Отсутствие опыта и стажа работы

Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.

Решение этой проблемы мы видим в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно-принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.

Альтернативой практике квотирования может стать система условий, при которых работодателям было бы выгодно брать на работу выпускников, в частности - введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые позволят определить стратегию реализации идеи.

Еще одной возможностью получения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практика временного найма на разовые работы. Такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров. Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда.

Кроме того, существует еще механизм молодежной практики. В настоящее время организацией молодежной практики занимается служба занятости. Однако брать на работу человека без опыта для работодателя остается невыгодным даже при условии того, что половину заработной платы выплачивает служба занятости. Существует возможность, при которой сам кандидат будет оплачивать получение опыта работы тому предприятию или фирме, которые согласны предоставить ему место для практики. Чтобы реализовать такой механизм, необходимо создание банка данных подобного рода вакансий, продвижение этой идеи в СМИ, в школах через уроки ОБЖ, посредством создания соответствующей странички в Интернете.

На федеральном уровне необходимо создание и реализация программы создания рабочих мест специально для молодых специалистов - выпускников вузов. Практическая реализация этой программы пока маловероятна из-за недостатка бюджетных средств, но идея должна продвигаться уже сейчас.

Причины и формы безработицы

3.1.Общая характеристика трудовых ресурсов

Положение на рынке труда Российской Федерации является результатом объективной логики развития общества в условиях макроэкономической трансформации. В результате происходивших на протяжении 90-х годов социально-демографических процессов трудоспособное население в стране выросло приблизительно на 0,6 млн., а экономически активное население сократилось на 3,2 млн. человек (4,2%).

Основное сокращение экономически активного населения произошло в первой половине 90-х годов. После 1995 года его численность стабилизировалась. К началу 2000-го года число экономически активного населения достигло 73,8 млн. человек и составляет почти половину общей численности населения страны. Сокращение числа экономически активного населения при росте трудоспособного населения свидетельствуето наличии негативных явлений: существовании теневой экономики и несоответствии официально регистрируемой и реальной безработицы.

Среди трудоспособного населения нашей страны достаточно высока доля молодых людей, которая составляет приблизительно 37%.Через несколько лет (к 2008 году) она может увеличиться и достигнуть в среднем по стране 40% (в российских регионах её численность будет колебаться от 30 до 50%).

В сравнении с другими странами экономически активное население Российской Федерации имеет достаточно высокий уровень образования. Приблизительно 19% экономически активного населения имеет высшее образование, 32,6% - среднее профессиональное образование, 33,6% - общее среднее образование и только лишь 14,7% обладает начальным или более низким образованием. Среди трудоспособного населения более высокое образование имеют женщины: более 20% из них с высшим образованием. У мужчин этот показатель составляет около 18%. Соответственно среди мужчин и женщин имеют среднее профессиональное образование приблизительно 27% и 39%. Мужчины преобладают на более низких ступенях образования: общее среднее имеет 37% мужчин и около 30% у женщин; начальное соответственно - 18% и 11%. Высокий уровень образования российского экономически активного населения является положительным фактором, создающим условия для возможности интенсивного экономического развития. Но этот фактор имеет временный характер и может исчезнуть, если не будут устранены несоответствия между квалификацией рабочей силы и спросом на рынке труда и в России не начнется экономический подъем. Исследования ВЦИОМ показали, что около 70% рабочих считают, что их квалификация используется не в полной мере. Это, в основном, мужчины, профессионалы с высшим образованием и квалифицированные рабочие.

Сущность безработицы

Безработица – это социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производственной сфере. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны. Безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

К безработным в России относятся лица, достигшие 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:

×  не имели работы (доходного занятия);

×  занимались поисками работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и другие способы, предпринимали шаги к организации собственного дела;

× были готовы приступить к работе.

При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три перечисленных критерия.

К безработным, зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица: 

× потерявшие работу в результате увольнения;

× добровольно оставившие работу;

× пришедшие на рынок труда после перерыва;

× впервые пришедшие на рынок труда.

Т. е. лица, в установленном порядке получившие официальный статус безработного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: