Стоимость любой организации, взятой в целом как единый имущественно-хозяйственный комплекс, отлична от совокупности ее активов и обязательств. Другими словами, между стоимостью организации и чистой стоимостью ее имущества всегда есть разница. Эта разница представляет собой деловую репутацию организации, или гудвилл (Goodwill). [14, стр. 110]
Деловая репутация организации в соответствии с пунктом 27 ПБУ 14/2001 может определяться в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.
Зарубежные экономисты определяют деловую репутацию (англ. goodwill) как разницу между рыночной стоимостью компании (или ценой реализации, с которой согласны и покупатель, и продавец) и стоимостью (или суммой рыночных цен) ее активов в отдельности. Такой подход называется теорией «большого котла», то есть гудвилл — цена, которую покупатель готов заплатить за фирму сверх рыночной стоимости ее материальных активов. Только используя такой порядок, можно добиться объективности.
|
|
Деловая репутация стоит особняком не только в ряду других нематериальных активов, но и во всех иных активах предприятия. Она не может быть самостоятельным предметом сделки, ее нельзя продать, обменять или подарить. Деловая репутация не принадлежит компании на праве собственности, не может быть отчуждена и существовать отдельно от компании. [8, стр. 2-3]
Положительную деловую репутацию организации следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую покупателем в ожидании будущих экономических выгод, и учитывать в качестве отдельного инвентарного объекта.
Отрицательную деловую репутацию организации можно определять как скидку с цены, предоставляемую покупателю в связи с отсутствием определенных факторов, влияющих на ее оценку (например, наличия стабильных покупателей, репутации качества продукции, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня квалификации персонала), и учитывать как доходы будущих периодов.
В составе нематериальных активов учитывается только положительная деловая репутация. Ее стоимость амортизируется в течение 20 лет (но не более срока деятельности организации). При этом в бухгалтерском учете амортизационные отчисления отражаются путем равномерного уменьшения ее первоначальной стоимости, то есть без применения счета 05 «Амортизация нематериальных активов».
В свою очередь отрицательная деловая репутация учитывается как доходы будущих периодов и равномерно относится на финансовые результаты организации как операционный доход.[4, стр.74-75]
|
|
Отражение деловой репутации в бухгалтерском балансе производят приватизированные в процессе проведения аукционов и конкурсов. А также предприятия, консолидирующие отчетность головной и дочерних организаций.
Управление деловой репутацией должно проводиться в рамках управления нематериальными активами через: оптимизацию структуры нематериальных активов; целенаправленное изменение состава и стоимости нематериальных активов, принадлежащих предприятию (организации); выбор амортизационной политики; принятие и реализацию решений о выбытии или приобретении отдельных нематериальных активов.
Необходима дальнейшая доработка ПБУ 14/2000 в части приближения определения деловой репутации в национальных стандартах бухгалтерского учета к определению в международных стандартах финансовой отчетности. Следующий шаг — определение элементов деловой репутации и уточнение порядка ее оценки. После этого, возможно, следует включить деловую репутацию в перечень амортизируемого имущества по статье 257 Налогового кодекса РФ.
Было бы грубой ошибкой нравственную оценку деятельности российского предприятия количественно оценивать на основе стоимостного выражения деловой репутации. Практика показывает, что многие известные отечественные предприятия, к которым за долгие годы сложилось устойчивое доверие покупателей, к сожалению, имеют отрицательную оценку деловой репутации. И дело здесь скорее в системе налогообложения и бухгалтерского учета, которые излишне сложны и нерациональны. Когда Минфину РФ удастся изменить здесь что-то в лучшую сторону, тогда не пройдет и двух-трех лет, как бухгалтерское
определение деловой репутации совпадет с нравственной оценкой деловой репутации этого предприятия на потребительском рынке. [8, стр. 2-3]
Схема возникновения деловой репутации.