Введение и развитие института социальной педагогики в России

К концу 80-х - началу 90-х гг. в стране созрели все предпосылки для пе­рехода от отдельных очагов передового опыта социального воспитания к госу­дарственному уровню решения проблемы, к созданию новой концепции воспи­тания подрастающего поколения, разработке новых социально-идеологических ориентиров.

В феврале 1989 г. создается Временный научно-исследовательский кол­лектив (ВНИК) «Школа-микрорайон» совместно Государственным комитетом СССР по народному образованию и Академией педагогических наук СССР на основе лаборатории воспитательной работы по месту жительства. Руководите­лем ВНИКа была назначена кандидат педагогических наук В. Г. Бочарова. За­дача ВНИКа - создать принципиально новую концепцию социального воспита­ния детей и подростков, которая бы предусматривала совершенствование вне­школьной среды, преодоление духовной пустоты в сфере семьи, свободного времени, моделирование единой системы воспитания детей и взрослых по мес­ту жительства как решение одной из важнейших социально-педагогических за­дач [3; 105-106].

Перед ВНИКом «Школа-микрорайон» ставится задача научно-методи­ческой разработки новой должности - социального педагога, специально ори­ентированного на работу с детьми по их воспитанию в социуме, на оказание им помощи в процессе социализации. За три года работы ВНИКа на его экспери­ментальных площадках был развернут социально-педагогический эксперимент, одним из направлений которого была отработка параметров новой профессии.

Новая педагогическая должность была остро необходима. Было понятно, что набирающие силу социально-политические процессы обостряют и без того плохо решаемые в практике вопросы воспитательной работы с «группами рис­ка». Кроме того, на всех уровнях управления сформировалось понимание даль­нейшей невозможности интенсификации труда учителя — предметника, а в ре­альной жизни образовательного учреждения каждый день приходилось решать множество социально-педагогических проблем, выходящих за рамки непосред­ственного учебно-воспитательного процесса, но тем не менее впрямую или косвенно влияющих на его результаты и качество.

 

                «Своего» педагога должны были получить и другие ведомства и сектора социальной сферы. Имелась потребность не в учителе с базовым образованием предметника, а педагог широкого профиля с основами юридических, медицин ских, психологических знаний.

Ко времени развала социалистического государства (1991 г.) должность социального педагога была введена только в систему образования, хотя по стратегическим замыслам это была педагогическая должность, универсальная по своему назначению и возможностям ведомственной, типовой и видовой (уч­режденческой) модификации, поэтому предполагалось постепенно «продви­гать» ее в систему социального обеспечения, культуры, здравоохранения, жи­лищно-коммунального хозяйства и др. ведомства, везде, где требуются профес­сии типа «человек-человек». Этот процесс, вызванный объективными общест­венными потребностями, начался стихийно и лишь спустя 10 лет,

Официальное открытие нового социального института дало огромный импульс для методологических, теоретических и научно-практических иссле­дований в сфере деятельности и в подготовке новых кадров. Возвращение по­сле 70-летнего перерыва России в мировое образовательное пространство спо­собствовало ускорению становления социальной педагогики у нас в стране.

Научный коллектив ВНИКа «Школа-микрорайон» в 1992 г. составил ос­новной костяк Центра социальной педагогики Российской академии образова­ния, затем Института педагогики социальной работы РАО. Переименование от­ражало борьбу двух тенденций: распространение и укрепление западных кон­цепций, опыта, моделей и технологий социальной работы, в том числе и в сфе­ре работы с детьми и молодежью, и разработку фундаментальных и приклад­ных аспектов социальной педагогики как отрасли общей педагогики, претен­дующей на роль базовой науки для всей социальной работы.

Ключевой вопрос педагогики с 1985 г. - о понимании сущности природо-и культуросообразности, в котором определились две тенденции: образова­тельная, требующая подчинения природы ребенка требованиям социальной системы, выражаемым образовательным учреждением, и социально-педагогическая, неинституциональная, включающая ребенка в широкий кон­текст социальных связей, мобилизованных и приспособленных специально для решения социально-педагогических задач.

В современных условиях потребность в социально-педагогической тео­рии и практике не исчезла, а наоборот, усилилась, потому что с одной стороны, усиливается роль социальных факторов в жизни общества и отдельных людей, а с другой - не уменьшается, а возрастает число детей и подростков, которые нуждаются в социальной защите вообще, в оказании социально-педагогической помощи в частности. В настоящее время должность социального педагога раз­личных специализаций имеется в системе образования, социальной защиты, ор­ганов по молодежной политике, в отдельных случаях - в учреждениях здраво­охранения, на производстве, в армии, системе внутренних дел, культуры.

Современный этап, названный периодом профессиональной социально-педагогической деятельности в России, имеет свои особенности. Накоплен огромный опыт работы с детьми, требующими особой защиты и заботы, имеются методы и методики разрешения возникающих у них проблем, создаются новые технологии социально-педагогической работы, изучается, корректируется и ис­пользуется зарубежный опыт социально-педагогической деятельности, опыт подготовки специалистов - социальных педагогов и социальных работников.

По состоянию на начало 1998 г. в России среди учебных заведений, зани­мающихся подготовкой и переподготовкой кадров для социальной сферы (то есть в том числе социальных педагогов), было 10 государственных академий, 62 государственных университета, 9 институтов социального и гуманитарного профиля, 1 учебный центр [3, 107].

В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки кад­ров:

1. Допрофессиональная подготовка на курсах, в школе, лицеях.

2. Профессиональная подготовка:

 

- обучение в средних специальных учебных заведениях.

- обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах (педагогиче­ских, медицинских и т.д.) на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения — от 3 до 6 лет), на спецфакультетах (имеющие высшее образование обучаются 1-3 года).

- послевузовское профессиональное образование (в аспирантуре, докто­рантуре).

3. Переподготовка и повышение квалификации (разносрочные курсы) [3,108].

 

Билет № 45


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: