Коммунарская методика - система приемов и организационных форм воспитания учащихся школьного возраста, направленная на формирование и творческое развитие воспитательного коллектива в процессе совместной деятельности взрослых и детей на принципах гуманизма [6, 124]. В педагогической литературе используются и другие обозначения коммунарской методики: методика коллективного творческого воспитания, методика коллективной творческой деятельности и другие.
Коммунарская методика разработана в России в 60-х гг. 20 века. И. П. Ивановым и его единомышленниками для учебных заведений и внешкольных учреждений на основе педагогических идей А. С. Макаренко. И. П. Иванов родился в 1923 г., педагог, доктор педагогических наук СССР (1989). Родился в городе Батуми, окончил философский факультет ЛГУ (1941). Вел большую исследовательскую работу в области воспитательной деятельности общественных организаций в школе. С 1954 г. старший научный сотрудник в АПН СССР, профессор ЛГПИ им. А. И. Герцена. Коммунарская методика апробирована как методика коллективной организаторской деятельности И. П. Ивановым, Л. Г.Борисовой, Ф. Я. Шапиро в созданной ими Коммуне юных фрунзенцев - сводной пионерской дружине при Фрунзенском районном доме пионеров.
|
|
Коммунарская методика включала три основные направления:
1. Коллективное планирование.
2. Повседневную организаторскую работу.
3. Коллективное обсуждение и оценку ее результатов [6, 124]. Разработку методики продолжил коллектив студентов и преподавателей
ЛГПИ им. А. И. Герцена (Коммуна им. А. С. Макаренко, 1963-1973 гг.).
Идеи коммунарской методики были также положены в основу деятельности Всесоюзного пионерского лагеря «Орленок», где в 1936-1966 гг. О. С. Газман, А. Ф. Дебольская и другие педагоги создавали модель образа жизни коммунарского коллектива.
Коммунарская методика возникла как новаторская система воспитания, которая противопоставлялась официальной педагогике. С 80-х гг. коммунарская методика развивалась в русле педагогики сотрудничества. Центральное звено методики - общая творческая забота об улучшение окружающей жизни.
Основные положения коммунарской методики:
1) создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов;
2) организация социально значимой и интересной для всех деятельности;
3) построение самоуправления ученического на принципах сменяемости организаторов с целью включения всех воспитанников в активную работу;
4) особые отношения в коллективе, проникнутые заботой о каждом ребенке и взрослом [6, 124].
В коммунарской методике деятельность организовывалась по тематическому признаку (общественная, познавательная, художественно - эстетическая). Особую роль играл коммунарский сбор, который выступал как средство эмоционального сплочения коллектива.
Билет № 42