К концу 80-х - началу 90-х гг. в стране созрели все предпосылки для перехода от отдельных очагов передового опыта социального воспитания к государственному уровню решения проблемы, к созданию новой концепции воспитания подрастающего поколения, разработке новых социально-идеологических ориентиров.
В феврале 1989 г. создается Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа-микрорайон» совместно Государственным комитетом СССР по народному образованию и Академией педагогических наук СССР на основе лаборатории воспитательной работы по месту жительства. Руководителем ВНИКа была назначена кандидат педагогических наук В. Г. Бочарова. Задача ВНИКа - создать принципиально новую концепцию социального воспитания детей и подростков, которая бы предусматривала совершенствование внешкольной среды, преодоление духовной пустоты в сфере семьи, свободного времени, моделирование единой системы воспитания детей и взрослых по месту жительства как решение одной из важнейших социально-педагогических задач [3; 105-106].
|
|
Перед ВНИКом «Школа-микрорайон» ставится задача научно-методической разработки новой должности - социального педагога, специально ориентированного на работу с детьми по их воспитанию в социуме, на оказание им помощи в процессе социализации. За три года работы ВНИКа на его экспериментальных площадках был развернут социально-педагогический эксперимент, одним из направлений которого была отработка параметров новой профессии.
Новая педагогическая должность была остро необходима. Было понятно, что набирающие силу социально-политические процессы обостряют и без того плохо решаемые в практике вопросы воспитательной работы с «группами риска». Кроме того, на всех уровнях управления сформировалось понимание дальнейшей невозможности интенсификации труда учителя — предметника, а в реальной жизни образовательного учреждения каждый день приходилось решать множество социально-педагогических проблем, выходящих за рамки непосредственного учебно-воспитательного процесса, но тем не менее впрямую или косвенно влияющих на его результаты и качество.
«Своего» педагога должны были получить и другие ведомства и сектора социальной сферы. Имелась потребность не в учителе с базовым образованием предметника, а педагог широкого профиля с основами юридических, медицин ских, психологических знаний.
Ко времени развала социалистического государства (1991 г.) должность социального педагога была введена только в систему образования, хотя по стратегическим замыслам это была педагогическая должность, универсальная по своему назначению и возможностям ведомственной, типовой и видовой (учрежденческой) модификации, поэтому предполагалось постепенно «продвигать» ее в систему социального обеспечения, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства и др. ведомства, везде, где требуются профессии типа «человек-человек». Этот процесс, вызванный объективными общественными потребностями, начался стихийно и лишь спустя 10 лет,
|
|
Официальное открытие нового социального института дало огромный импульс для методологических, теоретических и научно-практических исследований в сфере деятельности и в подготовке новых кадров. Возвращение после 70-летнего перерыва России в мировое образовательное пространство способствовало ускорению становления социальной педагогики у нас в стране.
Научный коллектив ВНИКа «Школа-микрорайон» в 1992 г. составил основной костяк Центра социальной педагогики Российской академии образования, затем Института педагогики социальной работы РАО. Переименование отражало борьбу двух тенденций: распространение и укрепление западных концепций, опыта, моделей и технологий социальной работы, в том числе и в сфере работы с детьми и молодежью, и разработку фундаментальных и прикладных аспектов социальной педагогики как отрасли общей педагогики, претендующей на роль базовой науки для всей социальной работы.
Ключевой вопрос педагогики с 1985 г. - о понимании сущности природо-и культуросообразности, в котором определились две тенденции: образовательная, требующая подчинения природы ребенка требованиям социальной системы, выражаемым образовательным учреждением, и социально-педагогическая, неинституциональная, включающая ребенка в широкий контекст социальных связей, мобилизованных и приспособленных специально для решения социально-педагогических задач.
В современных условиях потребность в социально-педагогической теории и практике не исчезла, а наоборот, усилилась, потому что с одной стороны, усиливается роль социальных факторов в жизни общества и отдельных людей, а с другой - не уменьшается, а возрастает число детей и подростков, которые нуждаются в социальной защите вообще, в оказании социально-педагогической помощи в частности. В настоящее время должность социального педагога различных специализаций имеется в системе образования, социальной защиты, органов по молодежной политике, в отдельных случаях - в учреждениях здравоохранения, на производстве, в армии, системе внутренних дел, культуры.
Современный этап, названный периодом профессиональной социально-педагогической деятельности в России, имеет свои особенности. Накоплен огромный опыт работы с детьми, требующими особой защиты и заботы, имеются методы и методики разрешения возникающих у них проблем, создаются новые технологии социально-педагогической работы, изучается, корректируется и используется зарубежный опыт социально-педагогической деятельности, опыт подготовки специалистов - социальных педагогов и социальных работников.
По состоянию на начало 1998 г. в России среди учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой кадров для социальной сферы (то есть в том числе социальных педагогов), было 10 государственных академий, 62 государственных университета, 9 институтов социального и гуманитарного профиля, 1 учебный центр [3, 107].
В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки кадров:
1. Допрофессиональная подготовка на курсах, в школе, лицеях.
2. Профессиональная подготовка:
- обучение в средних специальных учебных заведениях.
- обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах (педагогических, медицинских и т.д.) на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения — от 3 до 6 лет), на спецфакультетах (имеющие высшее образование обучаются 1-3 года).
- послевузовское профессиональное образование (в аспирантуре, докторантуре).
3. Переподготовка и повышение квалификации (разносрочные курсы) [3,108].
Билет № 45