в отдельности. Такой подход называется теорией «большого котла», то есть гудвилл — цена, которую по­купатель готов заплатить за фирму сверх рыночной стои­мости ее материальных акти­вов. Только используя такой порядок, можно добиться объективности.

Деловая репутация стоит особняком не только в ряду других нематериальных ак­тивов, но и во всех иных ак­тивах предприятия. Она не может быть самостоятель­ным предметом сделки, ее нельзя продать, обменять или подарить. Деловая ре­путация не принадлежит компании на праве собст­венности, не может быть отчуждена и существовать отдельно от компании. [8, стр. 2-3]

Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачивае­мую покупателем в ожида­нии будущих экономических выгод, и учитывать в каче­стве отдельного инвентар­ного объекта.

 Отрицательную деловую репутацию организации можно определять как скид­ку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсут­ствием определенных факто­ров, влияющих на ее оценку (например, наличия стабиль­ных покупателей, репутации качества продукции, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персо­нала), и учитывать как дохо­ды будущих периодов.

В составе нематериальных активов учитывается только положитель­ная деловая репутация. Ее стоимость амортизируется в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации). При этом в бухгалтерском учете амортизационные отчисления отражаются путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости, то есть без применения счета 05 «Амортиза­ция нематериальных активов».

В свою очередь отрицательная деловая репутация учитывается как доходы будущих периодов и равномерно относится на финансовые резуль­таты орга­низации как операционный доход.[4, стр.74-75]

Отражение деловой репу­тации в бухгалтерском ба­лансе производят привати­зированные в процессе про­ведения аукционов и кон­курсов. А также предпри­ятия, консолидирующие от­четность головной и дочер­них организаций.

Управление деловой репу­тацией должно проводиться в рамках управления немате­риальными активами через: оптимизацию структуры нематериальных активов; целенаправленное изменение состава и стоимости нематериальных активов, принадлежащих предприятию (организации); выбор амортизационной политики;  принятие и реализацию решений о выбытии или приобретении отдельных нематериальных активов.

Необходима дальнейшая доработка ПБУ 14/2000 в ча­сти приближения определе­ния деловой репутации в на­циональных стандартах бух­галтерского учета к опреде­лению в международных стандартах финансовой от­четности. Следующий шаг — определение элементов дело­вой репутации и уточнение порядка ее оценки. После этого, возможно, следует включить деловую репута­цию в перечень амортизируе­мого имущества по статье 257 Налогового кодекса РФ.

Было бы грубой ошибкой нравственную оценку дея­тельности российского предприятия количествен­но оценивать на основе сто­имостного выражения де­ловой репутации. Практика показывает, что многие из­вестные отечественные предприятия, к которым за долгие годы сложилось ус­тойчивое доверие покупа­телей, к сожалению, имеют отрицательную оценку де­ловой репутации. И дело здесь скорее в системе на­логообложения и бухгалтерского учета, которые излишне сложны и нерациональны. Когда Минфину РФ удастся изменить здесь что-то в лучшую сторону, тогда не пройдет и двух-трех лет, как бухгалтерское
определение деловой репутации совпадет с нравственной оценкой деловой репутации этого предприятия на потребительском рынке. [8, стр. 2-3]

Схема возникновения деловой репутации.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: