Анализ психолого - педагогических исследований внутрисемейных отношений

Психолого-педагогический факультет

Кафедра воспитания, социализации и развития личности

 

 

Выпускная квалификационная работа

 

Тема: «ВЛИЯНИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЁНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ»

 

Студентки гр. Ин. 713-2 Соц

Демочко Юлии Сергеевны

Научный руководитель:

 

                                                                 Рецензент:

 

Работа допущена к защите                 Дата защиты «___» ______________

«____»____________________         Оценка ________________________

Зав. Кафедрой__________

«_____________________»

 

Ставрополь, 2009

 



Содержание

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы влияния внутрисемейных отношений на статус ребёнка в группе…………………….7

1.1. Анализ психолого-педагогических исследований внутрисемейных отношений………………………………………………………………………..7

1.2. Типология внутрисемейных отношений…………………………………20

1.3   Социальный статус ребёнка в группе как психолого-педагогическая проблема……………………………………………………………………..42

 

Глава 2. Изучение влияния внутрисемейных отношений на социальный статус ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников……..53

2.1. Организация и проведение исследования…………………………………53

2.2. Анализ и интерпретация результатов……………………………………...60

 

Заключение ……………………………………………………………………...64

Список литературы. ……………………………………………………………66

Приложение …………………………………………………………………….70

 

 

 

Введение

 Развитие современного общества обусловлено коренными изменениями в политической, экономической и духовно-нравственной сфере жизни людей, ведущими к изменению сложившихся общественных отношений, стереотипов, взглядов и поведения личности, и открывающими возможности для переосмысления ценностей, ценностных ориентаций, ценностных отношений, существовавших раннее, выдвижения новых проблем, поиска их решений.

 Анализ социологических, психолого-педагогических исследований, труды ученых (Ю.П. Азарова, Г.М. Андреевой, Ю.В. Васильевой, С.В.Дармодехина, О.Л. Зверевой, Т.А. Куликовой, Е.Н. Сорочинской, П.П.Пивненко) социально-педагогический опыт и практика позволяют утверждать, что в системе разнообразных социальных институтов и групп, оказывающих воздействие на развитие личности, семья является не просто важным, но и необходимым, глубоко специфичным, в высшей степени действенным компонентом воспитания.

Проблемы семьи и внутрисемейных отношений были актуальны всегда, и вызывали интерес исследователей. Но, пожалуй, особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. Большинство исследований посвящено анализу экономических, социальных педагогических аспектов жизнедеятельности семьи. Многие вопросы, связанные с воспитанием детей, развитием личности, благополучием взрослых и детей, не могут быть решены без опоры на семью. Установлено немало фактов в пользу принципиальной значимости и незаменимости семьи для формирования личности ребенка. По мнению современных исследователей (В. М. Целуйко, А. И. Захаров, Г. Г. Филиппова и др.), семья, утрачивая свои традиционные функции, становится институтом эмоционального контакта, своеобразным “психологическим убежищем”.

Как социальное явление семья претерпевает изменения в связи с развитием общества. Естественную основу семьи составляют внутрисемейные отношения, которые в определенном смысле являются первичными. Однако не следует оставлять без внимания и социальное окружение ребенка, в которое входят не только взрослые, но и сверстники. В настоящее время, большинством психологов (В.М. Иванова, С.В. Ковалев, В.К. Катырло, И.В. Гребенников др.) признаётся важность сверстников в психическом развитии ребёнка. Значение сверстника в жизни ребёнка вышло далеко за пределы преодоления эгоцентризма и распространилось на самые разные области его развития. В связи с этим, многие исследователи (Э.Г.Эйдемиллер, В.И Безлюдная, В.М. Иванова, А.И. Остроухова, А.С.Спиваковская, Э. Эриксон, Э. Берн и др.) пришли к выводу, что в поведении ребенка закрепляются особенности внутрисемейных отношений и становятся моделью в его дальнейших контактах с окружающими и существенным образом влияют на социальный статус ребёнка, который и определяет характер детских взаимоотношений. Изучением этого вопроса занимались такие известные зарубежные и отечественные учёные, как Дж.Брунер, М. Ярроу, К. Зан-Векслер, Е.О. Смирнова, И.А. Залысина, Т.В.Гуськова и др.

Тем самым, всё более актуальным становится необходимость изучения, влияния внутрисемейных отношений не только на общее эмоционально- психическое состояние и развитие ребёнка, но в первую очередь на социальный статус ребёнка в группе сверстников. Анализируя научные источники и результаты практических исследований данного вопроса, определилось противоречие между достаточно высокой разработанностью теоретических основ изучения семьи, как социального института, и недостатком практических исследований в области влияния внутрисемейных отношений на социальный статус ребёнка в группе сверстников.

Из выше изложенного противоречия, вытекает проблема исследования: каково влияние внутрисемейных отношений на социальный статус ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.

Исходя из актуальности, противоречия и обозначенной проблемы была определена тема дипломной работы «Влияние особенностей внутрисемейных отношений на социальный статус ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников».

Цель данного исследования: определить влияние внутрисемейных отношений на социальный статус ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.

Объектом нашего исследования являются внутрисемейные отношения.

Предмет исследования: влияние внутрисемейных отношений на статус ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.

В соответствии с целью и проблемой нашего исследования, нами была сформулирована и выдвинута гипотеза, правомерность которой мы и пытались доказать в процессе экспериментальной деятельности.

Гипотеза: характер внутрисемейных отношений будет оказывать влияние на статус ребёнка старшего дошкольного возраста в группе сверстников.

Для конкретизации решения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

1. Провести анализ социально-педагогической и психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме;

2. Раскрыть сущность внутрисемейных отношений как определяющего фактора формирования личности ребёнка;

3. Описать теоретическую проблематику внутрисемейных отношений;

4. Рассмотреть и описать механизмы формирования статуса ребенка в группе сверстников в старшем дошкольном возрасте.

5. Организовать и провести экспериментальное исследование внутрисемейных отношений и структуры детского коллектива;

6. Описать результаты эксперимента и выявить характер влияния внутрисемейных отношений на социальный статус ребёнка в группе сверстников;

Для решения выдвигаемых в исследовании задач, нами были использованы следующие методы педагогического исследования:

- теоретический анализ педагогической, психологической и специальной литературы по данному вопросу;

- метод наблюдения;

- проективные методики: «Рисунок семьи», «Три дерева», методика Рене Жиля;

- анализ результатов детской деятельности;

- количественный и качественный анализ полученных результатов;

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в работе предложена структурированная система методик для выявления влияния особенностей внутрисемейных отношений на социальный статус ребенка группе сверстников.

Теоретическая значимость исследования заключена, в возможности использования предложенной системы методик, в конкретизации понятия «внутрисемейные отношения», систематизирована классификация различных типов семей и внутрисемейных отношений, описана динамика развития детского коллектива.

Практическая значимость исследования заключается, в готовности использования методических материалов в работе воспитателя, в практике социальной работы и психологического консультирования родителей в рамках работы социально-психологической службы дошкольного образовательного учреждения.

Исследование проходило на базе ДОУ д/с № 7 «Ивушка» г.Минеральные Воды Ставропольского края, в исследовании принимало участие 15 детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка используемой литературы, приложения.

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЁНКА В ГРУППЕ

 

Анализ психолого - педагогических исследований внутрисемейных отношений

 

 В современных условиях возникла необходимость в планомерной и целенаправленной педагогической работе по изучению проблем семьи, актуализации вопросов семейного воспитания, семейных взаимоотношений, формировании ценностного отношения к семье в изменившимся социокультурном пространстве. Обусловлено это тем, что семья – неотъемлемая составляющая общества, и занижать ее роль и значение как для общества, так и для отдельного человека недопустимо. В любом сколько-нибудь цивилизованном обществе существует институт семьи, и будущее человечества не мыслится без семьи.

Семья является сложнейшей подсистемой общества и выполняет разнообразные социальные функции. Поэтому семья служит объектом исследования многих наук, изучающих те или иные стороны её развития и функционирования. Современную семью, семейное воспитание глубоко, разносторонне можно представить себе, обращаясь к таким научным дисциплинам, как философия, социология, экономика, юриспруденция, этнопедагогика, история, педагогика, психология, медицина и т. д. Интеграция этих направлений изучения семьи позволяет получить целостное представление о семье как о социальном явление, сочетающим в себе черты социального института и малой группы. Так систему общих принципов и способов познания разрабатывает философия. Философию семья интересует как важнейшая сфера самореализации человека. Демография и социология изучают состояние и тенденции развития современной семьи. В поле зрения демографии находятся проблемы состава семьи, состояния поколений и т. д. Социология рассматривает семью как социальный институт, как универсальный фактор социализации ребёнка. Экономика изучает хозяйственную сторону жизни семьи, её обеспеченность жильём, работой и т. д. Юриспруденция определяет правовые основы семьи и брака, которые регламентируют статус, права и обязанности родителей и детей в сфере семейной жизни, домашнего воспитания. Для этики важны проблемы семьи как «цитадели» нравственности. История же изучает становление семьи, её эволюцию на разных стадиях исторического развития, характер родительских чувств, ролей и отношений. В связи с этим очень важны исследования этнографов, которые помогают сохранить национальную культуру, возродить ценные идеи, традиции. Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследование закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений с позиции влияния на развитие личности. Педагогику интересует семья как первый и самый мощный воспитатель ребёнка, она изучает пути повышения педагогической культуры родителей, формы взаимодействия семьи с другими социальными институтами.

 Итак, очевиден вывод о том, что многие науки в границах своего предмета изучают те или иные характеристики современной семьи. Однако в последние десятилетия назрела необходимость в интеграции как научных знаний о семье, так и методов её изучения в рамках одной науки, которая обеспечит междисциплинарный подход и системный анализ современной семьи, её функций, важнейшей из которых является воспитательная. Такая комплексная системная наука о семье находится в стадии своего формирования и называется фамилистикой. Название было предложено видными отечественными философами А. Г. Харчёвым и М. С. Мацковским в 1978г. [13, стр. 9]

 Так как, каждая из наук имеет свои задачи в изучение семьи, то даёт ей своё определение. Правомерность многообразия трактовок понятия «семья» обусловлена различными подходами к изучению семейно- брачных отношений. Любое определение с точки зрения какой-либо отдельно взятой науки будет неполным. Философия и социология понимают семью как малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью. Социальные психологи же рассматривают семью как ячейку социальной структуры общества, выступающую регулятором отношений между людьми. Существующие в обществе социальные нормы и культурные образцы задают определённые эталоны представлений о том, какими должны быть муж и жена, отец и мать по отношению к своим детям, дочь и сын по отношению к своим родителям. С социально-психологической точки зрения, семья представляет собой соответствующую нормам и ценностям данного общества социальную группу, объединённую формируемой в совместной деятельности совокупность межличностных отношений: супругов между собой, родителей к детям и детей к родителям и между собой, которые проявляются в любви привязанности, интимности.

 Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. В научной литературе вопросы семьи и семейного воспитания, формирования ценностных отношений представлены достаточно многоаспектно. [36; 39]

 В то же время в современной социологической, педагогической, психологической науке не существует единого определения семьи. Это во многом объясняется тем, что целевое, функциональное и содержательное назначение данной категории обосновывает многогранность ее назначения для государства, общества и человека. За основу мы взяли определение Л.Д. Столяренко. «Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена». [9, стр. 17]

 А. И. Захаров определил семью, как первичную группу, в которой связи строятся на непосредственных контактах, на эмоциональном вовлечении её членов в дела группы, обеспечивающая высокую степень отождествления и слияния её участников, которая увеличивается и разрастается не благодаря «приёму» новых членов извне, а благодаря рождению детей. [7; 22]

 Как отмечает В. М. Целуйко, семья- первая в жизни человека социальная общность (группа), благодаря которой он приобщается к ценностям культуры, осваивает первые социальные роли, приобретает опыт общественного поведения, в ней он делает свои первые шаги, переживает свои первые радости и огорчения. [37]

 Структура и функции семьи многообразны и зависят от социальных факторов, личностных особенностей супругов, уровня их культуры и образованности.

 Ещё древние мыслители говорили о том, насколько важна семья в жизни каждого человека. Так, семье и браку посвящено множество исследований, которые осуществлялись с древности до наших дней. К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер брачно-семейных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Патриархальную семью он рассматривал неизменной, исходной общественной ячейкой и считал, что брак входил в общественные повинности граждан и главным назначением семьи является рождение здоровых детей.

 Аристотель, критикуя проекты «идеального государства», развивает идею Платона о патриархальной семье как исходной и основной ячейке общества. При этом семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство. Именно от Аристотеля берёт своё начало мысль о том, что семья- неотъемлемый элемент социальной структуры общества. Каждый член семьи сохраняет определённую автономность и благодаря этому входит в различные другие объединения людей, социальной группы (учебные, производственные, политические), вступает в некоторые отношения с государственными учреждениями, соседями и другими сообществами, представляя в них либо интересы своей семьи, либо свои собственные взгляды, которые сформировались в семье.

 Подобная точка зрения в отношении семьи господствовала продолжительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно единственное – это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель, – это подобие отца, народ – детей…». [2; 5]

 Основу семьи Кант видел в правовом порядке, а Гегель – в абсолютной идее. Заметим в этой связи, что ученые, признающие вечность и изначальность моногамии, фактически отождествляют понятия «брак» и «семья», различия между ними сводятся к формальному началу. Конечно, между понятиями «брак» и «семья» существует тесная взаимосвязь. Недаром в литературе прошлого они нередко используются как синонимы. Однако в сути этих понятий есть не только общее, но немало и особенного, специфического. Кроме того, ученые убедительно доказали, что брак и семья возникли в разные исторические периоды. [15]

 Наука располагает обширной и достоверной информацией о характере внутрисемейных отношений в истории развития общества. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития.

 Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию. Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, «свою семью». Большой вклад в изучение динамики семейных отношений в истории развития общества внесли швейцарский историк И. Я. Бахофен, написавший книгу «Материнское право» (1861), и шотландский юрист Дж. Ф. Мак-Леннан, автор исследования «Первобытный брак» (1865). До ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. Через гетеризм (гинекократию)- отношения, основанные на высоком положении в обществе,- прошли все народы в направлении к индивидуальному браку в семье. Позднее сложилась пуналуальная семья - групповой брак, охватывавший братьев с их жёнами или группу сестёр с их мужьями. Такие семьи наблюдал Л. Морган в индейских племенах Северной Америки. Затем сформировался полигамный брак. В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры было провозглашена моногамия, но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин.

 В исследованиях, посвящённых проблемам семейных взаимоотношений, прослеживаются основные этапы её эволюции: на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных отношений; постепенно свобода половой жизни ограничивалась; динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.

 В XIX в. появляются эмпирические исследования эмоциональной сферы семьи, влечений и потребностей ее членов. Эти исследовании прежде всего находят своё отражение в работах Фредерика Ле Пле. В исследованиях были раскрыты следующие аспекты. Семья изучается как малая группа с присущими ей жизненным циклом, историей возникновения, функционирования и распада. Предметом исследования становятся чувства, страсти, умственная и нравственная жизнь. В исторической динамике развития семейных отношении Ле Пле констатировал направление от патриархального типа семьи к нестабильному, с разрозненным существованием родителей и детей. Далее исследования взаимоотношений в семье концентрируются на изучении взаимодействия, коммуникации, межличностного согласия, близости членов семьи в различных социальных и семейных ситуациях, на организации семейной жизни и факторах устойчивости семьи как группы. Эти исследования были освящены в работах Ж. Пиаже, З. Фрейда и их последователей. Развитие общества детерминировало изменение системы ценностей и социальных норм брака и семьи, поддерживающих расширенную семью, социокультурные нормы высокой рождаемости были вытеснены социальными нормами низкой рождаемости.

 Проблема формирования потребностей человека вообще и в отношении создания семьи, семейных ценностей отражается в трудах отечественных психологов Л.С. Выгодского, Н.Д. Добрынина, К.К. Платонова, Д.Н. Узнадзе и другие; педагогический аспект проблемы ценностного отношения к семье в русле гуманистической парадигмы раскрывается в работах Е.В. Бондаревской, В.С. Библе. Е.Н. Гусинского, В.П. Зинченко, Е.Н. Ильина, И.Б. Котовой, В.А. Сластенина, Р.М. Чумичевой, Е.Н. Шиянова и др. В трудах философов, социологов, демографов И.В. Бестужева-Лады, И.С. Кона, В.И. Переведенцева, В.А. Титаренко, А.Г. Харчева воспитание будущего семьянина выделено как один из аспектов социального формирования личности.

 Нравственные составляющие проблемы освещаются в исследованиях О.С. Богдановой, Г.Н. Волкова, И.В. Гребенникова, Р.Г. Гуровой, Л.Ю. Гордина, А.В. Иващенко, В.М. Коротова, Б.Т. Лихачева, Н.И. Монахова, А.Ф. Никитина и др. Среди зарубежных ученых, работающих в этом направлении, следует отметить Т. Парсона, Р. Бэйлза, К. Витэка, Э. Эриксона, Т. Гордона и др. [35]

 До середины XIX в. семья рассматривалась как исходная модель общества, социальные отношения выводились из семейных. В этнографии накоплен обширный материал, освещающий национальные особенности взаимоотношений в семье. Так, в Древней Греции доминировала моногамия. Семьи были многочисленными. Мужчины пользовались большими правами. В Древнем Риме приветствовалась моногамия, но внебрачные связи были широко распространены. Согласно законам римского права, брак существовал исключительно для деторождения. Наука располагает обширной информацией о влиянии христианства на институт семьи во многих странах мира. Церковная доктрина освящала моногамию. Браки христиан с иноверцами считались греховными. Формально христианство признавало духовное равенство женщины и мужчины. Однако в действительности положение женщин было приниженным.

 В России семейные отношения стали объектом изучения лишь в середине XIX в. Источниками исследования служили древнерусские летописи и литературные произведения. Историки Д. Н. Дубакин, М. М. Ковалевский и другие дали глубокий анализ семейно- брачных отношений в Древней Руси. Особое внимание уделялось изучению семейного кодекса «Домостроя» - литературного памятника XVI в. изданного в 1849 г. В 20- 50-е гг. XX столетия в исследованиях отражались тенденции развития современных семейных взаимоотношений. Так, П. А. Сорокин проанализировал кризисные явления в советской семье: ослабление супружеских, родительско- детских и родственных связей. Родственные чувства стали менее прочной связью, чем партийное товарищество. В этот период появились работы, посвящённые «женскому вопросу». В статьях А. М. Коллонтай, например, провозглашалась свобода женщины от мужа, родителей, от материнства. Психология и социология семьи были объявлены буржуазными лженауками, несовместимыми с марксизмом. С середины 50- х. гг. психология семьи стала возрождаться, появились теории, объясняющие функционирование семьи как системы, мотивы вступления в брак, раскрывающие особенности супружеских и родительско- детских отношений, причины семейных конфликтов и разводов. Большой вклад в развитие семейной терапии, которая стала активно развиваться, внесли такие учёные как Ю. А. Алешина, А. С. Спиваковская, Э. Г, Эйдемиллер и другие.

Анализ литературных источников позволяет проследить динамику развития семейных отношений «от Руси до России». Данные исследований показывают, что на каждом этапе развития общества преобладала определённая нормативная модель семьи, включающая членов семьи с определённым статусом, правами и обязанностями, нормативным поведением. Соответственно внутрисемейные отношения претерпевали изменения. Так, нормативная дохристианская модель семьи включала родителей и детей. Был характерен конфликт поколений, противостояние родителей и детей. С возникновением христианской модели семьи (XII- XIV вв.) изменились отношения между домочадцами. Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагали чёткое осознание каждым членом семьи своего места. В сфере межличностных отношений супругов доминировали родительские роли над ролями эротическими, хотя последние не совсем отрицались. На рубеже XIX- XX вв. эмпирическими исследованиями был зафиксирован кризис семьи, сопровождаемый глубокими внутренними противоречиями. Нормативной моделью стала нуклеарная семья, состоящая из супругов и детей. Что прослеживается и в настоящее время. Проблемы супружества- родительства- родства уделяют большое внимание не только в теории, но и на практике. В работах Ю. И. Алешиной, В. Н. Дружинина, С. В. Ковалёва, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и других учёных подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла. [35]

 Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка её методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которых взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско- детские, детско- родительские, детско- детские, прародительско- родительские, прародительско- детские отношения. Важный методологический принцип- синергетический- позволяет рассматривать динамику семейных отношений в позиции не линейности, неравномерности с учётом кризисных периодов. В настоящее время активно разрабатывается семейная психотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегрирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семьи с нарушениями взаимоотношений.

