В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности.
Цель школы - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие цели:
а) новый взгляд на личность как цель образования, личностную направленность учебно-воспитательного процесса;
б) гуманизацию и демократизацию педагогических отношений;
в) отказ от прямого принуждения как метода, не дающего результатов в современных условиях;
г) новую трактовку индивидуального подхода;
д) формирование положительной «Я - концепции», т.е. системы осознанных и неосознанных представлений личности о самом себе, на основе которых она строит свое поведение.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
Открываются новые принципиальные подходы е тенденции в решении
вопросов - чему и как учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы.
|
|
Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов: опорных сигналах В. Ф. Шаталова, в идее свободного Штейнера, в опережении С. Н. Лысенковой, в идее крупных Эрдниева, в интеллектуальном фоне класса В. А. Сухомлинского, развитии личности по Л. В. Занкову, в способностях творческих и исполнительских И. П. Волкова, в зоне ближайшего развития Л. С. Выготского и других.
Концепция воспитания.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, согласно которым развивается воспитание в современной школе:
- превращение школы Знания в школу Воспитания;
- постановка личности школьника в центр всей воспитательной системы;
- гуманистическая ориентация воспитания, формирование общечеловеческих ценностей;
- развитие творческих способностей ребенка;
- возрождение русских национальных и культурных традиций;
- сочетания индивидуального и коллективного воспитания;
- постановка трудной цели.
Педагогизация окружающей среды.
Педагогика сотрудничества ставит школу в ведущее, ответственное положение по отношению к остальным институтам воспитания, деятельность которых должна быть рассмотрена и организована с позиций педагогической целесообразности. Важнейшими социальными институтами, формирующими подрастающую личность, являются школа, семья и социальное окружение. Результаты определяются совместным действием всех трех источников воспитания. Поэтому на первый план выдвигаются идеи компетентного управления, сотрудничества с родителями, влияние на общественные и государственные институты защиты детства.
Ряд положений педагогики сотрудничества опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому педагогика сотрудничества вызвала большую полемику. Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих педагогов, инициировала деятельность авторских школ.
Билет № 40