После войны с восстановлением народного хозяйства преобразуется и административная система управления социальным обеспечением. Так, в 1949 г. Вместо НКСО образовывается Министерство социального обеспечения, деятельность которого разворачивается в последующие десятилетия.
Новым этапом в становлении социального обеспечения можно считать конец 50-х гг. Верховный Совет СССР 14 июля 1956 г. принимает Закон о государственных пенсиях, по которому не только расширяется круг лиц, которым предоставляются пенсии, но и в самостоятельную отрасль выделяется законодательство о социальном обеспечении. Практически положено начало всеобщему государственному обеспечению трудящихся.
В январе 1961 г. изменяется положение о Министерстве социального обеспечения РСФСР, где его функции по сравнению с 1937г. значительно расширяются. Согласно постановлению Совмина РСФСР, на Министерство возлагались следующие функции:
• Выплата пенсий.
• Организация врачебно- трудовой экспертизы.
• Трудовое устройство.
• Профессиональное обучение инвалидов.
• Материально- бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей.
Предоставление протезно-ортопедической помощи.
В 1964 г. принимается Закон о пенсиях и пособиях членам колхозов. Тем самым в стране осуществляется всеобщее государственное пенсионное обеспечение.
Важнейшим направлением деятельности социального обслуживания населения являлось материальное обеспечение, которое шло по трем направлениям:
• Государственное социальное обеспечение.
• Государственное социальное страхование.
Социальное обеспечение колхозников [10, 171].
Финансирование государственного социального обеспечения осуществлялось за счет государственных, республиканских и местных бюджетов (оно распространялось на военнослужащих, учащихся и другие категории граждан).
Финансирование государственного социального страхования обеспечивалось за счет страховых взносов предприятий, организаций, дотаций государства (оно распространялось на рабочих и служащих).
Социальное обеспечение колхозного крестьянства осуществлялось за счет колхозов и дотаций государственного бюджета. На всех граждан распространялось бесплатное медицинское обслуживание.
С 1955 по 1968 гг. наблюдалась тенденция роста расходов государственных ассигнований на социальное обеспечение и страхование. Если по РСФСР в 1965 г. расходы на нужды социального обеспечения составили 40%, то в 1967 -45%. К 70-м гг. основными принципами социального обеспечения в СССР являлись:
1. Всеобщность социального обеспечения.
2. Многообразие видов обслуживания.
3. Обеспечение граждан различными видами социальной помощи за счет государственных и общественных средств.
В начале 80-х гг. происходит переосмысление функций и задач социального обеспечения. Помимо традиционных к ним добавляются такие функции:
1. Выполнение заданий государственного плана и обеспечение строгого соблюдения государственной дисциплины;
2. Рациональное использование капитальных вложений и повышение их эффективности.
3. Снижение себестоимости и сокращение сроков строительства.
4. Своевременный ввод производственных мощностей [10, 172].
Основным направлением деятельности стало социальное обеспечение нетрудоспособного населения. Динамика расходов на социальное обеспечение в СССР, согласно официальной статистике, такова: 1950 г. - 3,7 млрд.р., 1960 г. -9,9 млрд.р., 1970 г. - 22,8 млрд.р., 1975 г. - 34,6 млрд.р., 1980 г. - 44,5 млрд. р., 1985 г. - 61,1 млрд.р.,1987 г. -69,2 млрд.р. [10, 172].
Однако негативные общественные тенденции к середине 80-х гг. приводят к необходимости реформирования общества. Социально-экономические реформы в конце 80-х гг. существенно изменяют ситуацию в стране. На определенном этапе становления советского государства происходит идентификация общества и государства, практически Россия лишается гражданского общества, и, как следствие этого, в системе помощи и зашиты начинает доминировать государство; общественные организации, существующие лишь номинально, не принимают участия в данной деятельности. Такой подход не мог не отразиться и на том, что общественное призрение, охватывающее различные сферы человеческой деятельности, практически сводится данный период только к проблемам социального обеспечения. Мы можем констатировать, что происходит сужение парадигмы помощи, многие виды социального патронажа, оформившиеся эволюционным путем, в общественной практике утрачиваются.
Билет № 39