 Семейная педагогика как отрасль педагогической науки, разрабатывала теоретические основы домашнего воспитания (И. В. Бестужев- Лада, Г.Н. Волков, В. М. Петров и др.). Прежде всего, как справедливо отмечают современные учёные- И. В. Бестужев- Лада, И. С. Кон, семейные отношения, претерпевают трансформацию, появляются новые ценности, образцы, расширяющие социально- культурные представления человека. Так, в современной семье дети становятся главной ценностью, стремительно растёт рейтинг эмоциональных внутрисемейных отношений и т. д. Выдающийся представитель русской педагогики конца XIX – начала ХХ века П.Ф. Лесгафт, которого считают корифеем семейного воспитания, писал, что «испорченность» ребенка школьного или дошкольного возраста есть результат системы семейного воспитания, за которую расплачивается сам воспитанник. По мнению ученого, довольно часто приходится наблюдать, как родители в семье и воспитатели в школе воздействуют на ребенка, совершенно не давая себе отчета, в том, какие именно воспитательные меры следует применять к нему. П.Ф. Лесгафт определил условия, при которых каждый ребенок может стать «идеально нормальной личностью». К ним относятся: атмосфера любви и взаимного уважения; наличие такого высоконравственного воспитателя, который учит ребенка размышлять, быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом; регулярный, радостный общественно-полезный труд в присутствии ребенка; исключение так называемых «прибавочных» раздражителей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр и пр.; гармоничное развитие всех способностей ребенка; соблюдение принципа постепенности и последовательности; ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. [34]

 В этой связи П.Ф. Каптерев утверждает, что цель педагогики – помочь нравственному развитию детей, их нормальному физическому и психическому росту. В статье, опубликованной в журнале «Народная школа» (1875 г.), он указывал, что воспитание детей в семье должно начинаться с самого момента рождения. При этом родителям нельзя пренебрегать духовным влиянием на ребенка, ограничиваясь лишь физической стороной. Родители должны знать все этапы развития ребенка. «Без этого знания, – писал Каптерев, – воспитание невозможно». [15]

 Важнейшие вопросы семейного воспитания, в том числе структуры семьи, ее культуры, методов воспитания в семье разработаны в трудах А.С. Макаренко. Ученый утверждал, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Успех воспитания детей определяют семья как коллектив, а также поведение родителей. В «Книге для родителей» А.С. Макаренко указывает, что семья является первичным коллективом, где все ее члены равноправны и полномочны в своих функциях и обязанностях, в том числе и ребенок.

 Представленные положения весьма актуальны и сегодня, поэтому могут быть избирательно трансформированы в систему современного семейного воспитания.

 Семья - одна из основных тем древнерусских литературно- педагогических памятников, относящихся к X- XIV вв., отечественных сборников XIV- XIX вв. Анализ семейного воспитания конца XVIII- начала XIX содержится в работах А. Н. Радищева, Н. И. Новикова. По их мнению, цель семейного воспитания - растить «счастливых людей и полезных граждан». Условия такого воспитания - духовное общение в семье, внимание к развитию ума, тела, добрых нравов ребёнка, сочетание любви и требовательности. [14]

Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. И. Пирогова, Н. А. Добролюбова и других. В работах указанных авторов современное им семейное воспитание критикуется за присущие ему такие негативные черты, как подавление личности ребёнка. Одновременно высказывались предложения к совершенствованию воспитания детей в семье, предполагающие понимание ребёнка, обеспечение развития его внешних чувств, формирование привычек нравственного поведения, развитие активности, самостоятельности мысли и действий и т. д. Во второй половине XIX- начале XX в. теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видимое место в трудах К. Д. Ушинского, Н. В. Шелгунова, П. Ф. Лесгафта, П. Ф. Каптерева, М. И. Демкова и других. в русской классической педагогике подчёркивается необходимость изучения семьи как естественной жизненной среды для ребёнка, микрокосмоса того общества, которое её создало. Низкий уровень семейного воспитания, о котором писали исследователи того периода, во многом был обусловлен слабой подготовкой родителей, прежде всего матери, к воспитанию детей, налажен уклад жизни, царит согласие и взаимное уважение.

 Об интересе общественности конца XIX в. к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Родительского кружка» (Петербург, 1884). Члены кружка ставили целью изучение опыта семейного воспитания и разработку теории вопроса. Кружок создал свой печатный орган- «Энциклопедию семейного воспитания». В течении 1898- 1910 гг. под редакцией П. Ф. Каптерева было опубликовано 59 выпусков «Энциклопедии семейного воспитания», в которых обобщался опыт семейного воспитания, делались попытки теоретически обосновать его специфику. Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств, ценностей и идеалов. Учёные, П. Ф. Каптерев, М. М. Рубинштейн, В. Н. Сорока - Росинский и др., в качестве таких национальных ценностей называли религию, труд, произведения народной культуры.

 Усилиями учёных конца XIX – начала XX в. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучение детей в семье. Многие положения, сформулированные педагогами того времени, остаются актуальными для сегодняшнего дня. Своевременно звучит требование единого, целостного характера воспитания, опирающегося на специфику возраста, индивидуальные предпосылки и тенденции развития. Однако в первые десятилетия XX в. семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. Воспитание становится важнейшей функцией государства.

 Вторая половина нынешнего столетия вошла в историю педагогики и психологии началом экспериментального изучения семьи. За эти годы выполнено много диссертационных работ, написано много монографий, сборников научных трудов, в которых содержится характеристика современной семьи (Е. П. Арнаутова, А. Я. Варга, О. П. Клыпа, Т. А. Маркова, В. Я. Титаренко, Я. А. Ярцимович и др.). Значительная часть работ экспериментальных работ направлена на исследование каких- либо конкретных, но важных для теории вопросов семейного воспитания: становление задач коллективизма (Л. В. Загик), формирование нравственно- волевых качеств (В. П. Дуброва, Н. А. Стародубова, Х. А. Тагирова), заботливого отношения к окружающим (И. С. Хоменко), взаимосвязь оценок детей и родителей (М. М. Абрелова) и другие. Предметом изучения стали различные виды деятельности детей в условиях домашнего воспитания: игра (Г. Н. Гришина, В. М. Иванова), труд (Д. О. Дзинтаре). Работы современных учёных посвящены проблеме психологии семьи, тактике домашнего воспитания (С. В. Ковалёв, А. Д. Кошелева, А. В. Петровский, А. С. Спиваковская, Г. Г. Филиппова, О. А. Шаграева и др.). Достаточно обстоятельно изучены пути повышения педагогической культуры родителей (И. В. Гребенников, О. Л. Зверева, В. К. Котырло, Е. Н. Наседкина, Р. К. Серёжникова и др.), линии взаимодействия детского сада и семьи в воспитании ребёнка, коррекции его поведения (Е. С. Бабунова, В. И. Безлюдная, А. И. Захаров, А. И. Остроухова). Представляют интерес книги Е. И. Конради «Исповедь матери» (дореволюционный период), В. К. Маховой «Просто счастье (Записки матери)», супругов Никитиных «Мы и наши дети». С научной точки зрения ценны дневниковые книги, созданные профессиональными педагогами, психологами, например, «Близнецы» В. С. Мухиной, «Дневник матери» Н. А. Менчинской и другие.

Таким образом, анализ психолого- педагогических исследований показывает, всю широту взглядов и подходов к изучению внутрисемейных отношений, в трудах известных учёных и исследователей. Так как семья является объектом изучения не одной науки, а системы наук, следовательно, определение семьи не может быть однозначным. Развитие семьи не ограничивалось лишь теми временными рамками, которые задавала каждая эпоха, но трансформировалось на протяжении всей истории развития общества. Новым направлением в развитие психологии семейных отношений, является разработка её методических основ, опирающихся на принцип системности. Началом экспериментального изучения семьи и внутрисемейных отношений служит вторая половина нынешнего столетия.   Анализ материалов литературных источников, свидетельствует о том, что психология семьи и семейная педагогика для разработки теоретических проблем внутрисемейных отношений располагает разнообразным и богатым как теоретическим, так и эмпирическим материалом.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: