Диаграмма 1.2. (По данным статистического сборника Регионы России. 1999г.)

 

 Это свидетельствует о продолжающемся процессе "старения" населения, формировании регрессивного типа возрастной структуры населения. Наиболее многочисленной группой в составе экономически активного населения являются занятые в экономике в возрасте 40-49 лет, хотя за последние годы происходит увеличение численности в возрасте от 50 до 59 лет, что говорит о старении трудового потенциала.

Причем в сельской местности такая структура давно свершившийся факт: в численном составе сельского населения лиц пенсионного возраста 30,2%, в том числе среди женщин – 39%. Демографическая нагрузка в регионе на 1000 лиц трудоспособного возраста - 702,5 человека моложе и старше трудоспособного возраста, в Нижнем Новгороде - 627 человек, а всего в городских поселениях - 645,9 человек. По прогнозу министерства экономики и развития предпринимательства возрастная структура населения будет меняться, так как начнут входить в трудоспособный возраст лица, рожденные в 80-е годы (годы наибольшей рождаемости), а выходить из него рожденные в военные годы, т.е. число жителей в трудоспособном возрасте начнет увеличиваться.

Вместе с тем, решение проблем региональных рынков труда, в том числе разработка и реализация территориальных программ содействия занятости, возможно только при условии привлечения ресурсов заинтересованных органов исполнительной власти (всех уровней), объединений работодателей, профсоюзов и организаций, налаживания целевого взаимодействия между ними, направленного на снятие межведомственных барьеров;

В том числе, осуществление превентивных мер по содействию занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите, оказание гражданам адресной поддержки при трудоустройстве, что предусматривает внедрение эффективных механизмов профилирования безработных граждан. А также реализацию принципа адресности в работе служб занятости, которая означает, в первую очередь, ориентацию государственной политики содействия занятости (в отличие от общеэкономической политики рынка труда) на слабо защищенные категории населения: женщин; многодетных и одиноких родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей; детей-инвалидов; молодежь; инвалидов; лиц, пострадавшие от несчастных случаев; граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей и ряд других категорий.

Состояние рынка рабочей силы на селе

Село, с началом курса на построение рыночной экономики, тоже вступило в период реформ, нуждаясь в дополнительной рабочей силе. Сегодня здесь опережающими темпами по сравнению с городом растет безработица. Безработица на селе приобрела застойный характер. Даже среди зарегистрированных безработных удельный вес лиц, не работающих свыше восьми месяцев, достигает 45%. В составе сельских безработных преобладают женщины 64%, из них 27% имеют высшее и среднее специальное образование. Треть сельских безработных – молодые люди в возрасте до 30 лет, из них 13% - выпускники профессионально-технических училищ, средних специальных и высших учебных заведений, что свидетельствует о несоответствии качества профессиональной подготовки потребностям рынка труда.

Ограниченность сфер занятости на селе, отсутствие развитого рынка жилья, низкая территориальная и социально-профессиональная мобильность сельского населения, слабая социальная защита безработных сдерживают процесс оптимизации уровня и структуры занятости в крупном сельскохозяйственном производстве. В результате растет латентная безработица.

Коллективный договор еще не стал важным инструментом регулирования трудовых отношений на сельскохозяйственном предприятии. Трудовые отношения между фермерами и наемными работниками во многих случаях находятся вне правового поля.

В последние годы на селе значительно расширился социальный состав малообеспеченного населения. Основная причина широкого распространения бедности на селе – низкая оплата сельскохозяйственного труда. С 1994 г. сельское хозяйство по этому показателю прочно занимает последнее место среди отраслей отечественной экономики. В 1999 г. среднемесячная оплата труда здесь была ниже, чем в промышленности, в 3,1 раза, а в расчете на 1 час труда – в 3,5 раза. Отношение начисленной заработной платы к прожиточному минимуму трудоспособного человека в промышленности составляло 1,92, а в сельском хозяйстве – лишь 0,61.

Российская деревня вступила в XXI век, находясь в глубоком социально-экономическом кризисе. Преодоление сложившейся критической ситуации возможно только при коренном изменении проводимой по отношению к ней политики. Стратегия развития села должна предусматривать подход к нему как к социально-территориальной подсистеме общества, выполняющей широкий спектр народнохозяйственных функций (в том числе и трудоресурсную). Сочетая методы государственного регулирования и рыночной самонастройки, финансирование развития села следует осуществлять по многоканальному принципу: за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных фондов, средств юридических и физических лиц, привлекаемых для реализации социальных программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: