Рис2. Сцепление МАЗ-54227

1 — отжимная пружина; 2 — шток; 3 — кольцо. 4 — планка; 5 — оттяжной рычаг; б — вилка оттяжного рычага; 7 — регулировочная гайка; 8 — опорная пластина; 9 — стопор­ная пластина; 10—пружина оттяжного рычага; 11—муфта выключения сцепления с подшипником; 12 — шланг подачи смазки к муфте выключения сцепления; 13 — вилка; 14 — упорное кольцо оттяжных рычагов; 15 — вал вилки выключения сцепле­ния; 16 — рычаг; 17 — палец; 18 — крышка люка картера сцепления; 19 — кожух сцепле­ния; 20 — нажимная пружина; 21 - теплоизоляционная прокладка пружины; 22 — нажим­ный диск; 23—крышка люка картера маховика; 24 –маховик; 25 — ведомые диски; 26—средний ведущий диск; 27 — упорный штифт; 28 — диск гасителя крутильных колебаний; 29 — фрикционные кольца гасителя; пружина гасителя; А — минимальный ход муфты выключения сцепления

 

  Ведомые диски 25 невзаимозаме­няемы и также установлены на шлицах первичного вала в определен­ном положении. Они состоят из сту­пицы, диска с фрикционными на­кладками и гасителя крутильных ко­лебаний.

Гаситель предохраняет сцепление от воздействия крутильных колеба­ний, передающихся от коленчатого вала двигателя, а также обеспечи­вает более плавное включение сце­пления и создает благоприятные ус­ловия для работы зубчатых зацепле­ний передач.

Гарантированные зазоры между ведомыми дисками и поверхностями тре- ния маховика, среднего ведущего и нажимного дисков при выключе­нии сцепления по мере износа на­кладок обеспечиваются спе­циальным механизмом автоматиче­ской регулировки отхода среднего диска. Этот механизм состоит из штоков 2 (см. рис.), закре­пленных в каждом из четырех типов среднего ведущего диска, раз­резных колец 3, для перемещения по штоку которых необходимо определенное усилие, и упорных планок 4, которые крепятся с кожухом сцепле­ния болтами к маховику.         

 При выключении сцепления нажимный диск 22 отходит назад не менее чем на 2 мм и освобождает   второй ведомый диск 25. Средний |ведущий диск 26 под действием пружин 30 также отходит назад до упора кольца 3 в планку 4 на величину. 1,2±0,1 мм, освобождая первый ведомый диск 25.                  

По мере износа фрикционных накладок сцепления средний ведущий диск под действием нажимных пружин диска перемещается к маховику. Кольца 3 при этом упираются в кожух сцепления, перемещаясь по штокам 2 и сохраняя размер между кольцами и упорными планками.

Выключающее устройство сцепления состоит из четырех оттяжных рычагов, которые пальцами соединяются с нажимным диском и вилкой 6. Опорами осей рычагов 5 на нажимном диске являются имеющиеся в нем двойные приливы, обработанные соосно. Рычаги опираются на оси через игольчатые ролики. Продольное смещение осей ограничивает чека, входящая в паз оси. Опорами вилок рычагов на кожухе служат регулировочные гайки 7, навинченные на концы вилок. Гайки прижаты к кожуху сцепления опорными пластинами 8. Вследствие упругости пластин 8, а также сферической поверхности регулировочных гаек, опирающихся на кожух, вилки могут совершать небольшие качательные движения, вызываемые перемещением рычагов при включении и

выключении сцепления. Опора вилок на пальцы рычагов подобна опоре рычагов на нажимном диске и состоит из игольчатых роликов.

С помощью пружины 10 от­тяжные рычаги прижимаются к упорному кольцу 14.

Муфта 11 выключения сцепления свободно посажена на втулку, кото­рая одновременно является и крыш­кой подшипника первичного вала коробки передач. В муфте выключе­ния сцепления имеются два при­лива, в отверстия которых вста­вляются сухари для упора вилки 13 выключения сцепления и предохра­нения муфты от износа.

На переднюю проточку муфты выключения сцепления посажен спе­циальный упорный шарикоподшип­ник. При выключенном сцеплении между упорным подшипником и кольцом 14 должен быть зазор 3,1—4,1 мм, который обеспечивает­ся регулировкой положения вилки выключения сцепления. Отсутствие этого зазора приводит к неполному включению сцепления.

Вилка выключения сцепления не­подвижно закреплена на валу 15, ко­торый установлен во втулках, за­прессованных в соосно расточенные отверстия в приливах картера сце­пления. Выходной конец вала 15 имеет мелкие остроугольные шлицы, на которые надевается ры­чаг 16 вала вилки выключения сце­пления.

Привод выключения сцепления с пневматическим усилителем пока­зан на рис.3. Клапан 17 с тягой 14 в сборе включены в механический привод последовательно, а рабочий цилиндр 27 усилителя установлен непосредственно на силовом агрега­те параллельно механическому при­воду. Валик 22 вилки выключения сцепления соединен двуплечим ры­чагом 27 со штоком 19 клапана и штоком 26 рабочего цилиндра.

Рис.3. Привод выключения сцепления:

/, 22— валики; 2, 11, 20, 25— вилки; 3. 13, 24 — гайки; 4, 7, 14 — тяги; 5 — педаль; 6 — промежуточный двуплечий рычаг; 8—оттяжная пружина; 9 — задний кронштейн;

10 и 12— рычаги; 15 и 1б—шланги; 17 — клапан усили­теля сцепления; 18 — регулиро-вочная гайка; 19 — шток клапана; 21—двуплечий рычаг выключения сцепления;

23 — болт; 26 — шток рабочего цилиндра; 27 — рабочий цилиндр

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: